Файл: Законвладыка над правителями, а они его рабы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.2

Цель занятия: закрепление знаний о философии античного мира и средних веков, формирование умений применять их.

Задания для самостоятельной работы: 

Задание 1. Приведите пример философского диалога о добре и зле

1.1. Подберите две цитаты Платона об идее.
1.2. Подберите 6 высказываний Аристотеля об истине.
1.3. Подберите 3 цитаты Августина Блаженного о времени
1.4. Подберите 4 цитаты Фомы Аквинского об универсалиях.

1.1. Государство возможно только там, где господствует справедливый закон.

Закон-владыка над правителями, а они -его рабы.
1.2. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.

Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно — это дано не каждому.

Совершенными делает людей не обучение, а переживание и определенное расположение души.

Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие.

Одни копят, словно должны жить вечно, другие тратят, словно тотчас умрут.

Умный человек всегда согласиться с другим умным человеком, глупый же обычно не соглашается ни с умным, ни с глупым.

1.3. «Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного.»
«Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела.»
«Время врачует все раны.»

1.4. Любящие естественной любовью скорее актуализируются извне, нежели актуальны сами по себе.
Слабость нашего ума приводит к тому, что он черпает некоторые свои познания из снов.

Если положения веры и оспариваются, то не потому, что истины сомнительны, а потому, что разум слаб.
Существование — это то, что приводит все вещи к действительности.

Задание  2. Заполните данную таблицу и проведите сравнительный анализ содержания онтологических и гносеологических проблем двух эпох — средних и Возрождения:

Основные проблемы

Схоластика

Философия

Возрождения

Первооснова всего сущего

представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля

На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона

Закономерность сущего

Задача постижения сущности религиозного учения не только с помощь веры, но и на рациональной основе -с помощь философии

Светское знание. Признается авторитет мудрости античных мыслителей. Главной особенностью периода является антропоцентризм, т.е. человек находится в центре исследований

Источник знания

Сверхъестественное (даваемое в откровении т.е. то, что имел в виду
Бог, закладывая ту или иную мысль в Бибилии.
Естественное, отыскиваемое человеческим разумом т.е. то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога
Метод и способы познания Знания необходимы для обоснования догматов веры.

Пантеизм-Бог сливается с природой

Гуманизм-ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни
Эстетизм— Не подражание природе, а творчество художника. Объект- человеческое тело, телесная красота и гармония.

Знания мешают вере.


Метод и способы познания

Основывается на идеях Аристотеля.
Номинализм- общие понятия только имена, они существуют после вещей.

Основывается на идеях Платона.

Реализм- общие понятие существуют до вещей.

Что такое истина?

Истины веры выше истин разума и не зависят друг от друга.(Фома Аквинский)

Истины веры выше истин разума, но им не противоположны. (Аврелий Августин)

Кто есть человек?

Главной проблемой данного периода является проблемой сущности человека, возможности его познания и взаимоотношения с другими людьми. Ключевые философские вопросы: « В чем сущность человеческой морали?»

« Как осуществляется человеческое познание?»

Человек- свободное существо, способное творить самого себя и окружающий мир.


 

Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы 

Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.

3.1
Аристотель полагал, что греческая философия начинается с Фалеса (625—547 гг. до н. э.). Цицерон утверждал то же самое: «Философия началась с Фалеса, он был первым».
Как Вы думаете, на чем основываются эти утверждения? Почему Фалеса относили к «семи мудрецам» Эллады? За какие знания и изобретения?
Проанализируйте его ответы на «хитрые» вопросы:
Что прекраснее всего? — Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью.
Что самое общее для всех? — Надежда: ее имеет и тот, у кого нет ничего другого.
Что трудно? — Познать самого себя.
Когда мы будем жить лучше и справедливее всего? — Если сами не будем делать того, что другим запрещаем.
Что вреднее всего? — Порок, он вредит всему.
 
3.2
Какие философские проблемы разрабатывались представителями Элейской школы? Что такое апории Зенона Элейского? Назовите известные Вам. В чем их непреходящее значение (научное, гносеологическое)? Согласны ли Вы со следующим высказыванием и почему: «Заслуга Зенона в том, что он видел загадочность в для всех очевидном и, пытаясь понять и показать эту загадочность другим, вывел человеческий род на общее представление о том, что жить в мире и понимать его, а тем более знать или властвовать над всем — не одно и то же».

