Файл: С. А. Замятин 20 года план конспект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



УТВЕРЖДАЮ

Начальник 92 ПСЧ 4 ПСО ФПС ГПС

ГУ МЧС России по Ростовской области

С.А. Замятин

«___»________________20___года


ПЛАН КОНСПЕКТ

проведения занятий с группой по оказанию первой медицинской помощи с личным составом 92 пожарно-спасательной части 4 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ростовской области на 21.04.2021г

Тема № 3: Основы сердечно-легочной реанимации. Асфиксия, утопление, электро травма.
Вид занятия классно-групповое Отводимое время 45 минут (1 учебный час)
Цель занятия: научить личный состав основам сердечно-легочной реанимации пострадавшим.
Литература, используемая при проведении занятия:

- Коннова Л.А., Балабанов В.А., Артамонова Г.К. Безопасность жизнедеятельности. Первая помощь. Учебное пособие / Под общ. ред. В.С.Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2013.;
- Коннова Л.А., Талаш С.А. Первая помощь при ДТП. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2010. ;
- Федеральный Закон от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изменениями от 25 ноября 2009 г. №267-ФЗ (с изменениями от 27 ноября 2010 г.)
- Федеральный Закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 № 129-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 04.12.2006 № 206-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 30.10.2007 № 241-ФЗ, от 25 ноября 2009 г. №267-ФЗ (с изменениями от 27 ноября 2010г.)
- Об утверждении инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий»: МЗ РФ приказ №73 от 4.03.2003, Москва.;
- Приказ министерства здравоохранения и социального развития Россиии №477н от 7 мая 2012 г. «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
Развернутый план занятия:

1.Учебный вопрос №1 Подготовительная часть, 5мин. Проверка личного состава, Объявление темы

1.Учебный вопрос №2 - Реанимация. Следует различать 2 этапа реанимации. Первый этап - немедленный, проводимый на месте происшествия (например, на месте дорожно-транспортного происшествия) лицом, оказавшимся в непосредственной близости к пострадавшим. Второй этап (специализированный) требует применения медикаментозных средств и соответствующей аппаратуры и может быть осуществлен в условиях специализированной машины скорой помощи, специализированного для этих целей вертолета, в условиях медицинского учреждения, приспособленного для таких целей, как проведение противошоковых мероприятий и реанимации (введение медикаментозных препаратов, вливание крови и кровезаменителей, электрокардиография, дефибрилляция и др. ).


Первый этап может проводить практически любой медицинский работник или лицо, хорошо обученное приемам реанимации. Второй этап и состоянии осуществить лишь специалист, как правило, это анестезиолог-реаниматолог.

Здесь уместно привести приемы и правила только первого этапа, так как манипуляции второго этапа к травматологии непосредственно не относятся.

Первый этап реанимации включает: а) восстановление проходимости дыхательных путей; б) искусственное дыхание; в) восстановление кровообращения путем наружного массажа сердца. Проведение реанимационных мероприятий следует начинать максимально быстро. Создаваемое искусственное кровообращение и вентиляция легких обеспечивают лишь минимальный кровоток и минимальную оксигенацию, поэтому необходимо сделать все возможное для быстрейшего подключения специализированной помощи для проведения второго этапа реанимации и интенсивной терапии, для закрепления первоначальных результатов оживлении.

Восстановление проходимости дыхательных путей. Закрытие дыхательных путей может быть обусловлено большей частью рвотными массами, кровью, слизью, от которых больной, находясь в бессознательном состоянии, не может избавиться отхаркиванием или проглатыванием. Кроме того, при отсутствии сознания, когда мышцы расслаблены, при согнутой кпереди шее корень языка может упереться в заднюю стенку глотки. Поэтому, первым делом следует отогнуть голову назад. При этом нижнюю челюсть следует выдвинуть вперед, рот открыть, что приводит к перемещению корня языка от задней стенки глотки. Если язык все же западает, а лишних рук для удержания челюсти в выдвинутом кпереди положении нет, можно проколоть язык булавкой или прошить иглой, вытянуть его изо рта и закрепить нитку или булавку за ухо пострадавшего. При наличии инородного содержимого нужно очистить рот и глотку пальцем, обернутым бинтом, носовым платком и др. Для этого надо повернуть голову и плечи больного (если больной лежит на спине) несколько набок, открыть рот больного, очистить полость рта пальцем (или отсосом, если он есть). При подозрении на повреждение шейного отдела позвоночника отгибать голову кзади не нужно из-за опасности усугубления повреждения спинного мозга. В этом случае ограничиваются фиксацией вытянутого языка или вводят воздуховод.

