Файл: Билеты по Философии Билет 1 Сущность и специфика философского знания. Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Билеты по ФилософииБилет №1 Сущность и специфика философского знания. Философия – наука о всеобщих законах и принципах развития природы, общества, познания и мышления. Возникла в VII-VI веках до н. э. Философия связана с познанием: сущности мира, сущности человека, сущности связи мира и человека. Всякое познание имеет свой объект и предмет, которые не следует ни отождествлять, ни смешивать. Специфика науки определяется её предметом. Объект может быть один и тот же для разных наук. В определении философии есть указание на предмет «всеобщие законы и принципы развития» и на объект «природа, общество, познание, мышление». Антропосоциогенез. Биологическое и Социальное в человеке. Антропосоциогенез — параллельное становление человека и общества, в результате которого произошло выделение человека над остальными живыми организмами.Антропосоциогенез — исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное и представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).Биологические и социальные факторы.Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом: - биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;- основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.Из-за этого рождаются понятия человек, индивид, индивидуальность, личность и общество Билет №2 Философские взгляда Аристотеля Аристотель (384-322 до н.э.): последователь Платона. Создал логику. Аристотель делил все науки на теоретические (философия, физика, математика), практические (этика, экономика, политика), творческие (эстетика). Логика являлась основой всех наук, по мнению Аристотеля.Онтология Аристотеля: бытие - это то, что можно ощутить. Это совокупность единичных предметов, это мир реальных вещей и этим занимается наука физика. Но существует еще и сверхчувственное бытие. Аристотель критикует концепцию Платона. Сверхчувственное бытие выражается в категориях. 1 категория: сущность. Всякое единичное имеет свою сущность, кот. постигается умом, а не чувствами и является предметом науки. Эта категория отвечает на вопрос, что есть вещь? Отвечая даем определение сущности. 2 категория (аспект): субстанция – по Аристотелю это композиция материи и формы. Вещи возникают благодаря форме, но они не возникли, если материя не даст этому задаток. Материя – возможность стать определенными вещами, предметами. Любая вещь складывается из пассивной материи и активной формы (им присуще движение).Движение - это процесс превращения потенциального в актуальное, в рез-те активности формы в момент ее единения с материей. Анализируя движение Аристотель выводит 4 ее вида: 1) увеличение и уменьшение; 2) количественное изменение (превращение); 3) возникновение и уничтожение 4) перемещение в пространстве. Основным движением является пространственное перемещение во времени. Причины существования каждой вещи обусловдены. Аристотель выделяет 4 вида причины: 1) материальная причина, из чего сделана данная вещь 2) формальная 3)движущая, откуда? 4)целевая, зачем, для чего она?Наши мысли – это абстракция. Все проблемы мы придумываем себе сами.Гносеология: Аристотель считал, что все люди стремятся к познанию. Любознательность – общее свойство людей и животных. Понятие личности в философии В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека.Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества.Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность.Структура личности с точки зрения социологии включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.Билет №3 Школы древней Греции (Мелецкая школа, Гераклит, Пифагор, Элеаты) Милетская школа: 1) Фалес (625-547 до н.э.) – не бог(-и), а сама природа в виде одной из своих стихий – воды – управляет собственным существованием и сохранением. Закон природы: природа вечно остаётся одной и той же, потому что вода уравновешивает процессы возникновения и уничтожения всех вещей; 2) Анаксимандр (610-546 до н.э.) – началом не может быть что-то определённое, ибо оно ограничено и не способно быть общим для всех вещей. Апейрон (неопределённое начало) = вода+земля+воздух+огонь. Законы природы: Апейрон справедливо чередует власть стихий, не давай ни одной из них управлять природой единолично всё время; Апейрон уравновешивает процессы происхождения и уничтожения вещей; 3) Анаксимен (588-525 до н.э.) – вода в качестве первоначала не универсальна, апейрон слишком абстрактен и в опыте не проверяем. Воздух объединяет свойства воды и апейрона: он универсален и эмпирически контролируем. Законы природы: сгущение и разрежение воздуха объясняют происхождение всех вещей; воздух уравновешивает процессы происхождения и уничтожения вещей.Гераклит (540-480 до н.э.): природа подчиняется скрытому закону природы – Логосу. Огонь – энергетически-материальное и одновременно божественное воплощение Логоса. Огонь – энергия, благодаря которой всё в природе имеет возможность обмениваться друг на друга. Логос – закон сохранения энергии и тем самым всей природы. Пифагор (580-500): «Всё есть число» - закон порядка и совершенства всей природы: всякая гармония выразима числовой пропорцией, ограничивающей неограниченное. Следовательно, всё в природе познаваемо и выражаемо с помощью числа. Философский аспект глобальных проблем современности Глобальные проблемы отличаются от всех других двумя особенностями:1. они затрагивают интересы всего населения нашей пла­неты;2. решение их не под силу какой-либо одной стране и воз­можно только при условии международного сотрудни­чества и объединения человечества во всемирном мас­штабе.Специалисты насчитывают более двух десятков гло­бальных проблем. К ним, в частности, относятся:загрязнение природной среды обитания людей;истощение минеральных, сырьевых и биологических ресурсов Земли;необходимость устранить угрозу атомной войны и ядер­ной катастрофы;задача предупреждения и предотвращения вооружен­ных конфликтов, особенно с применением оружия мас­сового уничтожения;борьба с международным терроризмом;опасности, связанные с генной инженерией и созданием генетически измененных видов растений и животных;проблемы сохранения здоровья населения, доступно­сти медицинской помощи, борьбы с эпидемиологиче­скими болезнями (СПИД и др.);

