ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Внешняя политика России на рубеже XVIII-XIX вв.
Занятие 1 2 часа
План
1. Основные принципы внешней политики в начале правления Павла I.
2. Антифранцузская линия внешней политики (1797-1800 гг.). Участие России во второй антифранцузской коалиции.
3. Начало освоения русскими Североамериканского континента. Создание постоянных русских поселений на Аляске.
4. Внешняя политика в 1800-1801 гг. Разрыв со второй антифранцузской коалицией и начало сближения с Францией.
5. Политика России в Закавказье.
-
Начав править в 1796 году, Павел 1 заявил о том, что Россия будет вести только оборонительные войны. Это было связано с тем, что в 18 столетии страна большую часть ресурсов тратила на регулярные внешние конфликты. Именно придерживаясь этой линии, император заявил о нейтралитете в отношении Французской революции. За год до начала его правления Россия стала частью первой антифранцузской коалиции. В 1796 году Россия вышла из коалиции. Однако дальнейшие успехи Франции заставляли Англию, Австрию и Пруссию усиливать работу дипломатических служб с целью вновь вовлечь Россию в новый альянс против Франции. В результате уже к концу 1797 года стороны смогли договориться о создании второй антифранцузской коалиции.
Основные задачи:
Внешняя политика в 1797-1800 годах
По совместным договоренностям Англии, Австрии, Османской империи и России, войска Павла 1 должны были принимать участие в трех больших военных кампаниях:
-
Нидерланды. В эту страну необходимо было направить 45 тысяч солдат для восстановления ее независимости. Эта военная компания велась полностью в интересах Англии. Сам поход состоялся в 1798 году, однако закончился полным провалом англо-российских войск. Фактически за интересы Англии погибло около 7 тысяч российских воинов. -
Италия и Швейцария. Поход через Альпы, ставший в результате всемирно известным, возглавил Суворов. В результате Северную Италию освободили от французов, однако под Цюрихом армия Римского-Корсакова потерпела поражение. Несмотря на успех в этой военной компании, было понятно, что от этого похода выиграла Австрия, но руками России. -
Морская компания в Средиземном море. В 1798 году Павел 1 подписал договор с турками о том, что российский флот может свободно проходить через проливы в Средиземное море. Это было направлено на реализацию плана отвоевания Ионических островов и юга Италии у французов. В 1798-1800 году морской поход возглавлял адмирал Ф.Ушаков. Главной победой стал захват крепости Корфа на Ионических островах. Кроме того, российский флот вел бои в районе Неаполя и Палермо в Италии.
Как видим, большая часть военной кампании 1798-1800 года была в первую очередь в интересах союзников России: Англии, Австрии и Турции. Это и стало причиной разрыва со второй антифранцузской коалицией в 1800 году.
-
Императорская Россия начала участвовать в военных действиях против французов со времен второй коалиции. Тогда еще она не вела никаких активных боевых действий на суше. Российский флот действовал на море в качестве союзника Османской империи. В боях второй антифранцузской коалиции участвовала Черноморская эскадра, действовавшая вместе с турецким флотом. Объединенный флот захватывает Ионические острова, а также мощным штурмом захватывает крепость Корфу. Позже флот осаждает Неаполь и Рим.
Однако уже под конец существования второй коалиции, Россия начинает вести и сухопутные военные действия. В 1799 году под началом Суворова начинается русско-австрийский поход против французской армии в Северной Италии.
Поход для русской армии оказался успешным. Под началом Суворова удалось победить французов в битве при реке Адде. Всего за пять недель, русская армия оттесняет армию Франции из Северной Италии.
-
Первыми европейцами, посетившими Аляску, были Витус Беринг и Алексей Чириков (1741). Аляска стала колонией России с 1744 (колония именовалась «Русская Америка»). Сейчас единственное целиком русское поселение — Николаевск на полуострове Кенай, основано и заселено с 1968 старообрядцами).
Осваивая острова и земли, Россия от раза к разу предпринимала шаги по закреплению прав на новооткрытые земли и приведению их населения в российское подданство. Промысловики и участники специальных экспедиций выдавали старшинам селений и островов медные, серебряные и золотые медали с двуглавым орлом и надписью «Союзный России», производили перепись населения, устанавливая «знаки медные», российские гербы, а позже и литые чугунные доски с надписью «Российская земля».
И вот в 1784 году в Трехсвятительской гавани на острове Кадьяк было заложено первое в Новом Свете русское поселение, основанное рыльским купцом Григорием Шелиховым — человеком, сыгравшим огромную роль в истории освоения Русской Америки. За год до этого он возглавлял крупнейшую российскую промыслово-купеческую компанию по добыче и продаже американской «мягкой рухляди». А еще через 14 лет, объединившись с купцами Голиковыми и Мыльниковым, стал во главе создания Российско-Американской компании (РАК), получившей от императора Павла I монополию на торгово-промысловую деятельность в северо-западной Америке и на управление этими землями. С 1801 года акционерами компании стали Александр I, великие князья и другие видные государственные деятели.
С получением «высочайшего покровительства» деятельность компании приобрела новый размах, ее доходы и территория стали энергично расти и шириться. Этому немало способствовал преемник Шелихова каргопольский купец Александр Андреевич Баранов, ставший первым Главным правителем российских владений в Америке. К тому времени морских бобров уже почти не стало на островах, где раньше велся их промысел. Поэтому Баранов одну за другой стал посылать огромные флотилии, так называемые «партии» кадьякцев и алеутов в 300 — 500 и даже 800 байдарок к побережью Северной Америки. И опять люди шли вслед за зверем. По мере того, как охотничьи угодья переносились на Американский континент, на восток перемещалась и сама столица Русской Америки, «переехавшая» с острова Кадьяк на остров Ситха (впоследствии переименованный в остров Баранова). Правда, продвижение это не везде шло спокойно.
Поначалу на новых землях россиян встретили уже не так приветливо, как на островах: обитавшие здесь индейцы тлинкиты были куда воинственнее алеутов. Они умели строить бревенчатые укрепления, которым не причиняли вреда даже пушечные ядра, а в деревянных панцирях их воинов застревали ружейные пули. Самое драматичное столкновение с тлинкитами, которых русские называли колошами, произошло как раз на Ситхе.
В 1799 году Баранов основал на острове крепость. Поначалу местные жители, получив подарки, дали на это согласие, однако через три года уничтожили крепость, перебив и взяв в плен ее жителей. В ответ Баранов в 1804 году снарядил целую карательную экспедицию: направил на остров 300 алеутов и кадьякцев на байдарках и 5 русских судов. Тоен (вождь) колошей Котлеан отказался вести мирные переговоры. На артиллерийский обстрел индейцы отвечали залпами из ружей и пушек, захваченных в уничтоженной русской крепости. Тлинкиты отражали штурм за штурмом, среди нападавших было много раненых, в том числе и сам Баранов. Только на восьмой день осады явились парламентеры, а ночью индейцы тайно покинули укрепление. Это место сравняли с землей, а неподалеку построили Ново-Архангельскую крепость, которая и стала новым административным центром Русской Америки, ныне называющимся Ситка. Деятельность Баранова имела поистине грандиозный размах. При нем десятки поисковых экспедиций разведывали новые территории, множество российских поселений-крепостей, редутов и торговых пунктов-«одиночек» вырастали по всему северо-западному побережью Америки.
По всему западному побережью Баранова знали и уважали как колонисты и торговцы европейских стран, так и местные жители. Индейцы совершали походы в десятки дней пути просто для того, чтобы только посмотреть на него.
По приказу Баранова отправившийся на юг отряд, руководимый его главным помощником Кусковым, у границы с принадлежавшей испанцам Калифорнией, к северу от нынешнего Сан-Франциско, выстроил в 1814 году Форт-Росс. Поселение со временем превратилось в обширную колонию с крепостью и православной церковью. Около сотни россиян и кадьякцев под жарким калифорнийским солнцем пахали землю, рубили лес и ходили на байдарках к островам Фараллон промышлять каланов и на Гавайи для торговли и промысла. Жители Форта-Росс не только снабжали всю Русскую Америку овощами и хлебом, но и вели оживленную торговлю с Испанией, Мексикой, Перу, Чили и Китаем. Чай, полученный в Шанхае в обмен на пушнину, успешно продавался в России и составлял 30% от всего ввозимого в страну китайского чая. С верфей на Кадьяке, полуострове Кенай и в Форте-Росс одно за другим сходили на воду суда. Настоящим центром судостроения стал Ново-Архангельск, где в начале для собственных нужд, а затем и на продажу строили парусные, а позже и паровые суда.
Эпоха русских кругосветных плаваний, начавшаяся с экспедиции Крузенштерна и Лисянского 1803—1806 годов на шлюпах «Надежда» и «Нева», неразрывно связана с деятельностью РАК и временем правления Баранова. Доставлять грузы на Аляску посуху, везя их через всю Сибирь, было и долго, и дорого, а потому для снабжения колоний и вывоза пушнины компания с начала ХIX века стала организовывать морские экспедиции на военных судах. Всего по заданию РАК русские моряки совершили около 30 кругосветных несколько полукругосветных плаваний, причем в последнем случае суда оставались в Русской Америке для сообщения с Камчаткой, Калифорнией, Гавайями, Перу и Чили.
-
Внешняя политика в 1800-1801 годах
После разрыва с предыдущими союзниками Павел 1 начал сближение с Францией. Это привело к серьезным обострениям отношений с Англией и другими странами антифранцузской коалиции. В результате Павел 1 предпринял ряд действий, направленных в первую очередь против Англии:
В 1800 году был подписан закон о запрете ввоза английских товаров в Россию. Эти действия были направлены на экономическую блокаду Англии.
В 1801 году корпус Донских казаков получил приказ готовиться к началу походу на Британскую Индию. Поход так и не начался, поскольку в марте 1801 года в России состоялся переворот и к власти пришел Александр 1.
Как видим, в 1800 году во внешней политики Павла 1 произошли кардинальные изменения: от союза с антифранцузской коалицией император перешел к сотрудничеству с Наполеоновской Францией. Однако экономическая блокада Англии могла подорвать и интересы России, и это стало одной из причин государственного переворота 1801 года.
Еще в апреле 1800 г. Павел I отозвал из Лондона русского посла – графа Семена Романовича Воронцова. Воронцов был послом в Великобритании с 1784 г. За 16 лет он до того «вжился» в страну своего пребывания, что стал больше англичанином, чем русским. Даже Адам Чарторыйский, которому не чужды были англофильские настроения, писал, что Воронцов «…поистине пустил корни в Англии, он так превозносил ее, как не мог бы это делать самый ярый “тори”… Эти чувства мешали ему смотреть беспристрастно на события и понимать интересы России…». Одновременно c Воронцовым русский посол был отозван и из Вены. Отзывы русских послов из столиц стран – бывших союзниц России были важным политическим знаком.
Все это открывало путь к возможному русско-французскому сближению. Бонапарт сам сделал первый шаг навстречу недавнему противнику Франции. В июле 1800 г. глава МИД Франции Шарль-Морис Талейран по поручению первого консула направил вице-канцлеру Российской империи графу Никите Петровичу Панину (племяннику воспитателя юного Павла) письмо. В нем сообщалось, что Бонапарт из уважения «к храбрым войскам» России распорядился возвратить на родину всех русских пленных (более 6 тысяч), причем. безвозмездно, без всяких условий, со всеми военными почестями, с оружием и знаменами. В следующем письме, также подписанном Талейраном, подчеркивалась решимость французов защищать Мальту от англичан, желающих прибрать этот остров к своим рукам. Кроме того, Бонапарт отправил в подарок Павлу I меч, врученный папой Львом X одному из магистров Мальтийского ордена.
Реакция императора Павла на эти тонко рассчитанные «рыцарские жесты» первого консула Франции была восторженной. К тому же, Павел получил настоящий удар, граничивший с личным оскорблением, со стороны Англии. В сентябре 1800 г. англичане захватили Мальту и подняли над островом британский флаг. Вопреки всем договорам, возвращать остров Мальтийскому ордену