Файл: Гусевой Ксении 501 ро.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гусевой Ксении

501 РО
ЗАДАНИЯ И ТЕКСТЫ

зачетной самостоятельной работы по синтаксису

сложного предложения (СБП)
Вариант 2
Определите структурно-семантические виды данных СБП, характер смысловых отношений и средства связи предикативных частей в них.
1. Словосеребро, молчание золото. (Пословица)
Сложное предложение, так как содержит 2 предикативные основы (Словосеребро, молчание золото), выражает 2 предикативности, заключает в себе сложную мысль, называет 2 ситуации; 1ПЧ: Словосеребро, 2ПЧ: молчание золото.

СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, а только с помощью интонации.

Закрытой структуры, т.к. не может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.

Однородного состава, так как в ПЧ сообщается об одноплановых событиях и они равноправны между собой в смысловом отношении.

Сопоставительное, т.к. ПЧ выражают общие сопоставительные отношения. Это можно проверить путем добавления сочинительного противительного союза «а», преобразовав СБП в ССП (Словосеребро, а молчание золото).

Смысловые отношения сопоставительные, т.к. содержание одной ПЧ сопоставляется с содержанием другой ПЧ, при этом сопоставляемые явления не отрицают друг друга, а сосуществуют.

Средства связи: основные – сопоставительная интонация; дополнительные – синтаксический параллелизм, типизированные лексические элементы (антонимы: слово – молчание, золото – серебро (и они же слова одной тематической группы).

Схемы предложения:


1

2
, .

[…] , […].
Вызвался служить народу – иди за ним в огонь и воду. (Пословица)
Сложное предложение, так как содержит 2 предикативные основы (Вызвался, иди), выражает 2 предикативности, заключает в себе сложную мысль, называет 2 ситуации; 1ПЧ: Вызвался служить народу, 2ПЧ: иди за ним в огонь и воду.

СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, а только с помощью интонации.


Закрытой структуры, т.к. не может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.

Неоднородного состава, так как в ПЧ сообщается о разноплановых событиях и они неравноправны между собой в смысловом отношении.

Обусловленности, т.к. ПЧ выражают общие отношения обусловленности.

Смысловые отношения условно-следственные, т.к. 1ПЧ заключает в себе условие того, о чем говорится во 2ПЧ. Доказать это можно путем подстановки в 1 ПЧ союза «если», преобразуя наше СБП в СПП с придаточным условным (Если вызвался служить народу – иди за ним в огонь и воду).

Средства связи: основные – интонация обусловленности; дополнительные – анафорическое местоименное слово «за ним» во 2ПЧ, которое заменяет знаменательное слово «народу» из 1ПЧ; фиксированный порядок следования ПЧ.

Схемы предложения:


1

2
- .

[…] – […].
Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами – с лесных полян пригнали коров. (К. Паустовский)
Сложное предложение, так как содержит 2 предикативные основы (пыль изапахвисели; пригнали), выражает 2 предикативности, заключает в себе сложную мысль, называет 2 ситуации; 1ПЧ: Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами, 2ПЧ: с лесных полян пригнали коров.

СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, а только с помощью интонации.

Закрытой структуры, т.к. не может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.

Неоднородного состава, так как в ПЧ сообщается о разноплановых событиях и они неравноправны между собой в смысловом отношении.

Причинно-следств., т.к. между ПЧ выражаются общие причинно-следственные отношения. Доказать это можно путем подстановки подчинительного союза «потому что», преобразовав данное нам СБП в СПП с придаточным причины (Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами, потому что с лесных полян пригнали коров).

Смысловые отношения причинные, т.к. 2ПЧ является причиной событий, названных в 1ПЧ.

Средства связи: основные – объяснит. интонация; дополнительные – фиксированный порядок следования ПЧ; соотношение форм глаголов-сказуемых в форме изъявит.накл., прош.вр.; типизированные лексические элементы (слова одной тематической группы – молоко, коров).



Схемы предложения:


1

2
- .

[…] – […].
Но успокойся, посмотри: цветет, цветет на минном поле земляника.(М. Дудин)
Сложное предложение, так как содержит 2 предикативные основы (успокойся, посмотри; цветет, цвететземляника), выражает 2 предикативности, заключает в себе сложную мысль, называет 2 ситуации; 1ПЧ: Но успокойся, посмотри, 2ПЧ: цветет, цветет на минном поле земляника.

СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, а только с помощью интонации.

Закрытой структуры, т.к. не может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.

Неоднородного состава, так как в ПЧ сообщается о разноплановых событиях и они неравноправны между собой в смысловом отношении.

Изъяснительно-объектное, т.к. между ПЧ выражаются общие объектные отношения.

Смысловые отношения объектные, т.к. в 1 ПЧ нет опорного слова, непосредственного выражающего процесс восприятия, но имеется слово, указывающее на то, что сам этот процесс совершается «посмотри», а 2 ПЧ обозначает объект, на который направлено действие, объект восприятия. Доказать это можно путем подстановки подчинительного союза «что» и глагола «видишь» (Но успокойся, посмотри, видишь, что цветет, цветет на минном поле земляника).