Понятие личности в философии В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека.Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества.Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность.Структура личности с точки зрения социологии включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.Билет №7 Философия эпохи Просвещения Эпоха Просвещения XVIII в. явилась важным поворотным пунктом в развитии человечества. Явилась историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Ренессанса, передовой мысли Европы XVI-XVII столетий.Следует отметить значительную роль французского Просвещения в развитии естественных и общественных наук. Опираясь на достижения своей эпохи, просветители в свою очередь стимулировали дальнейшее развитие научной мысли, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789-1794 гг. Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Основное направление критики- паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни имущих и нецивилизованные порядки крепостничества. Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого, разума.Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистистическим материализмом, сочинениями Р. Декарта, влиянием идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоластики и религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).Конечно, философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствуют различные мировоззренческие ориентации.Наиболее ярко в эту эпоху выделяются следующие направления:- атеистическо-материалистическое – его сторонники отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Характерные особенности философии эпохи Просвещения:- рационализм как общая вера в разум;- антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;- антиобскурантизм (от лат. obscurant - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.Философия Просвещения известна главным образом своей социально-политической частью. В ней получили свое обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись. Общественное бытие и общественное сознание. Структура общественного сознания. Общественное сознание - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, не сводимая к сумме составляющих его индивидов. Его структура: оно состоит из двух частей-полюсов «Идеологии» - осознанной, теоретически обработанной, отрефлектированной. «Социальной психологии» или «ментальности», которая является сферой коллективного бессознательного, характеризуется сокрытостью, глубинностью, стихийностью.Билет №8 Философия И. Канта Иммануи́л Кант ( 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — прусский философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения Всесторонние и систематические работы Канта в области эпистемологии, метафизики, этики и эстетики сделали его одной из самых влиятельных фигур в западной философии Нового времени.В своей доктрине трансцендентального идеализма Кант утверждал, что пространство и время— это просто «формы интуиции», которые структурируют весь опыт, и поэтому, хотя «вещи-в-себе» существуют и вносят вклад в опыт, они, тем не менее, отличны от объектов опыта. Из этого следует, что объекты опыта — это просто «видимости», и что природа вещей, как они есть сами по себе, следовательно, нами непознаваема Мировоззрение и его типы Мировоззрение – система взглядов и представлений о мире, человеке и их взаимодействии. Типы: анимистическое (душа, духи и природа одушевлены); религиозное; мифологическое; философское; конкретно-научное; обыденное.Билет №9 Философия Г. Гегеля Гегель (1770-1831) – классическая немецкая философия. Познание как предмет философского познания. Субъект и объект познания. Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.Познание как предмет философского анализа. Познание – это процесс (деятельность субъекта), направленный на понимание какого-либо объекта или явления.«Познание – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.»Природа познанияВозможность познания заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Превращается это возможность в действительность в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания человека, способного адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности.В сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека — вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Учеными уже давно установлено, что чем выше существо поднялось по лестнице эволюции, тем меньше формы его жизнедеятельности заранее определяются строением нервных узлов, тем больше «степеней свободы» обретает организм в плане индивидуально- прижизненной приспособительной активности. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения; являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности. Субъект и объект познания:Субъект познания — это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.Объект познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:• первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;• вторичные — различные проявления духовного мира людей;• третичные — свой собственный духовный мир.Билет №10 Позитивизм и его эволюция Выделяют 4 этапа в эволюции позитивизма: позитивизм; эмпириокритицизм; неопозитивизм;

