Файл: Лекция введение в дисциплину методы принятия управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
Таблица 1
Классификация УР
Признак
Виды решений и их характеристика
1. По продолжитель- ности действия
• Оперативные - принимаются руководителями ежедневно для достижения краткосрочных целей и выполнения текущих работ в организации;
• тактические - обеспечивают выполнение стратегических и пре- следуют достижение среднесрочных целей организации;
• стратегические - направлены на достижение долгосрочных це- лей организации.
2. По числу альтер- натив
• Бинарным называют решение, предполагающее выбор одного из двух взаимоисключающих вариантов. Как правило, принять бинарное решение – означает ответить на вопрос: «да или нет?» или «делать или не делать?»;
• малоальтернативное - рассматривается малочисленный набор альтернатив;
• многоальтернативное - имеется очень большое, но конечное число альтернатив;
• непрерывное - выбор делается из бесконечного числа состоя- ний непрерывно изменяющихся управляемых величин.
3. По числу лиц, участвующих в при- нятии решения
• Индивидуальные решения - принимаются руководителем орга- низации единолично;
• коллективные (групповые) решения - это результат совмест- ного интеллектуального труда группы людей, принимаются с учетом интересов и позиций всех членов группы.
4. По сфере дей- ствия
• Производственные решения (выбор технологии производства);
• решения по персоналу (отбор и расстановка кадров);
• финансовые решения (выбор оптимального портфеля ценных бумаг);
• маркетинговые решения (выбор рыночного сегмента);
• и др.
5. По степени пол- ноты информации
• Решения в условиях определенности - решения принимаются в условиях, когда известны исходы альтернатив и их вероятности, задача сводится к выбору оптимальной альтернативы;
• решения в условиях риска (вероятностной определенности) - решения принимаются в условиях, когда может быть задана ве- роятность наступления той или иной ситуации во внешней среде;
• решения в условиях неопределенности - решения принимаются в условиях, когда нет возможности получить данные о вероятно- сти наступления той или иной ситуации во внешней среде.
6. По уровню твор- ческого вклада
• Рутинные решения - это хорошо известные способы действий для разрешения возникшей проблемы, стандартная реакция на типовую ситуацию;
• селективные предполагают выбор одной альтернативы из опре- деленного набора способов действий;
• адаптивные решения принимаются в условиях, когда ситуация изменяется и поэтому требуется некоторая модификация извест- ных вариантов с учетом особенностей новой ситуации;
• инновационные решения принимаются в условиях, когда про- блема не может быть решена с помощью известных способов


9 действий или их модификаций и требует разработки принципи- ально новых решений, не используемых ранее.
7. По подходу к при- нятию решения (по степени обоснова- ния)
• Интуитивные решения принимаются людьми просто на основе ощущения того, что они правильные, решение принимается под- сознательно, без явного логического обоснования;
• логические (основанные на суждении) решения обусловлены знаниями и прошлым опытом человека, как правило, выбирается такая альтернатива, которая уже принесла успех в прошлом или легко поддается объяснению с помощью несложных логических правил;
• рациональные решения основаны на объективном анализе сложных проблемных ситуаций с использованием научных ме- тодов и компьютерных технологий, не исключено использование логики и интуиции, которые всегда активно вовлечены в процесс принятия решений. Такие решения считаются наиболее обосно- ванными.
8. По возможности реализации (по сте- пени достижения цели)
• Недопустимые (неразумные решения) – это решения, не приво- дящие к достижению цели управления, любое решение имеет смысл лишь тогда, когда оно не только реализуемо, но и позво- ляет достигнуть желаемых результатов;
• допустимое (приемлемое) – решение, удовлетворяющее огра- ничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим;
• оптимальное (наилучшее) – если решение обеспечивает экстре- мум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;
• эффективное – характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реа- лизацию.
9. По масштабу из- менений

С
итуационные решения не предусматривают каких-либо гло- бальных изменений и связаны с решением текущих проблем ор- ганизации;
• реорганизационные решения подразумевают значительные из- менения, например, перестройку организационной структуры или выбор новой стратегии организации.
10. По сфере охвата
• Общие решения – касаются всей организации;
• частичные решения – направлены на регулирование опреде- ленного процесса в конкретной ситуации и конкретных подраз- делений.
Перечисленные виды далеко не исчерпывают всего многообразия УР.
Все решения, принимаемые в организациях, являются комбинированными.
4. Формы подготовки и реализации управленческих решений.
При разработке УР перед руководителем стоит задача выбора форм его представления (приказ распоряжение, соглашение и др.), каждая форма имеет определенные особенности и юридический статус.
Основные формы разработки УР:
- Указ – решение главы государства. Например, Указ Президента РФ.
Указ имеет силу закона.


10
- Указание – решение, носящее методический, технологический харак- тер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.
- Закон – решение высшей государственной власти, носящее общеобяза- тельный и непреложный характер. Например, Конституция страны, Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон об акционерных обществах.
- Акт – решение широкого круга государственных и общественных ор- ганизаций. Например, акт о передаче чего-либо в собственность. Акт может быть международным.
- Приказ (письменный или устный) – это решение руководителя, наде- ленного властью в организации или крупном ее подразделении. Приказ обяза- телен для исполнения его подчиненными и может готовиться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя. Это нормативный документ, который должен храниться в архиве; он может быть обжалован в более высоких управ- ленческих инстанциях или в суде.
- Распоряжение – это решение руководителя, не наделенного админи- стративными функциями. Распоряжение обычно касается вопросов техноло- гии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для испол- нения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать реше- ние можно у линейного руководителя данного подразделения или организа- ции.
- Протокол – решение об отражении каких-либо событий, обстоятель- ств, правил. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.
- Инструкция – решение, устанавливающее порядок и способ выполне- ния каких-либо действий. Например, инструкция по составлению бизнес- плана, инструкция по работе с персоналом, должностная инструкция началь- ника бюро технического контроля цеха.
- Договор – решение о проведении совместных работ с указанием взаим- ных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельно- сти. Например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с за- рубежным производителем, учредительный договор о создании компании.
- Соглашение – решение, формирующее общую позитивную инфра- структуру для какой-либо деятельности.
- План – решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план меро- приятий по реформированию и реструктуризации компании.
- Контракт – решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Контракт явля- ется подвидом соглашения. Например, контракт на поставку компьютеров, брачный контракт, контракт купли-продажи.
- Оферта – решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контракта. Например, оферта на оптовые закупки хо- лодильников марки ЗИЛ, оферта на оптовую продажу маргарина.


11
- Акцепт – решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт – это вторая сторона контракта; оферта и акцепт составляют контракт.
- Положение – решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность. Например, поло- жение о об отделе маркетинга.
Существуют также и другие формы подготовки УР: модель, норма- тив, обзор, перечень, заявление, устав, правила, кодекс, декларация, пресс-ре- лиз, бюллетень и др.
Для успешного выполнения УР для каждой формы подготовки решения необходимо найти соответствующую ей форму реализации. Форма реализации
УР – это механизм выполнения подготовленного решения, при этом каждая форма подготовки УР может иметь несколько форм реализации решения.
Основные формы реализации УР:
- Предписание – официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
- Деловая беседа – специально организованная руководителем встреча с подчиненным, группой подчиненных или приглашенными специалистами для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.
- Убеждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью до- биться у подчиненного требуемых прочных взглядов или понятий по содержа- нию УР для его выполнения.
- Разъяснение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью объ- яснить, сделать более понятным суть и содержание УР.
- Принуждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить УР путем угроз или повышенного вознаграждения.
- Наставление – деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения УР.
- Сообщение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью пере- дачи дополнительной информации, необходимой для выполнения УР.
Личный пример – действия руководителя в среде подчиненных по зара- нее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авто- ритетам в технике выполнения УР.
Обучение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать но- вые знания или информацию для выполнения УР.
Совет – деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения УР. Совет не является обяза- тельным для исполнения подчиненным.
Деловая игра (тренинг) -– специально организованная интенсивная дея- тельность работников по разработке и реализации УР на основе имитацион- ных моделей реальных процессов.


12
Совещания – коллективные деловые беседы, проводимые руководите- лем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, ис- пользования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных управленческих решений.
Заседания – узкопрофессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов (например, заседание профкома, заседание прези- диума и т.д.).
Отчет – решение специалиста о результатах индивидуальной или кол- лективной проделанной работы по выполнению УР. Отчет может быть пись- менным и устным.
Деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя как среди подчинен- ных, так и среди вышестоящего руководства.
Существуют также и другие формы реализации УР: выписка, инфор- мационное письмо, рекомендательное письмо, обсуждение, рекомендации, условие, методика и др.
Контрольные вопросы:
1. Кто ввел в научный оборот термин «теория принятия решений»?
2. Перечислите этапы становления ТПР?
3. Что является предметом исследования ТПР?
4. Что означают термины «решение» и «управленческое решение»?
5. В чем выражается сущность УР?
6. Перечислите требования, предъявляемые к УР.
7. Перечислите основные свойства УР.
8. По каким признакам можно классифицировать УР?
9. Перечислите основные формы разработки и реализации УР.