Файл: Урок 5 Школа шг 1 Дата Учитель Ковальская Ю. Д. Раздел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краткосрочный план урока по литературе в 5 классе. (4 четверть)

Урок № 5

Школа: ШГ 1

Дата:

Учитель: Ковальская Ю.Д.

Раздел:

Фольклорные элементы в литературных произведениях.

Тема урока

Герои пушкинской поэмы.

Класс:5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке.

ОС2-сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства;

ОС4-оценивать письменные и устные высказывания(свои, одноклассников и др.)с точки зрения соответствия теме;

АИ5- давать характеристику героев при поддержке учителя;

АИ7- передавать отношение автора к героям при поддержке учителя;

АИ9-писать творческие работы( сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.);

Цели урока

-анализировать героев поэмы А.С.Пушкина;

-развивать умения характеризовать литературного героя;

-учить детей оценивать героев, высказывать свое отношение к персонажам и событиям, что поможет им в дальнейшей жизни разбираться в людях.

Предварительные знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, полученных в начальной школе и на предыдущих уроках русской литературы .

Ход урока

Заплани-

рованные

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

  1. мин.

1.К.Эмоциональный настрой.

 (Дети встают в «Круг радости» и дарят друг другу слова пожеланий).

Деление на группы. Дети вытягивают из конверта листочки с названиями Руслан, Финн, Людмила и делятся по этим словам на 3 группы)

2. Проверка домашнего задания.    Подготовить пересказ понравившегося эпизода подробно.    

Презентация


Середина урока

30 мин.


3. Г.Открытие нового.

-Ребята ,повторим план ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ:

1.Портрет героя.

2.Его речь.

3.Поступки.

4.Чувства и переживания.

5.Отношение к другим персонажам.

А) Характеристика главного героя-витязя Руслана.

-Что говорит о нем поэт? (Ученики читают отрывки из поэмы, комментируют их.)

Это могут быть такие отрывки:
Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана…
Что делаешь, Руслан несчастный,

Один в пустынной тишине?..
Садись и выслушай меня,

Руслан, лишился ты Людмилы;
Твой твердый дух теряет силы…
Задумчив едет наш Руслан

И видит: сквозь ночной туман

Вдали чернеет холм огромный

И что-то страшное храпит…

Руслан внимает и глядит

Бестрепетно, с покойным духом;

Пред ним живая голова…
Итак, Руслан – храбрый, верный, твердый духом.

        

- Кроме Руслана на поиски прекрасной Людмилы отправились три его соперника: Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Охарактеризуйте их, используя текст.

        - Как вы думаете, почему ни одному из них не удалось найти Людмилы?

-Когда и как они выбрали свои пути поиска похищенной Людмилы?

        (Говоря о соперниках Руслана, мы выяснили, что всем им помогали злые силы в образе ведьмы Наины. Но в любой сказке должны быть и добрые силы, которые противостоят злу и выступают на стороне главного героя.)

4.К. Составить обобщенную характеристику группы персонажей «НОСИТЕЛИ ЗЛА» и «НОСИТЕЛИ ДОБРА».

Финн, Людмила, Руслан

Наина, Фарлаф,

-Кто из героев особенно дорог автору?

Пример ответа:

Автор с большой симпатией относится к…

Могу доказать примерами из текста..

Выражая свое отношение, автор подбирает такие эпитеты, сравнения…

Н-р:  Пушкин наделил Руслана и Людмилу добротой, храбростью, верностью и умением любить.

Людмила:

...Лазурный, пышный сарафан 
Одел Людмилы стройный стан;
Покрылись кудри золотые,
И грудь, и плечи молодые Фатой...
Пушкин передаёт её печаль и тоску по Руслану. Но Людмила сумела дождаться своего возлюбленного, обхитрив Черномора.
Руслан:

Больше всего испытаний выдерживает Руслан. Он бесстрашно сражается и своей силой и умом побеждает всех соперников. Пушкин восхищается его мужеством:
...Зима приблизилась — Руслан 
Свой путь отважно продолжает 
На дальний север; с каждым днём 
Преграды новые встречает...
Поэма поражает своей красотой и мелодичностью. Яркие эпитеты и устаревшие слова, которые использует автор, придают ей неповторимое звучание.
Этим произведением Пушкин учит нас верить в любовь и быть смелыми. Ведь благодаря таким качествам героев добро победило, а зло было наказано.

5.И. «Ваши цветовые ассоциации».

Учащиеся цв.карандашами или фломастерами закрашивают клеточки.

Руслан

Людмила

Фарлаф

Рогдай

Черномор

Финн

Наина






















6. Игра «Узнай героя по его фразе».

-Чьи эти слова и к кому они обращены?

«Ах, витязь, то была Наина»-Финн

«Презренный ,дай себя догнать! Дай голову с тебя сорвать!» Рогдай кричит Фарлафу.

«Мне драгоценен твой союз…Противник слабый мне не страшен.»

«Я еду, еду, не свищу, а как наеду- не спущу!»

(Можно, чтобы сами учащиеся нашли такие загадки-строчки)

7.Сравнение поэмы с картиной В.М.Васнецова «Витязь на распутье».

-Это не иллюстрация к поэме…

-Но все же подберите эпизод из поэмы…

8.Написание эссе «Чем дороги герои Пушкина уже не одному поколению читателей?»

9. ФО творческих работ одноклассников.



Конец урока

5 мин.

Рефлексия. «Незаконченное предложение»

Домашнее задание: Конкурс лучшего чтеца.

1.Свадебный пир в покоях князя Владимира.

2.Бой Руслана с головой.

3.Поединок Руслана с Черномором.



Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Работа в группах:более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: оказание поддержки слабоуспевающим учащимся учителем (клише)

Взаимооценивание команд, оценивание учителя.

Кабинет оборудован в соответствии с нормами безопасности, следить за осанками учащихся

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО?Если нет, то почему?

Правильноли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему?







Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?


Руслан и его соперники .

Руслан – это смелый воин, который всегда стремится к справедливости. У него четыре соперника: Черномор, Рогдай, Фарлаф и Ратмир. После того, как Черномор украл Людмилу, Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир отправились на поиски. Каждому хотелось владеть Людмилой, поэтому они стали воевать между собой. У Руслана очень смелый, добрый и сильный характер. Один из его соперников – Рогдай – хотел его убить. Но Руслану удалось одолеть Рогдая. Второй соперник – Фарлаф – предательски убил Руслана, но того оживили. Что касается третьего соперника – Ратмира, – то он нашел другую девушку, позабыл о Людмиле и женился на неизвестной девушке, а потом удрал. Руслану удалось победить Черномора и найти Людмилу. Черномор – это злой старый волшебник. Он похитил Людмилу и жалел о том, что состарился, а Людмила не любила дряхлых, злых и старых людей и, наверняка, не согласилась бы выйти за Черномора замуж. Руслану удалось победить Черномора, потому что последний был не такой уж и сильный колдун: он не мог вернуть себе молодость, не сумел превратить или убить Руслана.