Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 673
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ни одна из указанных теорий, а равно и иных многочисленных теорий и гипотез, не может претендовать на абсолютную достоверность и полноту. На формирование государства и права повлияли множество факторов как экономического, политического, так и географического, климатического, культурного, социального, психологического характера. Все теории в совокупности позволяют составить целостное представление о причинах возникновения государства и права.
-
Общие закономерности (причины) возникновения государства и права.
Можно назвать несколько групп причин, повлекших возникновение государства. Все они тесно связаны друг с другом, и могут рассматриваться только в системе. Данные закономерности существовали не только в сфере экономических, но также и политических, социальных отношений.
Основными причинами возникновения государства и права являются:
-
переход от присваивающей экономики к производящей, выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов, профессионально занятых в сфере обмена товаров); -
создание в результате повышения производительности труда избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни; -
социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. На определенном этапе развития общества экономика достигла такого уровня, когда прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны; -
сосредоточение власти в руках наиболее богатых членов общества; -
появление нормативных регуляторов, направленных на поддержание власти в обществе и разрешение социальных конфликтов.
-
Особенности происхождения государства у различных народов. Формы возникновения государства.
Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. На формирование государства повлияли множество факторов – географические, климатические, исторические, экономические, и иные.
Можно выделить следующие формы возникновения государства:
-
азиатская – была распространена на Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия). Формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. Из представителей родоплеменной знати были сформированы органы власти, общинная собственность постепенно стала государственной;
рабовладельческая – связана с появлением частной собственности и классов (Афины, Рим). Государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Афинах развитие государства прошло стадию возникновения городов-полисов, основанных на социальной и имущественной дифференциации населения. В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных плебеев против родовой аристократии (патрициев);
-
прафеодальная – свойственна многим европейским государствам, в частности, Германии и России. При возникновении государства знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю. Впоследствии многие государства развивались как феодальные (крестьянство было прикреплено к земле, зависело от феодала, существовала крупная частная собственность на землю).
-
Понятие государства: его признаки и определение.
Государство рассматривалось учёными с различных точек зрения. Чаще всего государство рассматривалось как союз людей, политическое общество (Аристотель, Цицерон, Дж. Локк, Т.Гоббс). Л.Гумплович определял государство через его функции – управление делами общества, поддержание правопорядка. В марксистской теории государство представляет собой орудие организованного насилия одного класса над другим. Таким образом, исходя из существования множества теорий и концепций, подходов к определению государства, нельзя дать единого понятия. В ТГП понятие государства раскрывается через систему его признаков.
Основными признаками государства являются наличие публичной политической власти, территориальную организацию населения, государственный суверенитет, всеобъемлющий характер актов государства, наличие государственной казны (и, следовательно, взимание налогов на содержание государственного аппарата). Рассмотрим их более подробно.
-
публичная власть отделена от общества и не совпадает с его социальной организацией, осуществляет политическое управление обществом и представляет его. Власть осуществляется комплексом учреждений и органов, составляющий государственный аппарат, специально создаваемый для управления обществом, обладающим полномочиями на принятие обязательных норм; существует слой людей, работающих в государственном аппарате. В отличие от иных видов власти, данная власть может осуществляться и методом принуждения. -
территориальная организация государства очерчивается границами, на которую распространяется власть государства. -
суверенитет государства – его основной признак, который включает два компонента – верховенство и независимость. Верховенство власти заключается в её полноте на всей территории государства. Государство распространяет власть на всю свою территорию, определяет строй правовых отношений и правовой статус личности, организаций, объединений, регламентирует компетенцию государственных органов. Независимость – внешний компонент суверенитета, проявляющийся в его самостоятельности по отношению к иным государствам и международным организациям. Свойством суверенитета является его единство – неделимость между отдельными территориальными единицами (например, федерацией и субъектами), принадлежность государству в целом. -
всеобъемлющий характер актов государства обусловлен исключительным полномочием государства осуществлять нормативно-правовое регулирование жизни общества путём правотворчества. Нормативно-правовые и иные акты государства являются одним из основных способов осуществления государственной власти. -
государственная казна – необходимый признак государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, науки, культуры, поддержка малоимущих слоёв населения невозможна без собирания государством налогов, аккумулирования денежных средств.
