Файл: Лабораторная работа 1 Тема Внимание Цель лабораторной работы научиться проводить диагностику свойств внимания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа №1
Тема: «Внимание»
Цель лабораторной работы: научиться проводить диагностику свойств внимания.
Задания к исследованию по теме: «Внимание»
1. Дать определение вниманию как психически познавательному процессу.
Внимание – это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других объектов в течение определённого периода времени.
2. Дать определение таким свойствам внимания, как: избирательность, объём, переключение.
Избирательность – это способность индивида отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные.
Объём – это количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно.
Переключение – это то сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.
3. Описать методику исследования:
а) 1. Тест Мюнстерберга для оценки избирательности внимания
Цель: диагностика избирательности внимания.
Описание методики: Тест Мюнстерберга используется для диагностики избирательности внимания. Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели.
Ход работы:
Испытуемым предлагалась следующая инструкция:
«В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача – как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты.»
Испытуемые приступили к выполнению задания.
После того, как время вышло, они перешли к обработке результатов: преподаватель зачитывал слова, представленные в ключе, испытуемые сверяли свои работы.
Испытуемых попросили оценить себя, прочитав интерпретацию.
2. Тест В.Л. Маршук для оценки распределения внимания.
Цель: диагностика распределения внимания.
Описание методики: перед испытуемыми ставится следующая задача: в рабочей таблице записывать в порядке очередности числа, которых нет в тестовой таблице. Пропуск отсутствующего числа считается ошибкой. Время: 1,5 мин.
Ход работы:
Испытуемым предлагалась следующая инструкция:
«Перед вами таблица, на которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, значит, 15 (от 40) пропущено. Вам надо записывать в рабочей таблице в порядке очередности числа, которых нет в тестовой таблице. Работайте быстро, т.к. время ограничено (1,5 мин.).»
Испытуемые приступили к выполнению задания.
После того, как время вышло, они перешли к обработке результатов: преподаватель зачитывал цифры, отсутствующие в таблице, которые были представлены в ключе, а испытуемые отмечали правильные ответы.
Испытуемые перешли ко второму этапу тестирования. Им была выдана аналогичная таблица, но уже больших размеров, на которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 70. Задание выполнялось по аналогии с предыдущим. Время на выполнение: 4 мин.
Испытуемые приступили к выполнению задания.
После того, как время вышло, они перешли к обработке результатов: преподаватель зачитывал цифры, отсутствующие в таблице, которые были представлены в ключе, а испытуемые отмечали правильные ответы.
Испытуемых попросили оценить себя, по критериям, представленным в таблице.
3.Тест «Интеллектуальная лабильность» для оценки переключения внимания (в модификации С.Е. Костроминой)
Цель: диагностика переключения внимания.
Описание методики: модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности. В течение 3-4 секунд испытуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются преподавателем. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем.
Для проведения испытания от преподавателя требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.
Ход работы:
Испытуемым предлагалась следующая инструкция:
«Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!».
Преподаватель зачитывал стимульный материал в ускоренном порядке, не повторяя.
После того, как все задания были зачитаны, они перешли к обработке результатов: преподаватель зачитывал формат правильного ответа, а испытуемые сверяли свои работы.
«Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Далее были зачитаны нормы.
б) кол-во испытуемых: 7 человек;
пол: юноши и девушки;
возраст: от 18 до 20 лет.
4. Представить результаты проведения исследования:
№ испытуемого | Результаты | |||||
Распределение внимания (Тест В. Л. Маршук) | Избирательность внимания (Тест Мюнстерберга) | Переключаемость и концентрация внимания (Тест в модификации С. Е. Кстроминой) | ||||
1 (девушка) | 13 (высокий) | 19 (высокий) | 24 (высокий) | 2 ошибки (высокий) | ||
2 (девушка) | 14 (высокий) | 20 (высокий) | 23 (высокий) | 2 ошибки (высокий) | ||
3 (девушка) | 15 (высокий) | 15 (высокий) | 19 (средний) | 5 ошибок (низкий) | ||
4 (девушка) | 13 (высокий) | 14 (высокий) | 23 (высокий) | 3 ошибки (средний) | ||
5 (девушка) | 11 (средний) | 15 (высокий) | 12 (низкий) | 6 ошибок (низкий) | ||
6 (юноша) | 13 (высокий) | 19 (высокий) | 20 (средний) | 1 ошибка (высокий) | ||
7 (юноша) | 13 (высокий) | 14 (средний) | 19 (средний) | 1 ошибка (высокий) |
1. Тест В. Л. Маршук для оценки распределения внимания.
1-ый квадрат:
85,7% - высокий результат.
14,3% - средний результат.
0% - низкий результат.
2-й квадрат:
85,7% - высокий результат.
14,3% - средний результат.
0% - низкий результат.
Общий результат:
85,7% - высокий результат.
14,3% - средний результат.
0% - низкий результат.
2. Тест Мюнстерберга для оценки избирательности внимания
42,9% - высокий результат.
42,9% - средний результат.
14,3% - низкий результат.
3. Тест «Интеллектуальная лабильность» для оценки переключения внимания (в модификации С.Е. Костроминой)
57,1% - высокий результат.
14,3% - средний результат.
28,6% - низкий результат.
5. Рекомендации для испытуемых, имеющих низкий результат:
Развивать внимание можно с помощью специальных упражнений. Главный принцип – регулярность. Лучше заниматься каждый день по 5 минут, чем выполнить все задания за раз и отложить на неопределенный срок.
Таблица Шульте:
Классическое упражнение на развитие внимания. Посмотрите на таблицу ниже и постарайтесь как можно быстрее зафиксировать числа взглядом в правильном порядке от 1 до 25. Можно усложнить задачу. Сделайте то же самое, поместив взгляд в центр таблицы и пользуясь только периферическим зрением. Кстати, этой техникой пользуются на курсах обучения скорочтению.
Поиск отличий:
Одна из любимых детских развивашек отлично тренирует внимание. Посмотрите на картинки и постарайтесь найти как можно больше отличий. Чтобы усложнить задачу, можно делать это на время.
Рисование двумя руками:
Основная цель этого упражнения – развитие обоих полушарий мозга. Но оно отлично подойдет и для тренировки внимания. Возьмите в руки по карандашу и начните одновременно рисовать разные геометрические фигуры. Например, левой рукой квадрат, а правой – круг. Лучше всего это делать на время. Постарайтесь нарисовать хотя бы 8–10 фигур за минуту. Но и про качество не забывайте!