ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СПЕЦИФИКАЦИЯ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА
ПРОЕКТ
по учебной дисциплине Экспериментальная психология
(шифр по учебному плану, название)
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(код, наименование)
Профиль / программа Психология образования
(наименование)
Квалификация / степень выпускника бакалавр
( бакалавр / магистр)
Письменный анализ эмпирической статьи, содержащей результаты психологического эксперимента (квазиэксперимента / формирующего эксперимента или любого другого метода научного исследования).
Цель: научиться вычленять основные компоненты психологического исследования и анализировать их с позиций достоверности и валидности получаемых эмпирических результатов и выводов.
Статья О.Ю. Зайцева, И.В. Михайлова « Изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста "
Вводная часть. Данная статья посвящена изучению выявления компонентных особенностей развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования представлены теоретические и практические аспекты изучения данной темы. Исследование является экспериментальным, в ходе чего, сделана оценка авторского опросника на базе анализа уровня конвергентной валидности. Ограничений на характер выводов не наблюдается.
Основная часть.
Гипотеза исследования заключается в направленности развития эмпатии детей дошкольного возраста.
Переменные исследования:
Зависимая – особенности развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста
Независимая – диагностическая методика «Развитие эмпатии у детей 6-7 лет под влиянием сказки»
Переменные операционализируются путем логического процесса, в процессе которого концепции, которые являются элементами расследования, декомпозируются с целью формирования их менее абстрактными и более полезными для процесса исследования.
Генеральная совокупность – 50 детей в возрасте 6-7 лет.
Группы – 2 по 25 человек. Все группы являются экспериментальными.
Метод набора выборки – вероятностный .
Экспериментальный дизайн – количественный.
Анализ внутренней валидности
Сформированные группы имеют различия в исследуемых показателях. 13 детей дают себе адекватную самооценку: считают себе добрыми, потому что не доставляют проблем окружающим, делятся игрушками и считают, что умеют оказывать помощь взрослым и сверстникам. 12 детей опираются на внешние сходства и материальные ценности, а не положительных нравственных качеств человека, на которого они хотели бы быть похожими: родственников, знакомых, друзей, героев сказок, мультфильмов и т. п. У этих детей возникали сложности в осознании своих личностных качеств и отношений к себе и другим
Мог повлиять на результат эксперимента фактор естественного развития, так как в процессе проведения у всех особенности сопереживания и мышление различное.
В статье нет информации о предполагаемых артефактах в процессе исследования – данные о личности экспериментатора отсутствуют, методики соответствуют цели исследования, факторы, изменяющие поведение испытуемых предсказуемы исследователем. Эксперимент проходит в естественных условиях, в привычной среде для испытуемых.
Внешняя валидность
Об увеличение степени внешней валидности в исследовании говорят другие используемые методы (игра, применение литературного материала для чтения, иллюстрации,музыкальные произведения, этические беседы и наблюдение). Выборка репрезентативна, однако, нет данных о разделении выборки по полу (сколько мальчиков и девочек), но в интерпретации упоминаются различия в группах мальчиков и девочек.
Данный эксперимент может быть применен на другой выборке и при других условиях. Эксперимент состоит из нескольких этапов, следовательно первые воздействия не проходят для обучающихся бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий
Конструктная и операциональная валидность
Конструктная валидность исследования соответствует методикам: методики измеряют именно то, что заявлено, и то, что мы от него ожидаем.
Операционализация используемых переменных проведена адекватно с помощью критерия Манна–Уитни. На основе критерия Вилкоксона можно с достоверностью утверждать, что данные полученные в результате диагностики по личностному опроснику Кеттела в результате формирующего эксперимента обнаруживают статистически значимую динамику.
Исследование имеет четкую структуру, последовательность, нет предположений по улучшению валидности исследования.
Добавления и выводы
Выявлена статистически значимая динамика показателей уверенности в себе, социальной смелости, эмпатии младших дошкольников в результате формирующего эксперимента.
По результатам формирующего эксперимента: диагностическая методика дала возможность определить, как реализуются знания детей об эмпатических способностях в поведении и как проявляется творчество детей в игре.
Дети овладели умением использовать эмоционально-оценочную лексику в свободном речевом общении. Выявилось понимание и уместное употребление выразительных языковых средств в собственной речи детей. Эмоционально-оценочный словарь детей экспериментальной группы к концу года был разбит в большей степени, чем у детей контрольной группы, где обучение велось по традиционной методике. Это подтвердилось при обработке анкет воспитателей и родителей. Воспитатели, вступавшие в общение с детьми экспериментальной группы, отмечали их активное желание высказать свое мнение о поступках героев прочитанных книг, дать мотивированную оценку действиям и поступкам своих сверстников. К речевым особенностям их высказывания педагоги относили не только использование личностных характеристик, но и уместное употребление образных выражений эмоционального содержания. Знакомство детей с произведениями, содержащими данную лексику, привело к формированию эмоционального отклика на образное содержание художественных произведений. Взаимосвязь разных видов искусств (художественная литература, музыка, изобразительное искусство) на интегрированных занятиях углубила эмоциональные впечатления детей, оказывая большое влияние на развитие образной речи. Этому способствовало обеспечение повторности употребления эмоционально-оценочной лексики в меняющихся условиях – на занятиях, вне занятий, в коммуникативных ситуациях
Личное отношение
Я не могу сказать, что результаты, полученные исследователями в данном эксперименте соответствуют истине на 100%. Считаю, что эта тема требует дальнейшего изучения. Имеются небольшие недочеты в тексте: не представлено описание выборки по полу
, отсутствуют рисунки и диаграммы к проведенным методикам.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами в работе по психологическому сопровождению старших дошкольников для успешной адаптации в коллективе, а также для осуществления педагогической и психологической поддержки воспитанников с целью оптимизации вхождения в мир школьной жизни
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ПРОЕКТА
Вариант 1 (индивидуальный)
ФИО обучающегося / студентов подгруппы ________________________________________
Группа __________
Преподаватель ___________________________________________
Дата ____________
№ | Дескрипторы оценивания | Баллы (0 - 3 – 4 – 5) | Комментарий |
1 | … - знает… | | |
2 | … - умеет … | | |
3 | … - владеет навыками … | | |
Сумма баллов: | | |
Итоговая оценка: _________________________________
Вариант 1а (индивидуальный)
ФИО обучающегося / студентов подгруппы ________________________________________
Группа __________
Преподаватель ___________________________________________
Дата ____________
№ | Критерии оценивания | Баллы (0 - 3 – 4 – 5) | Комментарий |
1 | Информационная готовность к решению поставленной профессиональной проблемы, ситуации. | | |
2 | Активное участие в работе группы / включенность в работу группы. | | |
3 | Активность в выборе вариантов решения проблемы / построение цепочки решений. | | |
4 | Полнота и содержательность презентации вариантов решения проблемы. | | |
Сумма баллов: | | |
Итоговая оценка: _________________________________
Вариант 2 (групповой)
Группа __________
Преподаватель ___________________________________________
Дата ____________
№ | ФИО студента | Дескрипторы оценивания / баллы | Комментарий | Итоговая оценка | |||||
З.. | У.. | В.. | … | | | ||||
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |