ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гусевой Ксении
501 РО
ЗАДАНИЯ И ТЕКСТЫ
зачетной самостоятельной работы по синтаксису
сложного предложения (СБП)
Вариант 2
Определите структурно-семантические виды данных СБП, характер смысловых отношений и средства связи предикативных частей в них.
1. Слово – серебро, молчание – золото. (Пословица)
Сложное предложение, так как содержит 2 предикативные основы (Слово – серебро, молчание – золото), выражает 2 предикативности, заключает в себе сложную мысль, называет 2 ситуации; 1ПЧ: Слово – серебро, 2ПЧ: молчание – золото.
СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, а только с помощью интонации.
Закрытой структуры, т.к. не может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.
Однородного состава, так как в ПЧ сообщается об одноплановых событиях и они равноправны между собой в смысловом отношении.
Сопоставительное, т.к. ПЧ выражают общие сопоставительные отношения. Это можно проверить путем добавления сочинительного противительного союза «а», преобразовав СБП в ССП (Слово – серебро, а молчание – золото).
Смысловые отношения сопоставительные, т.к. содержание одной ПЧ сопоставляется с содержанием другой ПЧ, при этом сопоставляемые явления не отрицают друг друга, а сосуществуют.
Средства связи: основные – сопоставительная интонация; дополнительные – синтаксический параллелизм, типизированные лексические элементы (антонимы: слово – молчание, золото – серебро (и они же слова одной тематической группы).
Схемы предложения:
1
2
, .
[…] , […].
Вызвался служить народу – иди за ним в огонь и воду. (Пословица)
Сложное предложение, так как содержит 2 предикативные основы (Вызвался, иди), выражает 2 предикативности, заключает в себе сложную мысль, называет 2 ситуации; 1ПЧ: Вызвался служить народу, 2ПЧ: иди за ним в огонь и воду.
СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, а только с помощью интонации.
Закрытой структуры, т.к. не может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.
Неоднородного состава, так как в ПЧ сообщается о разноплановых событиях и они неравноправны между собой в смысловом отношении.
Обусловленности, т.к. ПЧ выражают общие отношения обусловленности.
Смысловые отношения условно-следственные, т.к. 1ПЧ заключает в себе условие того, о чем говорится во 2ПЧ. Доказать это можно путем подстановки в 1 ПЧ союза «если», преобразуя наше СБП в СПП с придаточным условным (Если вызвался служить народу – иди за ним в огонь и воду).
Средства связи: основные – интонация обусловленности; дополнительные – анафорическое местоименное слово «за ним» во 2ПЧ, которое заменяет знаменательное слово «народу» из 1ПЧ; фиксированный порядок следования ПЧ.
Схемы предложения:
1
2
- .
[…] – […].
Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами – с лесных полян пригнали коров. (К. Паустовский)
Сложное предложение, так как содержит 2 предикативные основы (пыль изапахвисели; пригнали), выражает 2 предикативности, заключает в себе сложную мысль, называет 2 ситуации; 1ПЧ: Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами, 2ПЧ: с лесных полян пригнали коров.
СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, а только с помощью интонации.
Закрытой структуры, т.к. не может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.
Неоднородного состава, так как в ПЧ сообщается о разноплановых событиях и они неравноправны между собой в смысловом отношении.
Причинно-следств., т.к. между ПЧ выражаются общие причинно-следственные отношения. Доказать это можно путем подстановки подчинительного союза «потому что», преобразовав данное нам СБП в СПП с придаточным причины (Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами, потому что с лесных полян пригнали коров).
Смысловые отношения причинные, т.к. 2ПЧ является причиной событий, названных в 1ПЧ.
Средства связи: основные – объяснит. интонация; дополнительные – фиксированный порядок следования ПЧ; соотношение форм глаголов-сказуемых в форме изъявит.накл., прош.вр.; типизированные лексические элементы (слова одной тематической группы – молоко, коров).
Схемы предложения:
1
2
- .
[…] – […].
Но успокойся, посмотри: цветет, цветет на минном поле земляника.(М. Дудин)
Сложное предложение, так как содержит 2 предикативные основы (успокойся, посмотри; цветет, цвететземляника), выражает 2 предикативности, заключает в себе сложную мысль, называет 2 ситуации; 1ПЧ: Но успокойся, посмотри, 2ПЧ: цветет, цветет на минном поле земляника.
СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, а только с помощью интонации.
Закрытой структуры, т.к. не может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.
Неоднородного состава, так как в ПЧ сообщается о разноплановых событиях и они неравноправны между собой в смысловом отношении.
Изъяснительно-объектное, т.к. между ПЧ выражаются общие объектные отношения.
Смысловые отношения объектные, т.к. в 1 ПЧ нет опорного слова, непосредственного выражающего процесс восприятия, но имеется слово, указывающее на то, что сам этот процесс совершается «посмотри», а 2 ПЧ обозначает объект, на который направлено действие, объект восприятия. Доказать это можно путем подстановки подчинительного союза «что» и глагола «видишь» (Но успокойся, посмотри, видишь, что цветет, цветет на минном поле земляника).
