Файл: Курсовая работа Экономика и бухгалтерский учет Специальность 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выборочные учетные данные помогают детализировать показатели отчетности и сделать анализ более углубленным и представительным. Их следует рассматривать как источник учетного характера, так как необходимые данные берут из Главной книги и регистров синтетического и аналитического бухгалтерского учета.
К внеучетным источникам информации относят:
- материалы внешнего и внутреннего аудита;
- материалы проверок налоговой службы;
- объяснительные и докладные записки менеджеров среднего звена управления предприятием;
- данные фондового рынка о котировке акций данного предприятия;
- материалы, получаемые в результате личных контактов с исполнителями;
- материалы, опубликованные в печати, и др.
Финансовый анализ, выступая основным источником информационных данных, используемых в процессе ретроспективного, текущего и прогнозного анализа, позволяет установить достоинства и недостатки действующей системы аналитической информации.1
1.3 Методика финансового анализа
Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных (наиболее информативных) показателей, дающих объективную картину финансово-экономического состояния предприятия:
- изменение в структуре активов и пассивов;
- динамика расчетов с дебиторами и кредиторами;
- величина прибылей и убытков и уровень рентабельности активов, собственного капитала и продаж;
- изменение в структуре денежных потоков и др.
При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое положение предприятия, так и прогнозы на ближайшую перспективу.
Исходной базой для финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает восстановить все ключевые аспекты коммерческой деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т.е. с необходимой для аналитика степенью агрегирования.
Практикой выбраны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие:
- чтение отчетности;
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ;
- трендовый анализ;
- сравнительный (пространственный) анализ;
- факторный (интегральный) анализ;
- метод финансовых коэффициентов.
Чтение бухгалтерской отчетности – общее ознакомление с финансовым положением предприятия по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках. Чтение отчетности – этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с субъектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущественное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов. В процессе чтения отчетности необходимо рассмотреть параметры разных отчетных форм в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, изменения в активах целесообразно увязывать с объемом продаж. Следует иметь в виду, что разные формы неадекватно отражают информацию о субъекте анализа. Бухгалтерский баланс показывает имущественное состояние предприятия на конец отчетного периода, а отчет о прибылях и убытках выражает финансовых результат за отчетный период (квартал, год) нарастающим итогом. Поэтому по балансу могут быть установлены одни тенденции (например, снижение показателей), а по отчету о прибылях и убытках – другие (например, рост объема продаж и прибыли). Разнонаправленность динамики показателей может быть обусловлена методикой составления бухгалтерской отчетности или иными факторами внешнего и внутреннего характера, которые аналитик может выявить на последующих этапах анализа.
Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов.
Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:
- простое сравнение статей отчетности и изучение их резких изменений;
- анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.
При этом наибольшее внимание уделяют случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Он может проводиться по исходной или агрегированной отчетности. Вертикальный анализ баланса позволяет рассмотреть соотношение между оборотными и внеоборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам. Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (квартал, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т.е. осуществляют прогнозный анализ.
Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения, как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных компаний-конкурентов.
Факторный анализ – это процесс изучения влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном – отдельный элементы соединяют в общий результативный показатель. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли на собственный капитал:
ЧР = =
100, (1.1)
где ЧР - чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы);
ЧП – чистая прибыль за расчетный период;
СК – собственный капитал на последнюю отчетную дату;
ВР – выручка от реализации продукции (без косвенных налогов);
А – активы на последнюю отчетную дату.
Если в результате анализа бухгалтерской отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:
- снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;
- менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;
- изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).
Анализ показателя чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал, используют при решении вопроса, насколько предприятие может повысить свои активы в будущем без прироста привлеченного капитала в форме кредитов и займов, т.е.:
- при выборе рациональной структуры капитала;
- при решении вопроса об инвестициях в основной и оборотный капитал.
Модификацией формулы Дюпона (применительно к российским условиям) является пятифакторная модель чистой рентабельности собственного капитала (ЧР ):
ЧР =
= 100, (1.2)
где ЧП – чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после налогообложения;
ПП – прибыль от продажи товаров;
БП – бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения);
ВР – выручка (нетто) от реализации проданных товаров;
А – суммарные активы предприятия на последнюю отчетную дату.
Значение ( ) выражает долю чистой прибыли в прибыли от продажи товаров.
На величину чистой прибыли оказывают влияние суммы операционных и внереализационных доходов и расходов, а также платежей из прибыли в бюджетную систему. На объем прибыли от продаж влияют суммы коммерческих и управленческих расходов.
Величина ( ) показывает долю прибыли от продаж в бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения).
Значение ( ) характеризует рентабельность реализованной продукции (объем продаж).
Показатель ( ) определяет оборачиваемость активов предприятия.
Параметры (