Файл: Ответы на вопросы к государственному экзамену по тгп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 674

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основе критики формационного подхода возник цивилизационный подход, учитывающий, помимо экономических, также и духовно-культурные факторы, которые способны как блокировать, так и усиливать влияние способа производства на общественные отношения, прерывать смену формаций. На основе сходства различных культур они объединяются в цивилизации. В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с существующей в государстве ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг.

Наиболее известна теория цивилизаций А. Тойнби, который понимал под цивилизацией замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделял до 100 цивилизаций, впоследствии сократив их число до 20. Тойнби полагал, что по типу цивилизаций можно выделить и типы государств, однако, данная типология не разработана до сих пор. Достоинством данного подхода является учёт многовариантности, нелинейности развития государства и права.

В цивилизационном подходе выделяют следующие типы государств:

  • По этапу развития: локальные (шумерская, индская), особенные (западноевропейская, исламская) и всемирная цивилизации;

  • Первичные и вторичные цивилизации. Государство первичной цивилизации всесильно, обеспечивает экономическое развитие, тесно связано с религией (японская, сиамская цивилизации). Государство вторичной цивилизации, наоборот, меньше влияет на экономику, отделено от религии и культуры (восточноевропейская, североамериканская цивилизации);

  • Аграрная (традиционалистская) и техногенная цивилизации. Общественная жизнь аграрных цивилизаций не расчленена на сферы, государство и право развивается медленно (Древний Египет, Вавилон, Индия). Техногенная цивилизация основана на научно-техническом прогрессе, развитии экономики, науки, образования, характеризуется высоким уровнем жизни.

И в формационном, и в цивилизационном подходе выделяются переходные государства, характеризующиеся промежуточным состоянием между двумя формациями, типами цивилизаций. Отнесение переходного государства к самостоятельному типу – дискуссионный вопрос. На мой взгляд, переходное государство – самостоятельный тип, поскольку переходное состояние связано не только со сменой формы государства, но и с изменением ценностей общества, переход может занять длительное время, а само переходное государство – конкретно-историческое явление.



  1. Понятие и объективный характер функций государства.

Функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется от их осуществления. Не следует отождествлять функции государства с его целями и задачами. Цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы ее достижения в определенных условиях, в то время как функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.

Функции государства – главные социально-значимые направления на конкретном этапе его развития. Функции могут быть определены как механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения.

Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются факторами внутреннего и внешнего характера, первое место среди которых занимают сущность и социальное назначение государства. Так, на одном этапе развития государства приоритет может отдаваться экономическим, на другом — политическим или социально-культурным функциям, на третьем — функциям обороны. Несмотря на относительное постоянство функций, формы и методы их осуществления порой весьма различны в разных государствах и на разных этапах их развития.

Признаками функции государства являются:

  • историческая изменчивость;

  • обусловленность сущностью и социальным назначением государства;

  • направленность на выполнение крупных задач и целей;

  • устойчиво сложившаяся и объективно необходимая предметная деятельность государства в наиболее важных сферах жизни общества;

  • выполняются скоординированными действиями всех органов государства.

Характерные черты функций государства:

  • юридическая природа (оформляются нормативно-правовыми актами);

  • публично-властный характер (связь с государством);

  • социальная значимость;

  • наличие процессуальной формы реализации.

Связь функций с социальным назначением и сущностью государства обуславливает существование классовых и общесоциальных функций. В то же время, все функции государства в большей или меньшей степени отвечают интересам всего общества. На содержание функций государства влияют множество факторов, в частности, национальные моменты (особенно во многонациональных государствах), развитие научно-технического прогресса и информатизации, процессы глобализации и интеграции государств, международная обстановка.



  1. Классификация функций государства.

В теории государства и прав классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

  • по принципу разделения властей: законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные);

  • по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;

  • по специфике объектов государственного воздействия: политическая, экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и другие;

  • по продолжительности действия: постоянные и временные;

  • по значимости: главные и второстепенные;

  • по характеру государственного воздействия на общественные отношения: охранительные (охрана существующих общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений);

  • по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые).