Искусственное дыхание. Вентиляцию дыхательных путей нужно начинать нагнетанием воздуха через рот. Если через рот продуть воздух в легкие не удается из-за закрытия носоглотки, тогда пытаются вдувать воздух в нос. Вдувая воздух в рот, как указывалось выше, необходимо выдвинуть челюсть пострадавшего кпереди и запрокинуть голову назад. Для предупреждения утечки при этом воя-духа через нос нужно его зажать одной рукой или своей щекой прикрыть носовые ходы. Прямая вентиляция выдыхаемым воздухом по системе рот в рот или рот в нос может быть проведена более гигиенично, если вдувание производить через наложенный па нос и рот больного платок или марлю. Следует произвести глубокий вдох, расположить свои губы плотно вокруг рта больного и сделать резкий выдох. При нагнетании воздуха необходимо следить за тем, приподнимается ли грудная клетка от вдуваемого в легкие воздуха. Далее создают условия для пассивного выдоха: грудная клетка, спадаясь, приведет к выталкиванию порции воздуха из легких. После энергично проведенных 3-5 глубоких вдуваний воздуха в легкие пострадавшего прощупывают пульс на сонной артерии. Если пульс определяется, продолжают раздувать легкие с ритмом 12 дыханий в 1 мин (одно дыхание за 5с).



Для проведения искусственного дыхания через нос рот больного должен быть закрыт в момент вдувания, при выдохе рот нужно открыть для облегчения выхода воздуха из дыхательных путей.

Иногда воздух при вдувании попадает не только в легкие, но и в желудок, что можно определить по вздуванию эпигастральной области, Для удаления воздуха следует прижать область желудка рукой. При этом может вместе с воздухом из желудка в глотку и ротовую полость попасть его содержимое, в таком случае поворачивают голову и плечи пострадавшего в сторону и очищают рот (см. выше),

Искусственное кровообращение (массаж сердца). Диагноз остановки сердца ставят на основании следующих признаков: потеря сознания, остановка дыхания, расширение зрачков, отсутствие пульс; ) на крупных сосудах - сонной, бедренной. Последний признак наиболее достоверно свидетельствует об остановке сердечной деятельности. Пульс следует определять с ближайшей к оказывающему помощь стороны. Для определения пульса на сонной артерии надо пользоваться следующим приемом: указательный и средний палец укладывают на щитовидный хрящ больного, а затем продвигают на боковую поверхность шеи, стараясь пальпировать сосуд плашмя, а не копчиками пальцев.

Восстановить кровообращение при остановке сердца можно с помощью наружного массажа сердца, то есть ритмичным сжатием сердца между грудиной и позвоночным столбом. При сжатии кровь из левого желудочка по сосудам поступает в мозг и сердце. После прекращения давления на грудину она вновь заполняет полости сердца.

Техника наружного массажа сердца. Ладонь одной руки кладут на нижнюю часть грудины, ладонь другой руки кладут сверху на первую. Грудину прижимают по направлению к позвоночному столбу, налегая па руки и массой тела (у детей сдавливание грудины осуществляют только руками). Придавив грудину максимально, нужно на 1/2 с задержать сжатие, после чего быстро снимают давление. Повторять сжатие грудины нужно не реже 1 раза в 1 с, ибо более редкое надавливание не создает достаточного кровотока. У детей частота сжатий грудины должна быть выше - до 100 надавливаний в 1 мин. Б промежутках между надавливаниями руки с грудины снимать не нужно. Об эффективности массажа судят по: а) пульсовым толчкам на сонной артерии в такт массажу; б) сужению зрачков; в) появлению самостоятельных дыхательных движений. Учитывается также изменение окраски кожных покровов.


Сочетание массажа сердца с вентиляцией легких. Наружный массаж сам по себе, без одновременного вдувания воздуха в легкие, не может привести к реанимации. Поэтому оба эти метода оживления должны сочетаться. В том случае, если оживление проводит 1 человек, необходимо через каждые 2 быстрых вдувания воздуха в легкие (по системе рот в рот или рот в нос) производить 15 сдавлений грудины в течение 15 с. Голову больного необходимо запрокинуть, Если же реанимационные мероприятия проводят 2 человека, то один из них производит одно глубокое раздувание легких после каждой пятой компрессии грудной клетки.

Сердечно-легочная реанимация продолжается до возникновения спонтанного пульса; после этого нужно продолжать искусственное дыхание до возникновения спонтанного дыхания.