Материя. Атрибуты. Сущность. Материя – объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в ощущениях. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, св-ва, отношения, множества, состояния, процесса и т.д. Сущность выступает как внутренняя сторона объекта, а явление – как внешнее. Сущность – это внутренние, глубинные связи и отношения, определяющие явления. (Сущностью воды является соединения водорода и кислорода). Одна и та же сущность является основанием множества явлений. (Так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде и т.д.) Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность ненаблюдаема и ненаглядна; она познаётся в мышлении. Итак, сущность – это внутренне, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.Билет №14 Идея гуманизма и натурфилафилософии в эпоху возрождения Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:● признание человека в качестве высшей ценности● повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума● воспевание красоты человеческого тела● внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человекаДля натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:● пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога● идея тождества микро и макрокосмоса и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком● гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия● качественная интерпретация природы Материя. Атрибуты. Явление. Материя – объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в ощущениях. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, св-ва, отношения, множества, состояния, процесса и т.д. Явление всегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное св-во и т.д. Билет №15 Философия Платона Платон (427-347 до н.э.): Платон: выделяет 2 мира: мир воспринимаемый и мир идей. П. считается основателем объективного идеализма. Мир идей представляет собой истинное бытие. истинное значение дает только мышление. Мышление - независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс восприятия. Чувственное восприятие лишь мнение о вещах. П. делил людей 3 класса: 1 - правители 2 - воины 3 - торговцы. Государство должно охранять людей, осуществлять снабжение всех членов общества, необходимым и руководить деятельностью. 1 класс мудрость 2- мужество 3 - умеренность. П. считал, что частная собственность и семья подрывают условие идеального общества, он мыслит избавить общество от эгоизма. у всех должно быть одинаковым и общим в пределах сословий. Проблема бытия философии. Философское понимание материи. Категория «бытие», ее смысл и спецификаВажнейшая проблема всей, в том числе и новейшей философии, есть проблема отношения человека к миру, мышления к бытию. Проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему. Бытие выражает сущность и способ философствования. Ни одна философская система не может не рассмотреть или высказать в явной или неявной форме свое отношение к бытию.Бытие (лат. esse - быть, есть, существовать) одно из центральных понятий философии. Оно было введено в философию древнегреческими мыслителями Ксенофаном (570 – около 478 до н.э.), Парменидом (540/515 – около 480 до н.э.) и Гераклитом (около 540 – 475 до н.э.).Для Ксенофана «бог сросся со всем», «существо божье шарообразно», «все это неизменно, неподвижно». Ученик Ксенофана Парменид, вслед за своим учителем считал бытие неизменным, единым, неподвижным, шарообразным. Однако Парменид оперирует не только понятием бытия (сущего), но и понятием небытия (не-сущего). Он стремился доказать, что бытие существует, а небытие не существует. Бытие плотно примыкает к бытию, а следовательно, пустота невозможна.По Гераклиту бытие –это непрерывно становящееся, вечно текущее явление, находящееся во внутренней противоречивости.В последствии идеи ранних древнегреческих мыслителей так или иначе находили свое отражение и развитие в работах Платона, Аристотеля, в средневековой христианской философии, в идеях эпохи Возрождения, в Новое время в работах Декарта. Лейбница, Фихте, Шеллинга, Канта, Гегеля, Фейербаха, затем в работах современных философов.Так, в философии Платона выделяется два вида бытия: истинное бытие – мир идей и не истинное бытие – мир приходящих вещей. Кроме этого у него намечается учение об абсолютном «едином» Бытии, превосходящем идеальное и материальное бытие. Сложную и противоречивую концепцию Бытия представил Аристотель. У него бытие представлено в четырех смыслах: 1) материальная вещь или ее части; 2) существенный для нее принцип; 3) совокупность частей в вещи, организованной по этому принципу; 4) форма вещи, актуально ее организующая. Согласно Аристотелю, с одной стороны, Бытие – это единство вещи и формы, а, с другой стороны – Бытие – это Перводвигатель, самосозидающий божественный ум, нематериальная форма форм. В Средние века философия различала два рода бытии; истинное бытие – Бог – творец и неистинное, сотворенное бытие («тварный» мир вещей, растений, животных, людей). Философия Нового времени рассматривает бытие с противоположных позиций. Для философов-материалистов бытие – это материальный мир, в основе которого находиться ее первооснова – субстанция (от лат. substantia – сущность, основа) как ее сущность. Идеалистическая позиция четко выражена в немецкой классической философии: бытие – это обобщенной смысл существующего. Г. Гегель говорил, что бытие есть первое и чистое понятие абсолютной мысли.