Файл: Лекция введение в дисциплину методы принятия управленческих решений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
ДИСЦИПЛИНА Методы принятия управленческих решений
ИНСТИТУТ технологий управления
КАФЕДРА современных технологий управления
ГРУППЫ ГСБО-01-19, ГСБО-02-19
ВИД УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА
Лекция 1
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Гейман Ольга Борисовна
СЕМЕСТР 7
2
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
«МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»
Основные вопросы:
1. Возникновение теории принятия решений.
2. Понятие, сущность и характеристика управленческого решения.
3. Классификация управленческих решений.
4. Формы подготовки и реализации управленческих решений.
1. Возникновение теории принятия решений.
Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия
решений (ТПР) возникли после того, как появились организации в современ- ном понимании. Современные организации отличает от организаций старого типа наличие существенно большего числа крупных и гигантских организа- ций. А в таких организациях роль управленческого решения (УР) возрастает.
ТПР – это область исследования, вовлекающая понятия и методы ме- неджмента, математики, психологии и других наук с целью изучения законо- мерностей выбора людьми путей решения проблем и задач, а также способов достижения желаемого результата. Термин «теория принятия решений» ввел в научный оборот американский статист Эрих Лео Леманн (1917 - 2009 гг.) в
1950 г.
Основная задача ТПР – исследовать, каким образом человек или группа людей принимают решения, и разработать определенные методы принятия ре- шений, которые помогут обосновать выбор оптимального варианта из не- скольких возможных. Ее можно разделить на две относительно независимые
части – нормативную и дескриптивную.
Нормативная теория предписывает людям, как им следует принимать решения, и предлагает разнообразные методы, которые можно использовать для выбора наилучшей альтернативы в сложных ситуациях. Данная теория ис- ходит из концепции максимизации полезности. В соответствии с этой концеп- цией рассматривается так называемый рациональный, или «экономический», человек, который всегда старается принять оптимальное, т.е. наилучшее из всех возможных, решение (использует критерии оптимальности).
Дескриптивная теория имеет объясняющий характер и старается опи- сать поведение и мышление людей в процессе принятия решений. Она бази- руется на концепции ограниченной рациональности, в которой рассматрива- ется не «рациональный», а так называемый административный человек, при- нимающий не оптимальные, а удовлетворительные решения (критерии при- годности). Люди принимают решения на основе упрощенных представлений о действительности. При этом они используют три основных правила, или
«стратегии упрощения», позволяющие им принять решение: 1) люди упро- щают реальную ситуацию, рассматривая лишь небольшое число альтернатив и их возможных последствий; 2) люди упрощают проблему выбора, устанав- ливая так называемые уровни притязаний по всем возможным последствиям,
3 к которым может привести та или иная альтернатива; 3) люди выбирают первую альтернативу, которая удовлетворяет всем уровням притязаний.
Фундамент ТПР был заложен еще в конце XVII – начале XVIII в. тео- рией вероятности и математической статистикой, которые явились историче- ски первой реакцией на необходимость учета неопределенности в решении разного рода задач.
ТПР в своем становлении и развитии прошла три этапа:
1. 1940-е гг. – когда, во время второй мировой войны, группе ученых в
Англии, было поручено решить такие сложные управленческие задачи, как оп- тимальное размещение объектов гражданской обороны, размещение огневых позиций, оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов по морю. Этот период считается началом интен-
сивного развития теоретических основ принятия решений.
2. В 1950-1960-е гг. – сложившаяся и получившая широкое использова- ние система методов принятия УР была переосмыслена и сформулирована в виде специально возникших научных дисциплин: исследование операций, си- стемный анализ, управление техническими системами и др. В каждую из них
неотъемлемой составной частью входила ТПР. Этому способствовало ста- новление новой науки, развивающей информационные аспекты управления, –
кибернетики, которая изучает то общее, что имеется в управлении техниче- скими системами, живыми организмами и человеческими коллективами. Ки-
бернетика рассматривает управление как организацию целенаправленных действий путем переработки информации.
3. Последняя четверть XX века – н.в. В этот период происходит оформ- ление ТПР в самостоятельную отрасль научного знания. Начиная с 1980-х гг. базовой для обоснования решений становится научная дисциплина «Теория принятия решений».