Наиболее значимой считается классификация функций в зависимости от объекта государственного воздействия. По этому критерию можно выделить следующие внутренние функции государства:

  • политическая – обеспечивает реализацию народовластия, государственного суверенитета, создание условий для самоуправления, официальное представительство общества. В рамках политической функции осуществляется защита конституционного строя, общества от внешних и внутренних угроз, поэтому данную функцию можно назвать ключевой;

  • экономическая – зависит от того, осуществляется ли она в условиях распределительной или рыночной экономики. В государствах с рыночной экономикой вмешательство государства в экономику минимально, и выражается в выработке государственной политики, управлении государственными предприятиями, установлении правовых основ рынка, ценовой политики, регулировании внешнеэкономических отношений, предоставлении мер государственной поддержки (например, малому и среднему предпринимательству);

  • социальная – состоит в установлении и обеспечении минимальных стандартов жизни (заработной платы, прожиточного минимума), социальной защите незащищённых слоёв населения (инвалидов, детей, пожилых людей), обеспечении занятости, пенсионном обеспечении, развитии здравоохранения;

  • финансовый контроль (фискальная) — заключается в установлении и сборе налогов, формировании государственного бюджета и контроле за его расходованием, контроле за денежным обращением и осуществлением финансовых операций;

  • охрана правопорядка подразумевает охрану прав и свобод граждан, защиту всех форм собственности, обеспечение режима законности, борьбу с преступностью и охрану общественного порядка;

  • экологическая - включает в себя разработку экологической программы, принятие и осуществление программ охраны и защиты окружающей среды, установление правового режима природопользования, экологических стандартов;

  • культурная – заключается в государственной поддержке науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации, сохранении историко-культурных памятников, признании идеологического многообразия, охране интеллектуальной собственности;

  • миграционная – сформировалась недавно, и связана с необходимостью выработки миграционной политики, подготовки и реализации миграционных программ, осуществлении миграционного контроля, защите прав мигрантов. Данная функция актуальна для современного Российского государства.


К внешним функциям относятся функции интеграции в мировую экономику, обороны, обеспечения мира и порядка.

  • Функция интеграции в мировую экономику заключается в участии в международном разделении труда, установлении отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участии в деятельности международных экономических организаций, совершенствовании правовых основ внешнеэкономической деятельности, предотвращении и ликвидации последствий экологических катастроф;

  • Функция обороны заключается в защите суверенитета и территориальной целостности государства, а также выполнении международных обязательств. Данная функция осуществляется по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами.

  • Функция обеспечения мира предполагает политическое сотрудничество со всеми государствами, укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений, участие в работе международных организаций, участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;

  • Функция сотрудничества со странами СНГ характерна для Российского государства и включает в себя сотрудничество в экономической, политической, культурной и иных областях, создание системы коллективной безопасности, совместную охрану границ.

Тенденциями в развитии функций современного государства являются их расширение, захват всё больших сфер общественной жизни, изменение содержания (например, экономической функции Российского государства при переходе от плановой к рыночной экономике), приоритет общесоциального начала, а также возрастание ценности государства как источника правопорядка и безопасности.


  1. Форма государства и факторы, влияющие на ее формирование и эволюцию.

Любое государство есть единство сущности, социального назначения и формы. Форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти, который раскрывается в трёх элементах:


  • форме правления, которая раскрывает организацию высших органов власти государства (их структуру, порядок образования, степень участия населения в формировании), взаимоотношения этих органов с населением и друг с другом, а также компетенцию;

  • форме государственного устройства — определяет соотношение государства и его составных частей, взаимоотношение центральных и местных властей;

  • политическом режиме — совокупности приёмов, методов и способов осуществления власти и управления.

Форма государства зависит от множества факторов. Экономический строй общества характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание. Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства влияние оказывают также национальный состав населения, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития, а косвенно даже особенности географического положения. Форма государств испытывает воздействие и международных отношений. Так, менее развитые и экономическом и политическом отношении страны используют опыт более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности (парламенты, Президента).

Поскольку в мире нет двух абсолютно одинаковых стран, не существует и двух государств, обладающих идентичной формой. Но в теории государства и прав выработаны модели форм правления, территориального устройства и политического режима, которые в большей или меньшей степени отражают форму каждого из государств.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9