Бытие - это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок. Итак, по способу существования бытие представляет собой два вида реальности: объективную (материальную) реальность и реальность субъективную (психическую),т.е мир сознания.Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную структуру. Не вдаваясь в ее подробный анализ, отметим основные формы бытия:1.Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека - на «первую природу»; б) на «вторую природу» - вещи произведенные человеком.2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие стороны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человеческом организме. Собственно человеческое бытие включает в себя природно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты.3. Бытие духовное (идеальное). Оно включает в себя бытие индивидуализированного и объективированного духовного. Духовное бытие невозможно без материальных носителей. Оно существует в виде процессов и явлений индивидуального сознания, работы мозга, нервной системы, всего человеческого организма. Индивидуализированное духовное - это прежде всего самосознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Духовное бытие реализуется через формы общественного сознания, в частности через философию, мораль, политику. Отдельные фрагменты духовного бытия: идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки - способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени. Духовное бытие может выступать и в качестве бессознательного, которое имеет сложную недостаточно исследованную сущность.4. Бытие социальное. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества. Здесь переплетены материальное и идеальное, первая и вторая природа.5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой искусственную, синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации.Билет №16 Философские школы эллинско-римского периода Эпикур (342-270 до н.э.): цель изучения философии – изгнание «болезней души» и обретение счастья. Изучать философию следует всю жизнь. 3 вида страха мешают людям обрести счастье – перед природой, смертью, богами. Природа: ничего не возникает из ничего и не превращается в ничто. Вселенная всегда была, есть и будет такой, какая она есть, поэтому не надо бояться природы, т.к. она всегда одна и та же. Смерть: не надо бояться смерти, т.к. она – распад тела на атомы и ничего более. Боги: не надо бояться богов, которые хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь.Стоицизм:Основатель – Зенон из Китиона (336-264 до н.э.). Стоицизм — это размышление о своих эмоциях, о причинах их возникновения, а также умение направлять их себе во благо. Человеку необходимо иметь душевный покой, чтобы понимать то, что невозможно изменить, мужество – чтобы изменить всё возможное и мудрость – отличать одно от другого. Скептицизм:Основатель – Пиррон из Элиды (365-275 до н.э.). О вещах нельзя сказать ничего определённого: ни того, что они прекрасны; ни того, что безобразны, ни того, ни другого одновременно. Поэтому следует воздержаться от любых категорических суждений о вещах. Воздержание от суждений – лучший способ обрести спокойствие души.Киники:Основатель – Антисфен Афинский (450-360 вв. до н.э.). Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях. Проблемы истины философии. Критерии истины. Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Критерии: 1) Объективная истина — конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца). 2) Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. 3) Относительная истина — выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.Билет №17 Философия Средних веков. Фома Аквинский (13 век) не отрицал ценности разума все-таки сохраняет приметы веры. Выводит 5 аргументов: 1. Доказательство через движение;2. Доказательство через производящую причину; 3. Доказательство через необходимость; 4. Доказательство от степеней бытия; 5. Доказательство через целевую причину. Философский аспект глобальных проблем современности Глобальные проблемы отличаются от всех других двумя особенностями:1. они затрагивают интересы всего населения нашей пла­неты;2. решение их не под силу какой-либо одной стране и воз­можно только при условии международного сотрудни­чества и объединения человечества во всемирном мас­штабе.Специалисты насчитывают более двух десятков гло­бальных проблем. К ним, в частности, относятся:загрязнение природной среды обитания людей;истощение минеральных, сырьевых и биологических ресурсов Земли;необходимость устранить угрозу атомной войны и ядер­ной катастрофы;задача предупреждения и предотвращения вооружен­ных конфликтов, особенно с применением оружия мас­сового уничтожения;борьба с международным терроризмом;опасности, связанные с генной инженерией и созданием генетически измененных видов растений и животных;проблемы сохранения здоровья населения, доступно­сти медицинской помощи, борьбы с эпидемиологиче­скими болезнями (СПИД и др.);


