Файл: Осοбеннοсти мирοвοззренческих οснοв физическοй культуры.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
Введение
Актуальнοсть. Физическая культура играет важную рοль в фοрмирοвании личнοсти сοвременнοгο челοвека.
Физическая культура и спοрт рассматриваются исследοвателями не тοлькο как элемент οбраза жизни и в целοм культуры οбщества, нο и как средствο физическοгο развития, вοспитания и укрепления здοрοвья. Физкультурнο-спοртивная деятельнοсть выступает фактοрοм фοрмирοвания духοвных, нравственных устοев челοвека. С тοчки зрения явлений οбщественнοй жизни физическая культура – этο сοциальный, идеοлοгический институт, спοсοбствующий всестοрοннему и гармοничнοму развитию личнοсти.
Οднοй из οснοвных прοблем физическοгο вοспитания является фοрмирοвание ценнοстнοгο οтнοшения οбщества и личнοсти к физическοй культуре и спοртивнοму стилю жизни.
Правильнοе οсмысление мирοвοззренческих (духοвных) οснοв физическοй культуры пοзвοлит значительнο οбοгатить знания личнοсти.
К сожалению, в современном обществе среди населения пока еще слабо осознаются мировоззренческие и духовные основы физической культуры. Необходим поиск методов и средст донесения основ этих ценностей до подрастающего поколения, так как главной целью физического воспитания является психически и физически здоровая личность.
Цель исследοвания – οпределить οсοбеннοсти мирοвοззренческих οснοв физическοй культуры.
Задачи исследοвания:
1. Изучить οснοвные пοнятия физическοй культуры.
2. Οпределить основы системы физической культуры личнοсти.
3. Рассмοтреть материальные и духοвные ценнοсти физическοй культуры.
Предмет исследοвания – мирοвοззренческие οснοвы физическοй культуры.
Οбъект исследοвания – учебно-воспитательный процесс в вузе.
Методы: анализ научных работ и публикаций; педагогическое наблюдение; анкетирование, индивидуальная беседа; обобщение полученных данных.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается важности выбранной для исследования проблемы. В первой главе рассмотрены теоретические основы функционирования системы физического культуры. Вторая глава представлена в форме опытно-экспериментальной работы. В заключении сделаны основные выводы по теме исследования.
Глава 1. Теоретические основы функционирования системы физического культуры
1.1. Понятие о системе физической культуры
Система – объективное единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.
Для реализации различных потребностей людей государство создает соответствующие системы, позволяющие удовлетворить определенные общественные и личные нужды. Так, для обучения и воспитания в стране функционирует система дошкольного, школьного общего образования; начального, среднего, высшего и после вузовского профессионального образования; для лечения людей существует система здравоохранения и т.д.
Первостепенную роль в приобщении людей к систематическим занятиям физическими упражнениями, использовании, усвоении, передаче и умножении многообразных ценностей в сфере физического совершенствования человека играет система физической культуры.
Система физической культуры – это упорядоченная совокупность государственных органов, общественных организаций и граждан, осуществляющих деятельность в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Как и в любой другой социальной системе (науке, экономике, политике и др.), в системе физической культуры можно выделить составные части (элементы) и их определенные взаимосвязи, взаимоотношения (структуру).
В качестве составных частей системы физической культуры можно выделить три функционально-автономных и качественно своеобразных блока: блок непосредственной реализации целей физической культуры, блок обеспечения и блок управления (рис. 1).
Ядром системы физической культуры является непосредственная деятельность по использованию физической культуры по государственной и общественно-самодеятельной линии.
Необходимо отметить, что каждая составная часть системы физической культуры тоже своего рода система, только более мелкая, подчиненная, и называется подсистемой. Иначе говоря, все элементы системы могут выступать в качестве систем и, наоборот, несколько систем вместе могут рассматриваться как одна система. В частности, можно говорить о системе управления физической культурой на федеральном и муниципальном уровнях, системе научно-методического обеспечения, системе физкультурно-оздоровительной и спортивно-рекреационной работы среди населения, системе подготовки спортсменов и т.д.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель системы физической культуры
Система имеет свою структуру, а в отношении среды, окружающей ее, она имеет «вход» и «выход». Воздействия социальной среды на систему физической культуры называют входными, а ее реакцию на эти воздействия — выходными параметрами.
Чтобы система физической культуры функционировала, она получает извне (на входе) соответствующие общественные ресурсы (людские, материальные, духовные).
Сама деятельность системы представляется как процесс преобразования общественных ресурсов. На выходе «продукция» системы поступает во внешнюю среду и используется другими общественными системами.
1.2. Основы системы физической культуры
К основам системы физической культуры относят: мировоззренческие, правовые, научно-методические, программно-нормативные, организационные.
1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.
В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.
2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.
3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.
Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.
Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.
Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.
Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.
В программно-нормативных основах находят конкретное воплощение основные принципы физического воспитания (принципы всемерного содействия всестороннему гармоническому развитию личности, прикладной и оздоровительной направленности).
4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.
По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).
Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.
По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.
Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ.
Глава 2. Организация исследования
2.1. Материалы и методы
Формирование социально-духовных ценностей в системе профессионального образования должно быть направлено, прежде всего, на утверждение в сознании студентов мировоззрения, а в контексте нравственного здоровья - на создание комплекса мотивационной и потребностной сферы жизнедеятельности (17). Система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, степень ответственности за действия и поступки в отношении самого себя и других людей, духовность, связанная с истинами добра, любви, красоты играют важную роль в структуре личности будущего специалиста (6).
При разработке педагогической технологии экспериментально определен оптимальный вариант распределения программного материала и основной формы содержания учебных занятий:
- выявлен состав учебных элементов и их логическая взаимосвязь;
- обоснована последовательность изучения разделов курса, структура и формы содержания занятий;
- выбраны методические приемы, методы и средства учебной ^ деятельности, отражающие особенности курса;
- определены временные критерии освоения учебных элементов. Целью этого исследования являлось повышение эффективности
процесса формирования социально-духовных ценностей студента в структуре физической культуры личности на основе поиска оптимальных вариантов распределения программного материала и содержания учебных занятий с учетом всех составляющих социально-духовных ценностей.
Формирование научного мировоззрения, активного отношения к труду, эстетических и нравственных качеств, социально-духовных ценностей в процессе воспитания физической культуры связано с общими задачами целостного воспитательного процесса, но решение их детерминировано специфическими средствами и методами, присущими только физической культуре и спорту. К специфическим средствам и методам относятся и условия, в которых они применяются. А они, как известно, в определенных ситуациях концентрированно отражают реалии жизни, способствуют выявлению и проявлению черт характера, чувств, взаимоотношений, взглядов, убеждений и т.п. Именно в этом и актуализируется значимость физической культуры и спорта в воспитании социально-духовных ценностей личности. При этом мировоззрение является ведущим компонентом в их структуре, которое как целостно-психологическое образование имеет сложную и многоаспектную структуру. Его ядром являются взгляды и убеждения, основанные на знании, социальном и личном опыте, которые органически связаны с развитием, способностью теоретического мышления, проявлением высоких интеллектуальных чувств, сознательно целеустремленной волей. Взгляды в области физической культуры - это принятие в качестве достоверных идей научно-теоретических и методических положений, концепций, ценности феномена физической культуры. Они объясняют психолого-педагогические и физиологические закономерности развития и воспитания физических, интеллектуальных и духовных качеств личности средствами физической культуры, философию необходимости гармонии телесных и духовных сил, приоритета физкультурных знаний в физическом воспитании как основы механизма физкультурной деятельности, физического самосовершенствования. Органическими свойствами физкультурных убеждений являются чувства, ощущения и эмоции, такие как радость познания, эстетические наслаждения, оптимизм, целеустремленность, уверенность, бодрость, прилив сил, потребность в деятельности и активной физической работе. Непреклонная воля - важный элемент мировоззрения, которое не ограничивается теоретическим сознанием, а объединяется с практическим сознанием и волевыми действиями.