Файл: 2. Анализ современных процессов развития государственного сектора в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Анализ современных процессов развития государственного сектора в России
2.1. Тенденции и проблемы функционирования государственного сектора в России
В настоящей главе моей курсовой работы я буду рассматривать процессы развития государственного сектора экономики в России, сфокусировавшись на анализе функционирования госсектора в России и выявлении его тенденций и проблем.
Для более полного и осмысленного осуществления поставленной мною цели, мне необходимо изучить статистические данные государственного сектора в рамках национальной экономики, а точнее:
-
удельный вес в ВВП; -
число занятых в секторе; -
величину оплаты труда, сравнив со среднероссийской; -
основные фонды; -
инвестиции в данные фонды; -
количество организаций, учреждений, принадлежащих государственному сектору.
Начну рассмотрение с ВВП. Однако согласно не существует и общепринятого понимания того, как измерять вклад сектора государственного управления в ВВП. Наличие нерешенных проблем в оценке вклада КГУ и органов государственного управления в ВВП затрудняет корректную оценку совокупного вклада государства в ВВП [1].
Таблица № - Доля государственного сектора в ВВП России с 2017 по 2021 год, рассчитанная через расходы консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Показатели | Года | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Валовой внутренний продукт (в текущих ценах), млрд руб. [2, 3] | 91843,2 | 103861,7 | 109608,3 | 107390,3 | 131015,0 |
Расходы консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрд руб. [4, 5] | 32395,7 | 34284,7 | 37382,2 | 42503,0 | 47072,7 |
Доля государственного сектора к ВВП, % | 35,27 | 33,01 | 34,11 | 39,59 | 35,93 |
Таблица № - Доля государственного сектора в ВВП России с 2017 по 2021 год, рассчитанная через доходы консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Показатели | Года | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Валовой внутренний продукт (в текущих ценах), млрд руб. [6, 7] | 91843,2 | 103861,7 | 109608,3 | 107390,3 | 131015,0 |
Доходы консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрд руб. [8, 9] | 31046,7 | 37320,3 | 39497,6 | 38205,7 | 48118,4 |
Доля государственного сектора к ВВП, % | 33,80 | 35,93 | 36,04 | 35,58 | 36,73 |
Таблица № - Доля государственного сектора в ВВП России с 2017 по 2021 год, рассчитанная через добавленную стоимость его составных частей
Показатели | Года | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Валовой внутренний продукт (в текущих ценах), млрд руб. [10, 11] | 91843,2 | 103861,7 | 109608,3 | 107390,3 | 131015,0 |
Государственный сектор, в том числе: | | | | | |
Сектор государственного управления | | | | | |
Государственные унитарные предприятия (ГУП) | | | | | |
Компании с государственным участием (КГУ) | | | | | |
Можно выделить два основных канала, посредством которых государство участвует в создании добавленной стоимости: через деятельность компаний с государственным участием и через оказание услуг (в широком смысле слова) органами государственного управления и организациями, финансируемыми за счет бюджета. Соответственно, оценка масштабов государственного сектора экономики, как правило, включает две составляющие: анализ доли крупнейших компаний с государственным участием (КГУ) в сводных экономических показателях страны (масштабы государственной собственности) и оценку вклада сектора государственного управления (СГУ) в ВВП.
Согласно Классификатору институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС) Росстата в сектор государственного управления входят два типа институциональных единиц: органы государственной власти и управления всех уровней — министерства, ведомства, службы, агентства, а также государственные внебюджетные фонды и т. п., нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые государством (школы, больницы, организации культуры и т. п.).
При оценке масштабов деятельности госсектора на практике используется такой же подход, как при оценке масштабов деятельности любого другого сектора экономики, будь то отрасль, регион, группа хозяйствующих субъектов и т.п. Это означает, что после того, как статистическими органами вычленены все хозяйствующие субъекты госсектора в соответствии с действующими методиками учета, данная группа производственных объектов анализируется как некое целостное образование[18,c.370]. Такой подход предполагает анализ результатов и затрат госсектора со всеми вытекающими отсюда методическими и аналитическими возможностями.
Подобный подход предполагает, что экономическому анализу могут подвергнуться любые стороны деятельности госсектора и его предприятий. Это означает, что масштабы деятельности госсектора, вообще говоря, представляют собой векторную величину. В этой связи возникает проблема, как получить некую интегральную, итоговую оценку масштаба госсектора, учитывая, что многие масштабные элементы деятельности госсектора несопоставимы.
Для измерения масштабов государственного сектора в международной практике используется ряд показателей. Наиболее популярным среди них является отношение суммы общих государственных расходов к ВВП.
Общегосударственные расходы включают текущие расходы на приобретение товаров и услуг, оплату труда, большую часть расходов на национальную оборону и безопасность. Их отношение к ВВП дает представление о размерах государственного сектора в разных странах. Различия в значениях этого показателя подчеркивают разнообразие подходов стран к предоставлению общественных благ и услуг, обеспечению социальной защиты.
В российской практике показателю общих государственных расходов в большей степени соответствует сумма расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В практике ОЭСР оценкой размеров государства служит также отношение суммы государственных доходов к ВВП. Правительства собирают налоги и иные платежи главным образом с двумя целями: для финансирования товаров и услуг, которые затем предоставляют гражданам и предприятиям, а также для выполнения своих регуляторных и перераспределительных функций. Общая сумма доходов, собираемых государством, определяется прошлыми и текущими правительственными решениями, подвержена влиянию многих внутренних и внешних факторов.
Согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, «сектор государственного управления Российской Федерации включает органы государственной власти (государственные органы) и органы местного самоуправления и их учреждения, которые представляют собой структуры, образованные в результате политических процессов и обладающие законодательной, судебной или исполнительной властью в пределах определенной территории» [Росстандарт, 2012]. В российской классификации сектор государственного управления не включает некоммерческие и коммерческие организации с государственным участием.
Ключевая роль среди экономических инструментов госуправления принадлежит бюджету. [12]
1 Александр Евгеньевич Абрамов, Иван Викторович Аксёнов, Александр Дмитриевич Радыгин, Мария Игоревна Чернова Современные подходы к измерению государственного сектора: методология и эмпирика // Экономическая политика. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-izmereniyu-gosudarstvennogo-sektora-metodologiya-i-empirika
2
3
4 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/aKW33VFk/finans_2020.pdf
5 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Finans_2022.pdf
6
7
8 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/aKW33VFk/finans_2020.pdf
9 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Finans_2022.pdf
10
11
12 https://www.hse.ru/data/2021/03/23/1385065300/WP8_2021_02______.pdf