Современная наука в области принятия УР поднялась на качественно но- вый уровень, на ее основе разработаны эффективные управленческие техно- логии, компьютерные системы поддержки принятия решений, экспертные си- стемы, автоматизированные системы экспертного оценивания, позволяющие решать сложные управленческие задачи, характерные для современных орга- низаций.
2. Понятие, сущность и характеристика управленческого решения.
Вся жизнедеятельность человека включает в себя два основных эле- мента: решение и практическое действие по его выполнению. Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводимый к каким-либо или к необходимым действиям; это выбор одного варианта из нескольких воз- можных. Принять решение – значит, ответить на вопрос: «Как поступить в данной ситуации?». Часто решением называют как акт выбора, так и результат выбора (ответ). Далее употребление термина «решение» понимается как ре- зультат выбора; акт выбора называют «принятием решения»; а процедуру вы- бора - «процедурой принятия решения».
4
Управленческое решение (УР) – это:
- выбор, который осуществляет менеджер в процессе реализации функ- ций управления, иными словами, принятие решения является частью любой функции менеджмента; это результат конкретной управленческой деятельно- сти менеджера, сознательный выбор модели поведения; причем уход от реше- ния проблемы рассматривается как принятие определенного решения.
- это творческое, волевое действие субъекта управления на основе зна- ния объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.
Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных зна-
чениях:
1) как процесс – это поиск, группировка и анализ требуемой информа- ции, разработка, утверждение и реализация решения;
3) как явление– это план мероприятий, постановление, устное или пись- менное распоряжение и т.п.
В менеджменте принятие решений и их реализация значительно более сложный процесс, чем в бытовой практике, систематизированный и ответ- ственный процесс, учитывающий интересы не одного человека, а целой орга- низации. Поэтому принять УР – значит ответить на вопрос «Как поступить в данной ситуации, чтобы результат оказался наиболее выгодным для организа- ции, а необходимые затраты времени, сил и ресурсов – минимальными?».
Важно отметить, что УР составляет основу процесса управления и явля- ется способом воздействия управляющей подсистемы на управляемую (рис.
1.1).
Рисунок 1.1. УР как способ воздействия управляющей подсистемы на управляемую
УР всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых ре- шений.
Разработка решения – это последовательность действий от выявления проблемы к практическому ее разрешению.
5
Реализация решения – это само практическое решение, за которым сле- дуют контроль, сравнение результатов с намеченными целями и (при необхо- димости) корректировка принятого решения в сторону намеченной цели.
Субъекты УР – лица, наделенные правом инициировать решения или их реализовывать. Это могут быть физические лица (отдельные граждане) или представители юридических лиц (должностные лица: директор, главный эко- номист и др.).
Объекты УР – это исполнители решений; система отношений и вопро- сов, для урегулирования, изменения которых данные УР принимаются.
Особенности современных условий формирования УР
1. Усилился динамизм окружающей среды и уменьшился период вре- мени, отведенного на подготовку решений.
2. Увеличилась сложность обработки информации при подготовке реше- ний.
3. Возрос масштаб возможных отрицательных последствий от решений.
Основные свойства УР:
1) УР всегда направлено на разрешение проблемы;
2) УР снимает или снижает напряженность в деятельности людей. Оно отвечает на вопрос: что делать?
3) УР обладает силой концентрации усилий на разрешение проблемы.
4) УР является организационным фактором совместной деятельности, оно несет упорядочение и ответственность.
Функции УР:
1) Направляющая – решение направлено на устранение реальной (потен- циальной) проблемы.
2) Координирующая – отражает баланс между целями, ресурсами и ме- роприятиями.
3) Связующая – в процессе принятия и реализации решения.
4) Фильтрующая – решение всегда находится между фазами осмысления и реализации управленческого процесса.
5) Мотивирующая – побуждение персонала к достижению поставленных перед работником целей.
УР составляют основу процесса управления. Их содержание выража-
ется в следующем:
• Экономическая сущность УР проявляется в том, что на подготовку и реализацию любого решения требуются финансовые, материальные и другие затраты. Каждое решение имеет реальную стоимость, его реализация принесет компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение – убытки.
• Организационная сущность УР проявляется в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сфор- мировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственно- стью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, постоянно координировать их работу.
• Социальная сущность УР проявляется прежде всего в цели решений,
6 заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воз- действия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, уста- новки и ценности.
