Файл: Технологическая карта урока Почему идёт дождь и дует ветер.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока
Почему идёт дождь и дует ветер?
Цели деятельности учителя | Расширять и уточнять представления о знакомом природном явлении – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных. |
Цель урока. | -организовать деятельность обучающихся по формирования представления о причинах возникновения дождя и ветра; - создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; - с помощью опытов показать процесс возникновения дождя и ветра; -объяснить причины возникновения природных явлений, значение этих явлений для всего живого. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек); получат возможность научиться: наблюдать за дождем и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
УУД | Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных; осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя. Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Образовательные ресурсы | Презентация на тему «Почему идёт дождь и дует ветер?» [Электронный ресурс]. |
Оборудование | Компьютер, проектор, для моделирования рисунки «капелек», «солнышка»; для опытов емкости для воды, вата, горелка, стекло, свеча; |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятель-ность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Время |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяетготовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой. Прозвенел уже звонок, Нам пора начать урок. Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! | Слушают | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться . | 1мин |
II. Актуализация знаний | Обучающиеся должны ответить на вопрос объяснить свой выбор | Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке? (о Луне) - Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? - Почему вы так считаете? | Активно участвуют в опросе. | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме | 1мин |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Самоопределение к деятельности. IV. Изучение нового материала Физминутка 5. Усвоение новых знаний( продолжение) 6. Первичное закрепление 7. Усвоение новых знаний | Практическаяработа «Исследование почему идет дождь» Презентация на тему «Почему идёт дождь и дует ветер?» Работа по материалам учебника (с. 36). Работа по учебнику (с.37). | -А почему дождь идет на Земле? -Какие у вас есть предположения?(свободные высказывания детей) -А как вы считаете зачем нужен дождь? - Предположите : о чем пойдет речь на нашем уроке? ТЕМА УРОКА: «Почему идет дождь?» -А какая цель урока? ( узнать причины возникновения дождя) -Как вы считаете каким образом мы с вами это сделаем?( проведем опыты, будем рассуждать) -Каждый из вас думает по-разному «Почему идет дождь?», но опыт поможет нам выбрать правильный ответ. (Проведение опыта с комментированием) - Что я делаю? (нагреваю воду) - А что в природе нагревает воду? (солнце) - Солнце - самый сильный источник тепла в природе. - Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим. - Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (Ставлю стекло) - Проверим, так ли это? (показываю) - Почему образовались капельки? -Чем выше, тем холоднее. А в природе маленькие капельки остывают, собираются вместе и образуют тучку. - А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.) - Посмотрите, как это происходит в природе. (Видеозапись)(Слайд №2) А теперь давайте смоделируем образование дождя: Представьте, что вокруг нас море, а вы все капельки.. Я буду «Солнышком» ..Солнышко светит на «капельки « и капельки улетают ( Дети моделируют тучу. - Почему же идет дождь? А теперь проделайте ОПЫТ: возьмите ватку- представьте, что это маленькое облачко, но оно наполняется каплями, водой- опустите в емкость ваше «облачко» , что вы видите?( наполняется водой) Приподнимите вашу «тучку» .Что вы наблюдаете?( капает вода) .Почему? Почему же идет дождь? - Откройте учебник на стр.36. Сравним вывод, который сделали мы с выводом учёных. - Из чего состоит туча?(Слайд № 3) - Почему капли падают на Землю? (Капли тяжёлые и не могут долго держаться в небе и падают.) -Вот поэтому и идёт дождь. Мы поднялись на одну ступеньку в познании окружающего мира. - Давайте послушаем, как идёт дождь. Песенка «Дождик» Какие бывают дожди?(Слайд №4) _ Попробуйте определить:какой дождик прилетел к вам? На парте у вас пазлы «дождика». Работа в паре – сложить пазл Проверка СЛАЙД № 5 -А как вы считаете что помогает тучке передвигаться по небу? Без чей помощи облака всегда стояли бы над морем или рекой. И значит, дождь мог бы идти только над водой? (загадка о ветре. Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. (Ветер.)) - Что вы знаете о ветре? - Предположите, о чём ещё сегодня пойдёт речь на уроке? (Почему дует ветер?) Цель на ей работы: узнать почему дует ветер? Как мы узнаем? - Давайте проведём ещё опыт. Сейчас мы сами сделаем ветер. Опыт 1. Помашите рукой у себя перед лицом. Что вы чувствуете? - Скажите, где воздух теплее: в классе или в коридоре? Опыт 2. Приоткрыть дверь класса и опустить к порогу зажжённую свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. 3атем медленно поднять свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит тёплый воздух. - Вся наша планета Земля окутана прозрачной шубой - воздухом. Мы её обычно не замечаем. Но если она вдруг исчезнет, мы не сможем прожить даже нескольких секунд! Мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца спалят всё живое. Воздух не мешает нам передвигаться: он расступается перед нами и сразу занимает то место, которое мы освободили. Но если двигаться в воздухе быстро, он не успевает расступиться, и его можно ощутить. Вспомните, как что-то давит на ладонь, высунутую в окно поезда. Воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. А ветер? Что такое ветер? Тёплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, а холодный воздух тяжёлый, он стелется понизу. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение. Это движение воздуха! Так что же такое ВЕТЕР ? СЛАЙД № 6 Какой бывает ветер? Какие слова мы можем подобрать для описания ветра? СЛАЙД 7 | Формулируют тему урока. Определяют цель урока. Выполняют практическую работу. Формулируют вывод. Выдвигают предположения. Формулируют вывод. Формулируют вывод. Формулируют вывод. Выполняют практическую работу. Формулируют вывод. Выдвигают предположения. | Фронтальная. Работа в парах Фронтальная работа Работа в парах. Работа в парах Работа в парах | Познавательные: общеучебные –осознанное и произ-вольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и ветра, их значении для человека, растений и животных; логические – дополнение и расширение имею-щихся знаний; осуществление поиска необходимой инфор-мации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные:оценка своихпоступков, Выражать свои чувства об увиденном. Исследование причин возникновения дождя. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу услышанного и увиденного. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Познавательные: общеучебные –осознанное и произ-вольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и ветра, их значении для человека, растений и животных; логические – дополнение и расширение имею-щихся знаний; осуществление поиска необходимой инфор-мации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные:оценка своихпоступков, Выражать свои чувства об увиденном. Исследование причин возникновения дождя. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу услышанного и увиденного. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | 2мин 11мин 2 мин 2мин 3мин 5мин |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Практическая работа | Как вы думаете, почему звери, птицы, растения радуются дождю? СЛАЙД 8 Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания | Выполняют задания с 37 учебник. | Индивидуальная | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | 2 мин |
V. Рефлексия | | Объясните мне, ребята, почему идет дождь и дует ветер? Оцениваем себя: (Жёлтый – мне всё понятно, интересно; зелёный – мне встретились небольшие трудности; красный - )мне материал непонятен) | Активно объясняют причины . Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Обосновывают свой выбор цвета. | Фронтальная | Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: адекватно оценивают свои достижения; понимают значение знаний для человека и принимают его. | 1мин |
Литература:
1. Учебник «Окружающий мир» 1 класс, часть 2, А.А. Плешаков.
2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 1 класс, часть 2, А.А. Плешаков.
3. Поурочное планирование. Начальная школа. Окружающий мир. 1 класс. Система уроков по учебнику А.А.Плешакова. Автор-составитель: Н.Н. Черноиванова.3. Энциклопедия «Всё обо всём».
Презентация.