3.3
Как Вы понимаете знаменитое изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?
Объясните его суждение: «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступить иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством знания «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».

3.4
Какое общефилософское значение имеет рассуждение Августина о времени, которое дано им в произведении «Исповедь»? Почему он говорит, что, рассуждая о том, «что такое время», человеческий ум неизбежно впадает в парадоксы? Каким видом (типом) философствования представлено данное произведение?
 
3.5
Как взаимосвязаны понятия «рефлексия», «душа», «субъективность», «Я» в философской системе Фомы Аквинского? Сущность человека — атрибутивная его характеристика или нет? Постигает ли человек свою сущность и каковы пути этого постижения? Аргументируйте свой ответ.
 
3.6
Поскольку слово в христианском учении было в основании творения и, соответственно,

являлось общим для всего сотворенного, то оно определило возникновение проблемы существования этого общего. Данная проблема в истории философии получила название проблемы «универсалий». В чем философский смысл учений об «универсалиях»? Как решали эту проблему представители трех философских учений — реализма, номинализма, концептуализма?
 
3.7
В чем гносеологический смысл такого философского принципа: «Не следует умножать сущность без необходимости», который получил название «бритва Оккама»?

3.8
Характерными чертами духовного и культурного преобразования Западной Европы в XIV—XVI вв. являются гуманизм, интерес к античной культуре, естественно-научная направленность. Объясните, каковы причины этого и какое влияние на философское мышление оказало движение Ренессанса? Почему символом эпохи Возрождения стал Леонардо да Винчи?

3.9 В чем суть концепции развития Н. Кузанского? Почему мы говорим, что он создал теоретические предпосылки для построения новых, по сравнению с геоцентрической, картин мира, Вселенной? Назовите самые значительные его произведения.
Объясните гносеологический смысл суждения Кузанского: «Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание».

3.10
Почему все произведения Н. Макиавелли (1469—1527) в 1559 г. были включены в первый «Индекс запрещенных книг»? Назовите эти произведения. В чем суть и какова философская основа его социально-политического учения? Объясните историческое значение понимания Макиавелли закономерностей общественного развития как необходимости соотношения свободной воли человека с этой необходимостью.

Что такое время? Этот вопрос задавали и задают себе люди, наверное, с тех пор, как они научились рассуждать об отвлеченных понятиях своего бытия. Человеческие цивилизации можно классифицировать по их отношению к понятию времени. Существовало, да и сейчас существует, разное отношение к этому фундаментальному понятию. Само время делят на разные категории: время космическое, время историческое, время психологическое и т.д. До открытия Эйнштейном теории относительности человечество представляло время как некую абсолютную константу, обладающую рядом характеристик, а именно: 1).бесконечностью, т.е. отсутствием начала и конца (время представляется в виде прямой, не имеющей начала и конца); 2).направленностью, т.е. движением всегда в одну и ту же сторону и, как следствие этого, 3).необратимостью (то, что прошло, уже невозможно вернуть или изменить); 4).однородностью, т.е. равенством его частей самим себе в разных условиях.


Здесь же рассматривается представление о времени, предложенное христианским богословом и философом, одним из ярчайших представителей средневековья, жившем в конце пятого – начале шестого веков, Блаженным Августином. Получив прекрасное образование, Августин Аврелий был прекрасно знаком с античной философией и, в частности, с работами Аристотеля. Именно аристотелевские мотивы в представлении времени во многом легли в основу рассуждений Августина. Но, как настоящий христианин, Августин творчески переработал античный взгляд на время. Рассуждениям о времени посвящена одиннадцатая глава-книга одного из шедевров Августиновской мысли – книги «Исповедь». Правда слово «рассуждение» — не самое точное выражение жанра, который представляет Августин в данном произведении. Скорее это можно было бы назвать незримым диалогом, потому что на протяжении всей книги автор мистически ведет беседу с Богом. Одиннадцатая глава-книга посвящена поиску ответа у Бога о природе времени, поэтому она построена в форме вопрошания Его. Даже когда Августин излагает свои мысли о предмете рассуждений, он постоянно сверяет их с тем, что говорит ему Бог.

Как и многих до него, Августина интересует вопрос познания Бога. Познать Его можно лишь настолько, насколько Он Сам открывает нам Себя. Познавать Бога можно через Его Творение. Эту мысль исповедовали многие поколения верующих людей. Огромное собрание откровений Бога о Нем Самом и об окружающем нас мире содержится в Священном Писании. Именно к нему и обращается Августин. И, как многие до него, он задает вопрос прямо с первых слов Писания. Что значит «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1.1)? «Дай мне услышать и понять,- пишет Августин, — каким образом Ты сотворил в начале небо и землю». Здесь он размышляет о соотношении временного и вечного. Какие категории можно отнести к Богу? Так как в Писании говорится, что Бог творит мир своим Словом, то Августин задается вопросом: так же звучали слова творения, как и прозвучали во время крещения Иисуса: «Это Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3.17). Рассуждая об этом, Августин говорит, что эти последние слова прозвучали во времени, один слог за другим. Прозвучали, и наступило после них молчание. Но, то Слово, которым творил Бог мир, было другим. Рассуждая так, мы вынуждены применять глагольные формы, указывающие на время. Но подчеркнутое слово было можно трактовать в прошедшем времени только нам, живущим во времени, потому что для нас творение мира состоялось когда-то в прошлом. На самом же деле, так как здесь идет речь уже не просто о слове, а о Боге-Слове, пребывающем с Богом, которое «извечно произносится, и через него все извечно произнесено», мы не можем говорить в прошедшем времени. «То, что было произнесено,- далее продолжает Августин,- не исчезает, чтобы произнести все, не надо говорить одно вслед за другим: все извечно и одновременно. Иначе существовало бы время и изменяемость – не настоящая вечность и не настоящее бессмертие». Таким образом, Августин подходит к объяснению вечности, в которой пребывает Бог, не как бесконечного времени, а как его отсутствии. В Х главе одиннадцатой главы-книги Августин отвечает на вопрос: «Что делал Бог до того, как создал небо и землю?», задаваемый, по выражению автора, «обветшавшими разумом». Сущность вопроса касается самой Сущности Бога, потому что факт совершения того, чего не было раньше, ставит под сомнение Абсолютность Божьего бытия. «Если в Божественной субстанции родилось то,
чего в ней не было раньше, то субстанция эта по справедливости не может быть названа вечной». Вечность и время несравнимы, отвечает на это бл. Августин. Пусть тот, кто задает такой вопрос, говорит Августин, «увидит, что длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое; в вечности ничто не приходит, но пребывает как настоящее во всей полноте; время как настоящее в полноте своей пребывать не может». «Недвижная пребывающая вечность,- далее продолжает Августин,- не знающая ни прошедшего, ни будущего, указывает времени быть прошедшим и будущим». Итак, отвечая на поставленный вопрос, Августин четко и недвусмысленно говорит, что не было времени, когда Бог бы не творил мир, ибо само время сотворено Богом. «Все годы Бога одновременны и недвижны: они стоят; приходящие не вытесняют идущих, ибо они не проходят», «сегодняшний день Бога – это вечность, поэтому вечен как сам Господь».

Определив, что такое вечность и что время сотворено Богом, Августин задается вопросом: «что же такое время?».

«Что же такое время? Кто смог бы объяснить это просто и кратко?», пишет Августин. Мы говорим о времени постоянно, мы измеряем его, мы знаем, что существует время прошлое, настоящее и будущее. Прошлое время – это то, что уже прошло, а будущее – это то, что еще не наступило. Но то, что прошло, уже не существует, рассуждает Августин, а то, что в будущем – еще не существует. Реально только то, что существует в настоящем. Но если бы настоящее не уходило бы в прошлое, то оно бы стало вечностью, чего быть не может. Тем не менее, мы измеряем время. Какое время мы можем измерить? Оказывается, что мы можем измерять время прошлое и время будущее, а время настоящее мы измерить не можем. Время прошлое мы можем измерить, потому что оно уже прошло и мы знаем сколько оно длилось, а время будущее мы можем измерить предположительно, в качестве нашего ожидания. Настоящее же мы измерить не можем, потому что оно не имеет длительности. Настоящее – это неуловимая грань между будущим и прошлым. Августин доказывает это убедительным примером. Он задает вопрос: может ли быть некий выделенный промежуток времени, например в сто лет, в настоящем? Нет, говорит он, настоящим может быть лишь один из ста. А может этот один год быть весь в настоящем? Нет, сейчас может длиться только один месяц из двенадцати. А из всего месяца может длиться лишь один день. И так до бесконечности дробя текущий промежуток времени, Августин приходит к выводу, что настоящее – это бесконечно малое мгновение, не имеющее длительности.