При перемещении пострадавшего на транспортное средство, переносе на носилках, транспортировке реанимационные мероприятия, если они необходимы, необходимо продолжать в том же режиме: на 2 глубоких интенсивных вдувания воздуха производить 15 сдавлений грудины.
2.Учебный вопрос №3 - Утопление – одна из форм асфиксии, развивающаяся в результате закрытия дыхательных путей жидкой средой.

Для утопления совершенно необязательно, чтобы тело или голова погружались в жидкую среду полностью. Наиболее часто процесс утопления происходит очень быстро (в течение 3 – 5 минут).

Прекращение газообмена с воздушной средой возникает в результате:

- попадания жидкости в дыхательные пути (истинное утопление);

- ларингоспазма (асфиксическое утопление);

- рефлекторной остановки сердца («синкопальное» утопление).

Истинное утопление. Наблюдается в 75 – 95% несчастных случаев на воде. При таком виде утопления вода в легкие попадает не сразу, а после непродолжительной задержки дыхания. В результате страха смерти, возникает психическое возбуждение, что приводит к резкому учащению и углублению дыхания, появляются непроизвольные вдохи под водой и вода в большом количестве поступает в легкие. Когда пострадавший окончательно погружается в воду, происходит быстрая потеря сознания и вскоре остановка дыхания. После прекращения дыхания сердечная деятельность продолжается еще несколько минут, благодаря чему утопленники, извлеченные вскоре после погружения из воды, могут быть достаточно быстро оживлены. Пострадавший при истинном утоплении – фиолетово-синего цвета («фиолетово-синяя» смерть), с резко выраженным нарушением ритма дыхания, изо рта и носа выделяется бело-серая или кровянистая пена, вены шеи и конечностей набухшие. Патогенез: при утоплении в пресной воде вода быстро проникает из альвеол в кровь, вызывает гемолиз эритроцитов, увеличение объема циркулирующей крови и другие изменения, приводящие к острой почечной недостаточности. Морская вода, которая по отношению к крови является гиперосмолярной жидкостью, способствует поступлению в альвеолы жидкой части крови. Развивается отек легких, сопровождающийся гиповолемией, сгущением крови и другими изменениями.


Асфиксическое утопление встречается в 5 – 20% случаев. В ответ на первичное попадание воды в верхние дыхательные пути происходит рефлекторный спазм голосовой щели (ларингоспазм) и ложные вдохи, при которых вода не поступает в легкие. Этот тип утопления развивается у людей, у которых перед погружением в воду имеется выраженное торможение ЦНС, например при алкогольном опьянении, черепно-мозговой травме, стрессе, ударе головой при нырянии о воду, у лиц страдающих эпилепсией, с нарушением мозгового кровообращения. Патогенез: при закрытой голосовой щели ложные вдохи приводят к образованию из белков плазмы крови стойкой пушистой пены, заполняющей сначала нижние воздухоносные пути, а затем, после размыкания голосовой щели, выходит в глотку и полость рта. В это время вода в больших количествах может заглатываться в желудок. Пострадавшие при этом виде утопления выглядят синими и из верхних дыхательных путей выделяется белая или слабо-розовая мелкопузырчатая («пушистая») пена. Клиническая смерть при асфиксическом утоплении наступает несколько позже по сравнению с истинным утоплением (через 4 – 6 мин), особенно при низкой температуре воды.

Синкопальное утопление наблюдается в 10 – 15% случаев. Возникает при рефлекторной остановке сердца и дыхания (при эмоциональном стрессе, погружении в холодную воду – «ледяном» шоке, попадании холодной воды в ухо и верхние отделы дыхательных путей). Клиническая смерть наступает быстро и легкие не успевают заполниться водой, из дыхательных путей не выделяется жидкость, кожные покровы резко бледные из-за выраженного спазма периферических сосудов («белые утонувшие»), зрачки расширены, сердцебиение отсутствует. При утоплении в холодной воде продолжительность клинической смерти до 30 минут.

Первая помощь. При спасении утопающего необходимо подплыть к нему сзади и, схватив за волосы или под мышки, перевернуть его вверх лицом.

Спасатель немедленно, после извлечения головы из воды, проводит искусственную вентиляцию легких методом «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Следует отметить, что искусственную вентиляцию известными способами следует начинать как можно скорее – еще на воде, на мелководье. Несколько вдохов на воде и на мелководье могут существенно повысить шансы на успех оживления. Реанимационные мероприятии продолжают и при транспортировке пострадавшего на плав средствах. При истинном утоплении не следует тратить время на освобождение всех дыхательных путей от попавшей в них жидкости. Достаточно освободить от постороннего содержимого (песок, ил, и т.п.) верхние дыхательные пути и приступать к сердечно-легочной реанимации.