Средства связи: основные – предупр. интонация; дополнительные – фиксированный порядок следования ПЧ; структурная неполнота 1ПЧ, в которой отсутствует глагол со значением восприятия и дополнение объектного значения, роль которого выполняет 2ПЧ.

Схемы предложения:


1

2
: .

[…] : […].

У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту. (В. Солоухин)

Сложное предложение, так как содержит 2 предикативные основы (есть правило; нельзя терять высоту), выражает 2 предикативности, заключает в себе сложную мысль, называет 2 ситуации; 1ПЧ: У альпинистов есть золотое правило; 2ПЧ: нельзя терять высоту.

СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, а только с помощью интонации.


Закрытой структуры, т.к. не может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.

Неоднородного состава, так как в ПЧ сообщается о разноплановых событиях и они неравноправны между собой в смысловом отношении.

Пояснительное, т.к. между ПЧ выражаются общие пояснительные отношения.

Смысловые отношения пояснительные, т.к. в 2 ПЧ поясняет содержание 1 ПЧ. Доказать это можно путем подстановки пояснительного союза «а именно» и преобразования данного СБП в СПП (У альпинистов есть золотое правило, а именно, нельзя терять высоту).

Средства связи: основные – пояснит. интонация; дополнительные – фиксированный порядок следования ПЧ; типизированные лексические элементы (слова одной тематической группы – альпинисты, высоту); опорное словосочетание в 1ПЧ «золотое правило».

С
1

2
хемы предложения:

: ..

[…] : […].
Мысорвали несколько гроздей схваченной морозцем красной рябины – этобыла последняя память о лете, об осени. (К. Паустовский)
Сложное предложение, так как содержит 2 предикативные основы (Мысорвали; этобыла память), выражает 2 предикативности, заключает в себе сложную мысль, называет 2 ситуации; 1ПЧ: Мысорвали несколько гроздей схваченной морозцем красной рябины; 2ПЧ: этобыла последняя память о лете, об осени.

СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, а только с помощью интонации.

Закрытой структуры, т.к. не может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.

Неоднородного состава, так как в ПЧ сообщается о разноплановых событиях и они неравноправны между собой в смысловом отношении.

Распространительно-присоединительное, т.к. между ПЧ выражаются общие распространительно-присоединительные отношения.

Смысловые отношения распространительно-присоединительные, т.к. 2 ПЧ распространяет 1 ПЧ и содержит сообщение добавочного характера.

Средства связи: основные – присоединит. интонация; дополнительные – фиксированный порядок следования ПЧ; типизированные лексические элементы (слова одной тематической группы – морозец, красная рябина, осень); соотношение форм глаголов-сказуемых в форме изъявит.накл., прош.вр.; анафорическое местоименное слово «это» во 2ПЧ, которое заменяет всю 1ПЧ в целом.


Схемы предложения:


1

2
- .

[…] – […].
В данном СБП вставьте необходимый знак препинания и сделайте синтаксический разбор предложения.
2. Пламенный день начинал остывать, приподнималсяна цыпочкахвечер. (З. Алигер)


  1. Предложение повествовательное, так как содержит сообщение, произносится с повествовательной интонацией и на конце стоит точка.

  2. Невосклицательное, так как не имеет эмоциональной окраски, произносится без восклицательной интонации и на конце не ставится восклицательный знак.

  3. Сложное, так как содержит две предикативные основы: первая – деньначинал остывать, вторая – вечерприподнимался, выражает две предикативности; заключает сложную мысль; называет две ситуации, связанные между собой определенными отношениями.

  4. Минимальной конструкции, т.к. состоит из двух ПЧ: 1 ПЧ: Пламенныйденьначинал остывать; 2ПЧ: приподнималсяна цыпочкахвечер.

  5. СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, только с помощью интонации.

  6. Открытой структуры, т.к. может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.

  7. Однородного состава, так как в ПЧ сообщается об одноплановых событиях и они равноправны между собой в смысловом отношении.

  8. Перечислительное, т.к. между ПЧ выражаются общие перечислительные отношения.

  9. Смысловые отношения перечислительные с оттенком одновременности, т.к. в ПЧ перечисляются события, происходящие одновременно, между ПЧ общие перечислительные отношения. Доказать это можно подставив сочинительный союз «и» между ПЧ, тем самым преобразовав данное нам СБП в ССП (Пламенныйденьначинал остывать,и приподнималсяна цыпочкахвечер.)

  10. Средства связи: основные – перечислительная интонация; дополнительные – соотношение форм глаголов-сказуемых в форме изъявит. накл., прош.вр., несов. в., типизированные лексические элементы (слова одной тематической группы – день, вечер).

  11. Схемы предложения: