Файл: Реферат по дисциплине Социальная экология на тему Учение В. И. Вернадского о ноосфере.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Направление подготовки: 05.03.06 Экология и природопользование
Профиль: Экология и управление окружающей средой
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Социальная экология»
на тему: «Учение В. И. Вернадского о ноосфере»
Выполнила:
студентка 02–005 группы
Насырова Гулина Шамиловна
Проверил:
к. н., доцент
Двинских Александр Петрович
Казань – 2023
Оглавление
Введение 3
-
. Краткая характеристика ноосферы 4 -
. Наука как образование ноосферы 6 -
. Техносфера и ноосфера 10 -
. Условия становления и существования 12
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Всякое учение, культ и вероисповедание помогают человеку расширять свой ум и дух, но каждый вид интеллектуальной и творческой деятельности имеет свои ограничения; потребность в универсальной форме самопознания необходима и не должна запрещать или ограничивать частные формы. Учение о Ноосфере может служить такой формой и методологией познания, которые могут и должны стать универсальными научными платформами в третьем тысячелетии. Это учение глобальное и не подчиняется национальным или конфессиональным рамкам, а также не принадлежит к известным формациям.
Считается, что увеличение интереса к концепции Вернадского в последние 15–20 лет связано с тем, что в конце 20 века современное общество столкнулось с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными и нравственными проблемами, которые представляют реальную угрозу для биосферы нашей планеты и для человеческого общества. Переживания таких проблем впервые в истории человечества не являются следствием стихийных бедствий, а являются результатом неспособности или нежелания людей решить острые противоречия между современным обществом и окружающей природой, которая является средой жизнедеятельности человека.
В данной работе анализируется концепция ноосферы, роль науки и техники в ее формировании, а также факторы, влияющие на эволюцию научного и технического мышления в рамках ноосферы.
1. Краткая характеристика ноосферы
Учение о ноосфере возникло в рамках космизма – философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира. Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц. Заслуга В. И. Вернадского заключается в том, что он дал этому термину новое, материалистическое содержание. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.
В работах В. И. Вернадского можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые менялись на протяжении жизни ученого. В. И. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х годов после разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, русский ученый употреблял понятие «ноосфера» в разных смыслах:
-
Как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; -
Как область активного проявления научной мысли как главного фактора перестройки и изменения биосферы.
Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то, как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние — отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15–80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих. Это переживаем мы и сейчас, за последние 10–20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества».
Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
-
Ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека; -
Ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
По мнению В. И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда.
2. Наука как образование ноосферы
Вернадский считал, что наука - естественное явление, возникшее вместе с эволюцией живой материи и подобно человеческому мышлению, она развивается в положительном направлении времени, неспособна остановиться или вернуться назад, и имеет потенциал для почти бесконечного развития. Он также заметил, что наука сильно влияет на изменение биосферы Земли, в том числе геологические процессы и энергетические потоки нашей планеты, что подтверждает ее природный характер. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии».
Появление разума и итога его деятельности – науки – главнейший факт в формировании планеты. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как стремительный темп, масштаб, глубину изысканий, мощность проводимых реорганизаций.
Таким образом, «научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности».
Хотелось бы обратить внимание на одну малоизвестную сторону научного наследия В. И. Вернадского – его идеи о цикличной динамике науки, периодических взрывах научного творчества.
В период взрыва научного творчества наблюдается углубляющаяся дифференциация гуманитарных наук, отражающая неисчерпаемую многогранность человеческого бытия и движения: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объем, разнообразие, углубленность научного знания неизбежно увеличиваются. Непрерывно растет количество гуманитарных наук, число которых теоретически бесконечно, ибо наука есть создание человека, его научного творчества и его научной работы; границ исканиям научной мысли нет…».
Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В. И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества, и в отношении роли и места науки в этом будущем, связывая свой оптимизм со становлением ноосферы, охватывающей все человечество как единое целое. Он считал, что «страхи о возможности крушения цивилизации (в росте и в устойчивости ноосферы) лишены основания»; что «реальная обстановка в наше бурное и кровавое время не может дать развиться и победить силам варваризации. Все страхи и рассуждения обывателей, а также некоторых представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможности гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является происходящий ныне, нами переживаемый, переход биосферы в ноосферу».
В.И. Вернадский предвидел благотворные последствия возвышения роли науки в обществе на пути к утверждению ноосферы: «Хотя человек, Homo sapiens, есть поверхностное явление в одной из оболочек земной коры - в биосфере, но новый геологический фактор, вносимый его появлением в историю планеты - разум - так велик по своим последствиям и их возможностям, что, мне кажется, можно не возражать против внесения этого фактора для геологических подразделений наряду со стратиграфическими и тектоническими. Масштаб изменений сравним».
Мы приближаемся к новому этапу в жизни человечества и в жизни нашей планеты в целом, когда точная наука, как мощная сила на планете, становится главным воздействующим фактором, оказывая влияние на все аспекты жизни человеческих обществ. Это приводит к изменению духовной среды, техники жизни, художественного творчества, философского мышления и религиозной жизни. Все это становится неизбежным следствием новой реальности, где человек с помощью своего разума преобразует биосферу в ноосферу, захватывая всю поверхность Земли своими развивающимися обществами.
Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.
По мнению Вернадского, зачатки научного познания появились задолго до появления науки, как независимой формы людского сознания и деятельности. “Наука, - писал он, - есть создание жизни... Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупной человеческой жизни”. “Действие — это характерная черта научной мысли. Научная мысль, творчество,
знание идут в гуще жизни, с которой они непрерывно связаны. И самим существованием они пробуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания”.
Наука, по его мнению, начала складываться с самостоятельную область человеческой деятельности, приблизительно 5–6 тыс. лет назад.
Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу – новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».
Вернадский считает, что человек является исходным пунктом в познании Вселенной, так как он связан с процессом эволюции космического вещества. Вернадский указывает, что разумная эра находится на энергетическом уровне и находится на эволюционном переходе от геохимических процессов к биохимическим и энергии мысли. Деятельность человека можно сравнить с геологической силой. Поэтому человек "должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте».
На определенном этапе своего развития биосфера, перерабатываемая научной мыслью человека, превращается в ноосферу, область человеческой культуры, тесно связанную с научным знанием. Порождение космических сил, ноосфера лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечное малое, и вне области микромира, где она отсутствует, как бесконечно большое.
Вернадский воспринимает ноосферу как неэнтропийный фактор. Снижение скорости процесса энтропии происходит за счет создания системы биосферы и перехода ее во все более самоорганизующуюся систему ноосферы. Именно ноосфера придает космосу идею, смысл и цель. «"Взрыв" научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении - он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедляться в своем темпе. Ноосфера - биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть миллиарды лет, процессом, создавшим Homo sapiens faber - не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не