• Правовая сущность УР - точное соблюдение законодательных актов
РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании.
• Технологическая сущность УР – возможность обеспечения персо- нала необходимыми техническими, информационными средствами и ресур- сами для подготовки и реализации решений.
Основные требования, предъявляемые к УР:
1) Целенаправленность решения, соответствие его цели. Каждое реше- ние должно быть определенным и понятным относительно цели управления.
Цель отвечает на вопрос: почему принимается решение, каково его значение в развитии организации, каким образом оно ведет к достижению цели? Цель си- стематизирует УР.
2) Адресность решения. Это требование отвечает на вопрос: кому оно предназначено, кто, какие звенья в системе управления являются объектом воздействия, кто реализует решения и отвечает за его реализацию?
3) Организационная четкость решения. Решение несет в себе опреде- ленный организационный потенциал, иногда оно изменяет организацию дея- тельности. При этом не должно быть элементов дезорганизации.
4) Конкретность решения. Расплывчатые решения, неотработанные по проблеме и ситуации, общие типа «усилить, умножить, обратить внимание» и т.д. не могут быть эффективными.
5) Своевременность решения. Как правило, решения принимаются то- гда, когда становятся ясными ситуация и проблема. Но процессы, в которых наблюдаются эти проблемы, могут стать необратимыми, если вовремя не при- нять соответствующее решение. Но что означает «вовремя», чем определяется и измеряется своевременность? Зрелостью проблемы, наивысшей остротой ее проявления, возможностями ее решения в данной ситуации. Все это можно установить в процессе анализа. Но своевременность решения – это не только решение на пике остроты проблемы, на максимальном уровне риска необра- тимости.
6) Полномочность решения. Отражает восприятие его организацией (ис- полнителем, группой, социально-экономической системой и пр.) с позиций ис- полнительства, важности, ответственности.
7) Исполнимость решения. Означает наличие или предоставление необ- ходимых ресурсов, учет ситуации или компетентных возможностей персо- нала.
8) Контролируемость решения. В каждом из решений должна быть за- ложена возможность контроля его исполнения. Она зависит от других харак- теристик – конкретности, адресности и др., но при этом она может быть от- дельным предметом анализа и оценки.
7 9) Ресурсоемкость решения. Для различных решений необходимы раз- личные ресурсы, в разном количестве и соотношении.
10) Функциональная определенность решения. Любое решение реализу- ется в рамках определенных функций управления, поэтому можно назвать в качестве характеристики УР и какие функции оно охватывает, как «ложится» на функциональную структуру системы управления, несет ли в себе опреде- ленность относительно ответов на эти вопросы.
11) Срок действия решения. При его разработке такой срок должен быть рассчитан. Его можно представить в форме поэтапной реализации решения, когда каждый этап предусматривает определенную продолжительность.
12) Система ответственности за принятое решение. Существует по- стоянная система распределения ответственности. УР может вписываться в нее или потребовать некоторой ее корректировки или дополнения. Все зависит от типа решения, его важности, характера и содержания.
13) Технология разработки и практического осуществления решения.
Это оценка того, как вписывается технологическая схема решения в общую технологию менеджмента, насколько она рациональна по критериям последо- вательности операций, экономии времени, использования методов, техниче- ских средств и т.д.
14) Аргументация решения. Раскрывает необходимость, полезность ре- шения, показывает его своевременность и особенность, а также способствует лучшему восприятию и осознанию решения персоналом. Она несет заряд ак- тивности персонала. Решение исполнять легче, если понятно, почему оно раз- работано, если ясен его смысл и назначение.
15) Формулировка решения. Отражает энергию деятельности, подход к проблеме, отношение к персоналу. Ведь решение, помимо всего прочего, со- держит и психологический акт.
3. Классификация управленческих решений.
Классификацией называется прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все, входящие в него классы таким образом, чтобы каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс. Она необходима для изучения разновидности явлений, свойств, факторов и пр., помогает определить содержание явления или про- блемы.
Поскольку УР принимаются в различных сферах деятельности фирмы, а также в условиях постоянно изменяющейся ситуации, требуется их классифи- кация. УР можно классифицировать, руководствуясь различными классифи- кационными признаками (табл. 1).
Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения пред- определяют основные классификационные признаки УР. Классификаций УР много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.