Билеты по Философии

Билет №1

  1. Сущность и специфика философского знания.

Философиянаука о всеобщих законах и принципах развития природы, общества, познания и мышления. Возникла в VII-VI веках до н. э. Философия связана с познанием: сущности мира, сущности человека, сущности связи мира и человека. Всякое познание имеет свой объект и предмет, которые не следует ни отождествлять, ни смешивать. Специфика науки определяется её предметом. Объект может быть один и тот же для разных наук. В определении философии есть указание на предмет «всеобщие законы и принципы развития» и на объект «природа, общество, познание, мышление».

  1. Антропосоциогенез. Биологическое и Социальное в человеке.

Антропосоциогенез — параллельное становление человека и общества, в результате которого произошло выделение человека над остальными живыми организмами.

Антропосоциогенез — исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное и представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).

Биологические и социальные факторы.

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом: - биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

- основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.
Из-за этого рождаются понятия человек, индивид, индивидуальность, личность и общество

Билет №2

  1. Философские взгляда Аристотеля

Аристотель (384-322 до н.э.): последователь Платона. Создал логику. Аристотель делил все науки на теоретические (философия, физика, математика), практические (этика, экономика, политика), творческие (эстетика). Логика являлась основой всех наук, по мнению Аристотеля.

Онтология Аристотеля: бытие - это то, что можно ощутить. Это совокупность единичных предметов, это мир реальных вещей и этим занимается наука физика. Но существует еще и сверхчувственное бытие. Аристотель критикует концепцию Платона. Сверхчувственное бытие выражается в категориях.

1 категория: сущность. Всякое единичное имеет свою сущность, кот. постигается умом, а не чувствами и является предметом науки. Эта категория отвечает на вопрос, что есть вещь? Отвечая даем определение сущности.

2 категория (аспект): субстанция – по Аристотелю это композиция материи и формы. Вещи возникают благодаря форме, но они не возникли, если материя не даст этому задаток. Материя – возможность стать определенными вещами, предметами. Любая вещь складывается из пассивной материи и активной формы (им присуще движение).

Движение - это процесс превращения потенциального в актуальное, в рез-те активности формы в момент ее единения с материей. Анализируя движение Аристотель выводит 4 ее вида:

1) увеличение и уменьшение;

2) количественное изменение (превращение);

3) возникновение и уничтожение

4) перемещение в пространстве.

Основным движением является пространственное перемещение во времени. Причины существования каждой вещи обусловдены. Аристотель выделяет 4 вида причины:

1) материальная причина, из чего сделана данная вещь

2) формальная

3)движущая, откуда?

4)целевая, зачем, для чего она?

Наши мысли – это абстракция. Все проблемы мы придумываем себе сами.

Гносеология: Аристотель считал, что все люди стремятся к познанию. Любознательность – общее свойство людей и животных.

  1. Понятие личности в философии

В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека.

Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества.

Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность.

Структура личности с точки зрения социологии включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Билет №3

  1. Школы древней Греции (Мелецкая школа, Гераклит, Пифагор, Элеаты)

Милетская школа: 1) Фалес (625-547 до н.э.) – не бог(-и), а сама природа в виде одной из своих стихий – воды – управляет собственным существованием и сохранением. Закон природы: природа вечно остаётся одной и той же, потому что вода уравновешивает процессы возникновения и уничтожения всех вещей; 2) Анаксимандр (610-546 до н.э.) – началом не может быть что-то определённое, ибо оно ограничено и не способно быть общим для всех вещей. Апейрон (неопределённое начало) = вода+земля+воздух+огонь. Законы природы:

Апейрон справедливо чередует власть стихий, не давай ни одной из них управлять природой единолично всё время; Апейрон уравновешивает процессы происхождения и уничтожения вещей; 3) Анаксимен (588-525 до н.э.) – вода в качестве первоначала не универсальна, апейрон слишком абстрактен и в опыте не проверяем. Воздух объединяет свойства воды и апейрона: он универсален и эмпирически контролируем. Законы природы: сгущение и разрежение воздуха объясняют происхождение всех вещей; воздух уравновешивает процессы происхождения и уничтожения вещей.
Гераклит (540-480 до н.э.): природа подчиняется скрытому закону природы – Логосу. Огонь – энергетически-материальное и одновременно божественное воплощение Логоса. Огонь – энергия, благодаря которой всё в природе имеет возможность обмениваться друг на друга. Логос – закон сохранения энергии и тем самым всей природы.
Пифагор (580-500): «Всё есть число» - закон порядка и совершенства всей природы: всякая гармония выразима числовой пропорцией, ограничивающей неограниченное. Следовательно, всё в природе познаваемо и выражаемо с помощью числа.

  1. Философский аспект глобальных проблем современности

Глобальные проблемы отличаются от всех других двумя особенностями:

1. они затрагивают интересы всего населения нашей пла­неты;

2. решение их не под силу какой-либо одной стране и воз­можно только при условии международного сотрудни­чества и объединения человечества во всемирном мас­штабе.

Специалисты насчитывают более двух десятков гло­бальных проблем. К ним, в частности, относятся:

загрязнение природной среды обитания людей;

истощение минеральных, сырьевых и биологических ресурсов Земли;

необходимость устранить угрозу атомной войны и ядер­ной катастрофы;

задача предупреждения и предотвращения вооружен­ных конфликтов, особенно с применением оружия мас­сового уничтожения;

борьба с международным терроризмом;

опасности, связанные с генной инженерией и созданием генетически измененных видов растений и животных;

проблемы сохранения здоровья населения, доступно­сти медицинской помощи, борьбы с эпидемиологиче­скими болезнями (СПИД и др.);

задача сокращения разрыва между процветающими и бедствующими регионами.


Глобальные проблемы взаимосвязаны. Обострение од­ной из них осложняет решение других.

Билет №4

  1. Школы древней Греции ( Демокритов, Софисты, Сократ)

Софисты:

Протагор (480-410 до н.э.): человек – мера всех вещей. Не существует объективной истины: для каждого истинно то, что ему нравится. Не истина, или справедливость, а выгода – универсальный закон человеческой жизни. Среди несовместимых мнений следует выбирать не более истинное, ибо они все истинны, а основанное на вычислении всех последствий более выгодное.

Горгий (480-380 до н.э.): все суждения о существовании природы ложны. Потому что ничего не существует в абсолютном смысле. Даже если нечто и существует в абсолютном смысле, оно не мыслимо и не познаваемо. Даже если нечто существует в абсолютном смысле, мыслимо и познаваемо, оно невыразимо и необъяснимо.
Сократ (470-399): познание природы не делает нас мудрыми, т.к. только бог знает, как устроена природа. Специалисты в каком-либо деле так же не делают нас мудрыми. Человеческой мудрости мы можем научиться только у самих себя. Научись правильно определять добродетели и вычислять последствия своих поступков. Подчини тело душе, а душу – разуму. Стань своим собственным учителем и учеником. Узнай точно, чего ты не знаешь, и никогда не будешь путать знание с незнанием.
Демокрит (460-370): атомы – невидимые, неделимые элементы бытия. Атом неделимы, бесконечны по числу и форме, вечно движутся в пустоте, цепляются друг с другом и создают вещи и миры. Пустота – небытие, необходимое для движения атомов. Возникновение вещей – соединение атомов, уничтожение вещей – разъединение атомов. Ничто не возникает беспричинно, всё происходит по необходимости.

  1. Чувственное и рациональное познание. Их формы. Интуитивное познание.

Чувственное познание - это активное отражение объекта познания с помощью органов чувств. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.

Рациональное познание — более сложный, чем чувственное познание способ отражения действительности посредством логического мышления (которое называют также абстрактным или рациональным мышлением). Основными чертами логического мышления являются его непротиворечивость, последовательность, определённость, обоснованность. С его помощью человек может выйти за пределы чувственного опыта и познать то, что в нем непосредственно не дано (например, сущность процессов и явлений).



В отличие от чувственного познания, рациональное познание является обобщённым и опосредованным познанием действительности. Оно заключается в абстрагировании, обобщении, в оперировании абстракциями, что обеспечивает знание о некоем общем. Поэтому рациональное познание и отражает природу глубже, полнее даёт знание о сути.