В научной и учебной литературе называются также и иные признаки государства:
-
монополия на легальное применение силы. Только государство имеет основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан, организаций. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы; -
население – неотъемлемый признак государства, поскольку власть предполагает наличие властвующего и подвластного субъекта. Власть государства распространяется на определенный круг лиц, проживающих на его территории; - 1 2 3 4 5 6 7 8 9
многообразие используемых ресурсов, используемых для осуществления государственной власти – экономических, социальных, духовных, идеологических;
наличие символики — флага, герба, гимна, особых атрибутов власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях).
Можно предложить следующее определение государства: это публичная организация политической власти, обладающая суверенитетом и специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
-
Сущность государства и его социальное назначение
Понятие государства включает в себя характеристику его сущности. Сущность – это совокупность наиболее важных, определяющих, устойчивых признаков явления. Под социальным назначением понимается служебная роль и историческая цель государства.
К трактовке сущности любого государства существует два основных подхода – классовый и общесоциальный.
Согласно классовому подходу, государство выражает волю экономически господствующего класса и опосредует навязывание этой воли всему обществу. Данный подход свойствен марксистской теории, рассматривающей государство как аппарат насилия и принуждения. Такой подход обеднял и искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.
Общесоциальная сущность государства состоит в его служении обществу, обеспечении его потребностей, достижении социального компромисса и разрешении конфликтов. Несмотря на то, что данный подход основывается на общечеловеческой ценности государства, ориентирует на демократические методы управления обществом, подчёркивает ценность государства для общества, он также односторонен.
Наиболее полно сущность государства раскрывается в двойственном подходе: любое государство, наряду с решением классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К общим делам относятся разнообразные коллективные потребности общества: здравоохранение, образование, социальная поддержка пожилых людей, материнства, детства, инвалидов, транспорт и связь, борьба с эпидемиями, преступностью.
Социальное назначение государство предопределяется его сущностью, преобладанием классовых или общесоциальных черт. Цель государства – служение обществу, во имя чего оно должно устанавливать и поддерживать порядок, обеспечивать социальный мир и стабильность, безопасность, защищать личность от произвола и создавать условия для её развития, интегрировать общество, т.е. устранять и смягчать противоречия.
-
цйТипология государства: формационный и цивилизационный и иные подходы.
Типология государства базируется на обобщении большого исторического опыта, и состоит в разделении всех государств на типы – группы на основе общих, системообразующих признаков, раскрывающих закономерности развития.. В современной науке существует два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
В марксистском учении каждой из формаций в условиях существования классов соответствует определенный тип государства и права. В процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Определение типа государства осуществляется по следующим критериям: общественно-экономическая формация (тип производственных отношений), форма собственности на средства производства, социальное назначение государства. Историческими типами государства являются рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
В рабовладельческом государстве господствующим классом являлись рабовладельцы, в собственности которых находились средства производства; право защищала потребности этого класса. Сменивший его тип феодального государства основывался на собственности феодалов на землю, использовании труда крепостных крестьян и присвоении продукта их труда. Буржуазный тип государства характеризуется противостоянием буржуазии и пролетариата, обострением классовой борьбы, обнищанием пролетариата. Последним типом государства является социалистический, основанный на власти трудящегося народа.
Формационный подход заслуженно критикуется, поскольку не учитывает особенностей возникновения и развития государства в неевропейских странах, представляет развитие государства как однолинейный, заранее предопределённый процесс. С точки зрения этого подхода невозможно объяснить различия в развитии государств, причины, по которым и в настоящее время существуют государства различных типов. Но, несмотря на критику, полностью отказываться от формационного подхода не следует, поскольку его возможности до конца ещё не выяснены.