Файл: Занятие 4 Обучающийся Байзигитова Ольга Николаевна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие № 4


Выполнил:

Обучающийся Байзигитова Ольга Николаевна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


Тема: Методологические основы педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками, сущность педагогической деятельности, теоретические основы обучения.  Теория и методика воспитания. Личность педагога как основа педагогического процесса. Основы оценочной деятельности педагога

 

Цель занятия: обобщить знания обучающихся по теме «Методологические основы педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками, сущность педагогической деятельности, теоретические основы обучения». Обобщить знания студентов по изучению сути процесса воспитания и его места в структуре образовательного процесса, по изучению основ и классификационных характеристик методов воспитания; обеспечить практическое рассмотрение содержания и организации воспитательного процесса, особенностей работы с одарёнными детьми и детьми с девиантным поведением; закрепить знания о  структуре профессиональной Я-концепции педагога и самопознании как основы его профессионального саморазвития; сформировать систему знаний об основах современной системы оценки и способах оценивания образовательных достижений  учащихся; воспитать умение организовывать собственную учебную деятельность.

 

Задание 1. Максимальное количество баллов — 4 балла.

 

Особую систему педагогических наук, связанных с областью дошкольного детства, составляют возрастная и специальная педагогика, а также дефектология. Воспитатель дошкольного образования должен знать данную систему и понимать специфику содержания составляющих её дисциплин.

Заполните таблицу «Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания». Для этого оформите краткую характеристику каждой их представленных теоретических и практических дисциплин.


 

Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания



п/п

Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин

Описания направлений и содержания научной деятельности

Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний

1.

Преддошкольная педагогика

 

 раздел возрастной педагогики. Изучает иccлeдoвaниe зaкoнoмepнocтeй, условий воспитания ребёнка до 3 лeт.

 пpeддoшкoльникaми являются дeти 1-3 лет

2.

Дошкольная педагогика

 

 Рaздeл, зaнимaющийcя изyчeниeм paбoты c дeтьми дoшкoльнoгo вoзpacтa

 Дети от 4 до 6 лет.

3.

Специальная педагогика

 

 Наука, изучающая сущность, закономерности управления процессом развития индивидуальности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальном обучение

  Специальное образование с особыми образовательными потребностями к педагогический феномен

4.

Социальная педагогика

 

педагогика исследующая социальное воспитание в контексте социализации есть воспитание всех возрастных групп людей осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях

 воспитательный процесс во всех группах.

социальное образование человека

5.

Коррекционная педагогика

 

 Область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательных практиках системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития соц. ролей.

  личность ребенка, имеющего какие либо отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонения в поведении, затрудняющие школьную адаптацию.

6.

Дефектология:

6.1  Сурдопедагогика

 

 Это педагогическое поведение, занимающаяся изучением воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушения слуха или же Слабослышащие

 Слабослышащие и глухие люди

6.2  Тифлопедагогика

 

  отрасль педагогике раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов.

 Люди, с отклонеми в работе зрительных органов

6.3  Олигофренопедагогика

 

отрасль педагогике научного знания, занимающаяся процессов обучения, воспитания развития умственно отсталых детей.

 Умственно-отсталые люди.

6.4        Логопедия

 

 Специальная педагогическая наука о нарушениях речевого апората способах их предупреждения, выявления

 Лица с отклонениями в речевых способностях


 


Задание 2. Максимальное количество баллов — 3 балла.

 

Педагогическая деятельность в широком понимании данного термина представляет собой вид социальной практики, направленной на передачу от старших поколений к младшим, накопленных человечеством культуры и опыта.Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, родственники и друзья, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также средства массовой информации.

Но всё же ключевые фигуры образовательно-воспитательного процесса — это педагог и обучающийся. Деятельность педагога направлена на управление и организацию данного процесса, а каждый обучающийся, вольно или невольно, осуществляет педагогическую деятельность по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. 

Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.

 

Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:

1.     управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения  умений и первичных навыков;

2.     восприятие новых знаний и получение умений;

3.     ознакомление обучаемых с новыми заданиями;

4.     организация эвристической и исследовательской деятельности;

5.     познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей;

6.     проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;

7.     практическая деятельность по самостоятельному решению проблем;

8.     управление процессом перехода от теории к практике;

9.     приобретение умений и навыков, а также их систематизация;

10.  разъяснение целей и задач обучения;

11.  собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;

12.  анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;

13.  управление процессом познания научных закономерностей и законов;

14.  самоконтроль, самодиагностика достижений.

Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса




п/п

Направления и виды образовательной деятельности педагога



п/п

Направления и виды деятельность обучаемых

1.

 управление процессом осознания , а также получения умений и первичных навыков

1.

 восприятие новых знаний и получение умений

2.

 организация эвристической и исследовательской

2.

 ознакомление обучаемых с новыми заданиями

3.

 проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов

3.

 познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей

4.

 управление процессом перехода от теории к практике и наоборот

4.

 практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

5.

 разъяснение целей.задач обучения

5.

 приобретение умений и навыков, а также их систематизация

6.

 собственная деятельность по созданию положительной мотивации

6.

 самоконтроль, самодиагностика достижений

7.

анализ, синтез, сравнение и сопоставление и систематизация

7.




8.

управление процессом познания научных закономерностей и законов









 Задание 8. Максимальное количество баллов — 5 баллов.

 

Педагог постоянно анализирует результаты собственной профессиональной деятельности, проводя при этом оценку достижений воспитанников. Оценка — это неотъемлемая часть педагогического процесса, один из структурных компонентов педагогической деятельности.  

Систематизируйте собственные знания по данному вопросу
, заполнив таблицу 6 «Современная система оценки образовательных достижений учащихся». Для этого необходимо заполнить в таблице свободные ячейки, вписывая в них недостающие понятия или определения.

 

Таблица 8 — Современная система оценки образовательных достижений учащихся

п/п

Педагогические понятия

Определения понятий

1.

Оценка

Выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы).

2.

Отметка

Это цифровое выражение знаний уча­щихся, которое выражается в баллах и помогает педагогу фиксировать уровень их обученности. 

3.

Рейтинг

Это индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений школьника, заносимый в классификационный список (рейтинг-лист) и служащий для определения результатов его усвояемости знаний.

4.

Портфолио

Форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также систематизация соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учебных и индивидуальных достижений учащегося, а также его творческих способностей.

5.

Шкала

Это средство фиксации результатов измерения путем упорядочивания их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах.

6.

Самооценка

  это представление индивида о самом себе, о важности собственной личности и своей деятельности среди других людей, оценивание себя и собственных качеств, и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

7

Девиантность

Разновидность ненормативного поведения индивидов или социальных групп, характеризуемого отклоняющимися от общепринятых или подразумеваемых норм действиями, вызывающими ответные реакции со стороны группы, организации или общества в виде неодобрения и социальных санкций.

8.

Одарённость

Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.