Средства связи: основные – предупр. интонация; дополнительные – фиксированный порядок следования ПЧ; структурная неполнота 1ПЧ, в которой отсутствует глагол со значением восприятия и дополнение объектного значения, роль которого выполняет 2ПЧ.
Схемы предложения:
1
2
: .
[…] : […].
У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту. (В. Солоухин)
Сложное предложение, так как содержит 2 предикативные основы (есть правило; нельзя терять высоту), выражает 2 предикативности, заключает в себе сложную мысль, называет 2 ситуации; 1ПЧ: У альпинистов есть золотое правило; 2ПЧ: нельзя терять высоту.
СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, а только с помощью интонации.
Закрытой структуры, т.к. не может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.
Неоднородного состава, так как в ПЧ сообщается о разноплановых событиях и они неравноправны между собой в смысловом отношении.
Пояснительное, т.к. между ПЧ выражаются общие пояснительные отношения.
Смысловые отношения пояснительные, т.к. в 2 ПЧ поясняет содержание 1 ПЧ. Доказать это можно путем подстановки пояснительного союза «а именно» и преобразования данного СБП в СПП (У альпинистов есть золотое правило, а именно, нельзя терять высоту).
Средства связи: основные – пояснит. интонация; дополнительные – фиксированный порядок следования ПЧ; типизированные лексические элементы (слова одной тематической группы – альпинисты, высоту); опорное словосочетание в 1ПЧ «золотое правило».
С
1
2
хемы предложения:
: ..
[…] : […].
Мысорвали несколько гроздей схваченной морозцем красной рябины – этобыла последняя память о лете, об осени. (К. Паустовский)
Сложное предложение, так как содержит 2 предикативные основы (Мысорвали; этобыла память), выражает 2 предикативности, заключает в себе сложную мысль, называет 2 ситуации; 1ПЧ: Мысорвали несколько гроздей схваченной морозцем красной рябины; 2ПЧ: этобыла последняя память о лете, об осени.
СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, а только с помощью интонации.
Закрытой структуры, т.к. не может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями.
Неоднородного состава, так как в ПЧ сообщается о разноплановых событиях и они неравноправны между собой в смысловом отношении.
Распространительно-присоединительное, т.к. между ПЧ выражаются общие распространительно-присоединительные отношения.
Смысловые отношения распространительно-присоединительные, т.к. 2 ПЧ распространяет 1 ПЧ и содержит сообщение добавочного характера.
Средства связи: основные – присоединит. интонация; дополнительные – фиксированный порядок следования ПЧ; типизированные лексические элементы (слова одной тематической группы – морозец, красная рябина, осень); соотношение форм глаголов-сказуемых в форме изъявит.накл., прош.вр.; анафорическое местоименное слово «это» во 2ПЧ, которое заменяет всю 1ПЧ в целом.
Схемы предложения:
1
2
- .
[…] – […].
В данном СБП вставьте необходимый знак препинания и сделайте синтаксический разбор предложения.
2. Пламенный день начинал остывать, приподнималсяна цыпочкахвечер. (З. Алигер)
-
Предложение повествовательное, так как содержит сообщение, произносится с повествовательной интонацией и на конце стоит точка. -
Невосклицательное, так как не имеет эмоциональной окраски, произносится без восклицательной интонации и на конце не ставится восклицательный знак. -
Сложное, так как содержит две предикативные основы: первая – деньначинал остывать, вторая – вечерприподнимался, выражает две предикативности; заключает сложную мысль; называет две ситуации, связанные между собой определенными отношениями. -
Минимальной конструкции, т.к. состоит из двух ПЧ: 1 ПЧ: Пламенныйденьначинал остывать; 2ПЧ: приподнималсяна цыпочкахвечер. -
СБП, так как ПЧ объединяются без основных формальных средств связи, только с помощью интонации. -
Открытой структуры, т.к. может быть продолжено другими ПЧ с той же семантикой и смысловыми отношениями. -
Однородного состава, так как в ПЧ сообщается об одноплановых событиях и они равноправны между собой в смысловом отношении. -
Перечислительное, т.к. между ПЧ выражаются общие перечислительные отношения. -
Смысловые отношения перечислительные с оттенком одновременности, т.к. в ПЧ перечисляются события, происходящие одновременно, между ПЧ общие перечислительные отношения. Доказать это можно подставив сочинительный союз «и» между ПЧ, тем самым преобразовав данное нам СБП в ССП (Пламенныйденьначинал остывать,и приподнималсяна цыпочкахвечер.) -
Средства связи: основные – перечислительная интонация; дополнительные – соотношение форм глаголов-сказуемых в форме изъявит. накл., прош.вр., несов. в., типизированные лексические элементы (слова одной тематической группы – день, вечер). -
Схемы предложения: