Файл: Введение Религия в современном российском обществе занимает все более важное место.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Заключение

В современной России религия начинает играть все более важную роль, проникая в различные сферы жизни. Однако наша страна всегда была и остается многонациональной и поликонфессиональной.

Для многоконфессиональной Российской Федерации православие и ислам, существующие в стране многие столетия, во все времена являлись традиционными религиями. Никакие другие религиозные организации, их влияние на политические процессы и их взаимоотношения не вызывали к себе столь значительного интереса и противоречивого отношения.

Взаимоотношения между государством и церковью в России никогда не были однозначными. Особенно сложными стали отношения в советский период истории – от практически полного отрицания церкви государством до признания важной ее роли в развитии общества.

Характер современных отношений церкви и государства достаточно сложен и своеобразен. И здесь можно назвать два основных на сегодняшний день фактора.

Во-первых, регулирование отношений между государством и церковью осуществляется посредством законодательного регулирования. Начиная с Основного закона государства – Конституции РФ, происходит закрепление взаимоотношений, касающихся вероисповедной политики, свободы совести, деятельности религиозных организаций в России.

Второе обстоятельство – это отделение церкви, и, прежде всего, Русской Православной Церкви, от государства, и, при этом, освобождение церкви от государственного контроля, управления.

Российское государство не вмешивается в дела церкви (или, точнее, церквей – различных вероисповеданий), дает развиваться и действовать по своему усмотрению, при этом не допуская нарушений церковью государственных интересов, интересов общества и человека.

Такой подход государства к отношению с церковью вполне понятен. Ведь сегодня церковь – это не только хранительница традиционных духовных ценностей, оказывающая значительное влияние на формирование культуры, но и активный участник общественно-политической жизни страны, самостоятельный субъект, наделенный определенными полномочиями и имеющий определенный авторитет. А, следовательно, как и другие субъекты должен соблюдать «правила игры», устанавливаемые государством с целью поддержания соответствующего политического порядка. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.


Сегодня вопрос о количестве людей, исповедующих Ислам в России не имеет однозначного ответа. Ислам традиционно исповедают немало народов и этносов, проживающих на территории современной России: татары, чеченцы, башкиры, аварцы, ингуши, кабардинцы, адыгейцы, карачаевцы и др.

Максимальная оценка численности последователей Ислама в нашей стране – 20 миллионов человек, однако более реальное число составляет порядка 5 миллионов россиян. Необходимо учитывать также и значительные общины выходцев из ближнего и дальнего зарубежья, проживающих постоянно или временно работающих в РФ (в первую очередь, это азербайджанцы, коих в Москве больше, чем в столице Азербайджана). По данным переписи населения 2002 г., «этнических мусульман» в РФ насчитывалось порядка 15 млн. А согласно данным ЦРУ, на май 2004 года в нашей стране насчитывалось 26 миллионов приверженцев Ислама, включая нелегальных мигрантов. По оценкам лидеров мусульман, в России действует более 5000 общин.

Ислам в современной России не столь однозначен. Не существует единой организации, которая бы объединила всех мусульман России. В отличие от вероучения христиан, в котором утверждается невозможность спасения вне Церкви, у мусульман церковная организация не играет первостепенной роли. В исламе нет жёсткой иерархии, а также отсутствует клерикальный аппарат. По словам мусульманских богословов, мечеть есть место для собрания на молитву и поклонению Богу, где не алтаря и завесы, нет священников и посредников между верующими и Господом, наделенных сакрально канонизированной властью. Имам, возглавляющий молитву, выполняет функцию, подобную не христианскому священнослужителю, а скорее раввину. Имам необходим верующим только для того, чтобы остальные синхронизировали свои движения в молитве, глядя на него; он является примером этих движений. В ортодоксальном исламе понятие «духовного окормления» отсутствует.

Во время «парада суверенитетов» не без помощи со стороны республиканских властей были организованны самостоятельные Духовные управления мусульман (ДУМ) в первую очередь в Татарстане и Башкирии, а после и в других регионах. Сегодня религиозной жизнью последователей Ислама в РФ руководит общей численности более 40 Духовных управлений. По инициативе муфтия Татарстана Габдуллы Галиуллы «раскольники» были объединены под руководством Высшего координационного совета ДУМ России. Однако через несколько лет эта организация практически развалилась и, как следствие, сократила влияние, а на роль основного претендента на власть в исламской общине начал претендовать Совет муфтиев России.



Определить настоящий размер влияния альтернативных ДУМ на мусульман России сложно, потому как муфтии зачастую преувеличивают собственную поддержку среди верующих мусульман, а местные уммы зачастую не хотят вмешиваться в эти распри.

Современная Россия в некой степени повторяет установившуюся в зарубежных странах с многочисленной общиной мусульман норму, в которой мусульманские организации объединяют лидеры, лояльные властям, но одновременно с этим существует большой пласт неофициального ислама, последователи которого стоят на ортодоксальных и порой радикальных позициях.

Процесс возрождения ислама в мире и в России противоречив, недостаточно изучен, поэтому требует своего дальнейшего исследования. Вместе с тем уже заложены серьезные основы для исследования исламского фактора как достаточно нового научного направления, находящегося на стыке нескольких наук: философии, политологии, религиоведения, геополитики, теории национальной безопасности, ориенталистики, международных отношений.

Литература


  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ).

  2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г.)

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 7 декабря 2011 года).

  4. Ахмадуллин, В. Государственно-исламские отношения в России. История. Теория, Механизмы. Военно-политические аспекты. / В. Ахмадуллин, В. Мельков. - М.: Норма, 2006. – 89 с.

  5. Баширов, Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России (Точка зрения) / Л.А. Баширов. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 92 с.

  6. Буттаева, А. Исламское возрождение в России / А. Буттаева // Вестник Дагестанского научного центра. – 2010. - № 36. – С.71-79.

  7. Друзь, И. Православие и ислам: полторы тысячи лет вместе / И. Друзь //Русская народная линия. – 2011.- № 2. – С.15-18.

  8. Малашенко, А.В. Исламская альтернатива и исламский проект / А.В. Малашенко. - М.: Весь мир, 2006. -223 с.

  9. Мчедлов, М. Политика и религия / М. Мчедлов // Духовное наследие. – 2011. - № 4 (123). – С. 7-15.

  10. Осокина, И. Взаимоотношения церкви и государства на современном этапе российской истории / Осокина, И. // Духовное наследие. – 2011. - № 6 (125). – С. 12-19.

  11. Семенов, В.В. Особенности религии – одной из составляющих этнополитических процессов в современной России / В.В. Семенов. – Саратов: ПРЕСС-А, 2006. – 229 с.

  12. Силантьев, Р.А. Новейшая история ислама в России / Р.А. Силантьев. - М.: Эксмо, 2007. – 187 с.

  13. Чаплин, В. Православие и ислам в России М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем, 2011. – 84 с.