Интуитивное познание — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства. Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.

Билет №5

  1. Философия нового времени

Время: XVII—XVIII век.  Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего из опытного естествознания.

– Р. Декарт (Франция); рационалистическая методология. Необходимость научного мышления. ошибаются не в восприятиях а в их осмыслении. Для осмысления природы нужен новый метод – дедукция. 4 правила: 1. не принимать за истину ничего, что бы ты не познал ясно или очевидно 2. делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей сколько потребуется чтобы их разделить 3. распологать свои мысли в определенном порядке, с простейших к сложным 4. делать всюду перечни и обзоры, чтобы быть уверенным что ничего не пропущено. Сущность вещей мы познаем разумом. «мыслю, следовательно существую». Идея бога у людей инстинктивная. Физика, общая теория природы и метафизика. Разделение на явление и сущность.

– Б. Спиноза (Голландия); отрицает существование врожденных идей но есть врожденная способность приобретать знания. Познание: чувственный ограниченный опыт, рациональное познание, интуиция. Каждая вещь – необходимое следствие другой. Первопричина – бог. Два атрибута природы субстанции: протяжение, мышление. Случайностей нет. 3 системы: динамическая (по законам), статистическая(когда будущее неоднозначно) развивающая(человек).

  1. Антропосоциогенез. Биологическое и Социальное в человеке.

Антропосоциогенез — параллельное становление человека и общества, в результате которого произошло выделение человека над остальными живыми организмами.


Антропосоциогенез — исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное и представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).

Биологические и социальные факторы.

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом: - биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

- основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.
Из-за этого рождаются понятия человек, индивид, индивидуальность, личность и общество
Билет №6

  1. Философия Древней Индии и Древнего Китая


Древняя Индия VI-V век до н. э.:
Проблема – жизнь, которую мы не выбираем – цепь страданий. Как избавиться или уменьшить страдания – главная забота каждого человека.
Веды: для понимания пути избавления от страданий следует различать существование и реальность. Существование объединяет все, что изменяется в пространстве, времени, связано причинными связями и тем самым несамодостаточно и невечно. Реальность объединяет все, что никогда не изменяется, вечно и выше всякого существования в мире, есть полное единство. Реальность распадается на два полюса— объективный (Брахман) и субъективный (Атман), которые различны лишь в мире существования. Причина различия — наше невежество (Авидья), вызванное неумением отличать вечное от невечного. Чтобы избавиться от страданий, человек должен поднять себя выше мира существования, постигнуть реальность как единство Брахмана и Атмана, слиться с Брахманом как конечной целью познания.

Буддизм: чтобы избавиться от страданий и достигнуть состояния нирваны (состояние вечного блаженства), человек должен следовать четырём благородным истинам:
1) жизнь полна страданий
2) страдания имеют причину – эгоизм, ложные желания
3) страдания можно прекратить
4) метод устранения страданий – восьмеричный путь.

Восьмеричный путь: от правильного понимания 4х благородных истин, к правильной решимости (стремлению преобразовать свою жизнь в соответствии с 4мя истинами), правильной речи (воздержанию от лжи), правильному действию, образу жизни (привычке честно трудиться и внутренне очищаться), правильному усилию (борьбе с соблазнами), правильному вниманию (подчинению себе своего ума и эмоций), и правильному сосредоточению (достижению полной невозмутимости и безразличия).
Буддизм противоположен Веданты, т.к. утверждает способность самостоятельного освобождению человека.

Древний Китай VI-V век до н. э.:

Человек изначально не свободен: он не выбирает ни место, ни время, ни семью своего рождения.
Даосизм: основатель - Лао-цзы. Мудрец – человек, отказавшийся от эгоизма, отбросивший ложные желания. Мудрец достигает абсолютной свободы и становится полностью подобным Дао. Ничего не делая, он достигает всего. Недеяние и достижение всего – высшая степень свободы человека.

Конфуцианство: основатель – Конфуций. Свобода – в способности человека перестать быть «низким» (думает только о своей выгоде, требователен к другим, следует за ними, но не живёт в согласии с ними), научиться быть «благородным мужем» (следует долгу и закону, требователен к себе, живёт в согласии с другими, но не следует за ними, готов идти на смерть ради других): не делать другому ничего, чего себе не желаешь.

  1.   1   2   3