Файл: Книга для учителя с поурочным планированием М. Просвещение, 2009. 58с. Основные понятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сидерякова Надежда Васильевна
ГБОУ СПО АТУТ
Учитель истории и права
План-конспект урока по обществознанию 10 класс по учебнику Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой
на тему: §15 Проблема общественного прогресса
Цели урока:
-
Образовательные:
-
усвоить значение понятий общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития; -
выяснить в чем состоит проблема общественного прогресса
-
Развивающие:
-
способствовать формированию знаний про развитие общества; -
организовать самостоятельную работу учащихся для развития способностей отстаивать свою точку зрения, применять полученные теоретические знания на практике; -
с целью развития навыков работы с наглядными материалами, организовать познавательную деятельность учащихся по разбору схем: (опираясь на материал учебника «Обществознание» Л.Н.Боголюбова 10 класс).
-
Воспитательные:
-
способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления учащихся;
Учебно-методический комплекс:
Оборудование: ноутбук, учебник.
-
Учебники:
а) Боголюбова Л.Н. Обществознание. 10 класс. – М.: Просвещение, 2010. – 349с.
2) Словари и энциклопедии:
а) Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий» (электронная версия).
б) Словарь по политологии под ред. Соловьева А.И. – М.: Просвещение, 2007. – 135с.
3) Медодические рекомендации по планированию урока:
А) Певцова Е.А. Обществознание: 10-11 кл. Книга для учителя с поурочным планированием – М.: Просвещение, 2009. – 58с.
Основные понятия: общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития.
Термины: историческая альтернатива, критерий прогресса
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: информационная лекция
Ход урока
Изучение материала | Деятельность учителя | Познавательная деятельность учащихся |
I | Организационная часть | |
II | Проверка домашнего задания: «Сейчас мы вспомним пройденный материал». 1.Устный фронтальный опрос: 1. Какой смысл наука вкладывает в понятие «общество»? 2. Чем отличается линейно-стадиальный подход к пониманию общества от локально-цивилизационного? Вывод: Таким образом, мы вспомнили с вами материал прошлого урока, выявили основные черты традиционного и индустриального общества. | |
III
| Изучение нового материала: Сегодня на уроке мы продолжим рассмотрение темы: «Типология обществ», и рассмотрим основные характеристики постиндустриального общества.
План изучения нового материала:
Прогресс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперёд, к лучшему. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй — «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам. А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Так, Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит немецкому философу Г. Гегелю (1770—1831 гг.). Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». (Л. Н. Толстой). Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями. Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы. | Задание 1: Записать дату, тему урока в тетради Задание 2: Записать в тетради определения Общественный прогресс – это направление общественного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Регресс - направление общественного развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному Задание 3: Ответить на вопрос: Какие противоречия существуют в прогрессе? Задание 4: Нарисовать схему в тетради, и выяснить какие существуют критерии прогресса Задание 5: Как представляли прогресс представители различных времен? Задание 6: Попробуйте объясните слова Л.Н.Толстого Задание 7: В чем состоит многообразие путей общественного развития? Задание 8: Посмотрите на схему и постарайтесь понять в чем состоит сущность каждой из концепций. Исторический процесс непрерывен и незавершен, но и многовариантен Альтернатива – выбор из существующих возможностей и борьба за реализацию выбора |
IV | Первичное повторение и закрепление знаний на воспроизводящем уровне. Заключительная беседа: «С целью закрепления полученных на сегодняшнем уроке знаний, сейчас мы с вами обобщим известные нам факты». 1) Что означает слово «прогресс»? 2) Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс? 3) В чем заключается противоречивость общественного прогресса? 4) Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом? В чем состоит их ограниченность? 5) Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чем его преимущества? 6) Почему пути и формы общественного развития многообразны? 7) В чем смысл выражения «единство многообразного общественного развития»? Работа с источником Подумайте, обсудите, сделайте Русский философ Н. А. Бердяев о прогрессе. 1) В чем отличие взглядов на прогресс, представленных в данном документе, от взглядов, изложенных в параграфе? 2) Каково ваше отношение к размышлениям Н. А. Бердяева? 3) Какая из всех точек зрения на прогресс, представленных в материалах параграфа, наиболее привлекательна для вас? 4) Почему название этого параграфа начинается со слова «проблема»? Проблемное задание Об этом спорят Можно ли достичь одновременного прогресса в различных сферах жизни общества? Иногда указывают на несовместимость некоторых изменений, каждое из которых признается прогрессивным… Вывод: Таким образом, мы с вами прошли тему «проблемы общественного прогресса». В ходе урока выяснили, что представляют из себя прогресс и регресс, а также в чем состоит противоречивость прогресса. | Устные ответы учащихся Задание 9: Прочитать источник и ответить на вопросы Задание 10: Данное задание носит проблемный характер, каждый ученик, прочитав текст должен высказать свою точку зрения |
V | Задания на дом: Прочитать §15, ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа. | |
VI | Итоги урока. 1.Подведение итогов урока по содержанию: «Сегодня мы на уроке завершили рассмотрение новой темы, рассмотрели с вами новые термины; выяснили различные пути общественного прогресса. 2.Оценка учебной деятельности учащихся. | |