Файл: Мозговая организация процессов восприятия и понимания речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мозговая организация процессов восприятия и понимания речи














Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3

1. МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РЕЧИ 4

1.1.Мозговые центры речи 4

1.2. Варианты специализации полушарий в онтогенезе 6

2. ВИДЫ РЕЧИ И ЕЕ НАРУШЕНИЯ 10

2.1. Виды речи и мозговые механизмы их возникновения 10

2. 2. Виды речевых нарушений. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 20


ВВЕДЕНИЕ


Человек обладает способностью передавать сообщения с помощью набора сигналов, которыми он может выразить то, что думает и чувствует, и вызвать сходные мысли и чувства у других людей. К сигналам такого рода относятся естественные языки, математика, музыка.

Речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр. У большинства людей, полушария мозга играют разную роль в обработке этих сигналов. Основное различие состоит в том, что левое полушарие специализировано на речевых функциях.

В соответствии с концепцией речемышления Л.С. Выготского «мысль не оформляется, а формируется в слове». Это формирование предполагает прохождение пути «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию её во внутреннем слове, затем - в значениях внешних слов и, наконец, в словах».

В центре внимания логопеда обычно оказывается внешняя сторона процесса развития речи или ее нарушения у детей и взрослых. Эту внешнюю сторону принято называть симптоматической или феноменологической. По ней можно судить, какие стороны речи и в какой степени развились у ребенка в том или ином возрасте, какие звуки произносятся правильно, а какие искажаются или заменяются другими; каков объем словаря, грамматических средств языка, каковы речевая активность, способность к связному высказыванию и т.д. Между тем для подлинного понимания того или иного явления, с которым логопед имеет дело, этого явно недостаточно.

Не менее, а может быть и более важно то, что обеспечивает полноценное владение речью или составляет причину ее дефектов - мозговые механизмы речи в норме и патологии. Знание этих механизмов требует ориентации в основах нейропсихологии.



  1. МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РЕЧИ

    1. Мозговые центры речи

Основу учения о локализации функций в коре заложил французский ученый Брока П. выделивший в 1861 году двигательный центр речи. Затем немецкий психиатр К. Вернике в 1873 году обнаружил центр словесной глухоты (нарушение понимания речи).

Анализ факторов клинических наблюдений свидетельствовал, что нарушение таких сложных психических процессов, как речь, письмо, чтение, счет могут возникнуть при совершенно различных по местоположению поражениях коры головного мозга. Значительную территорию в коре мозга занимают клетки, связанные с мышцами губ и языка - органов речи.

У детей особенно дошкольного возраста правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом развитии связан с активным включением левого полушария. Как правило, основные звенья мозговой системы обеспечения речевой функции сконцентрированы у человека в левом полушарии. Это, прежде всего, зоны Брока и Вернике. Однако операции по поводу эпилепсии, начатые в нашей стране в Л.М. Пуссепом в 1904 году, показали, что для речевых функций очень значительным может быть правое полушарие. Поэтому вполне утвердительно можно сказать, что утрачиваемые функции восстанавливаются за счет правого полушария, хотя речевые зоны развивались в левом полушарии.

Речевые зоны у взрослого человека могут быть представлены не только в левом, но и в правом полушарии. При их разрушении функция речи, как правило, не восстанавливается. В связи с этим возникает ряд вопросов, и в частности: равны ли при рождении по возможностям анатомически оба полушария и различные отделы мозга; почему и как происходит латерализация функций и специализация отделов мозга и почему во взрослом состоянии, несмотря на огромные потенциальные резервы мозга, при повреждении определенных зон не происходит компенсации нарушенных функций?

Целенаправленное исследование тех анатомических зон конвекситальной поверхности коры обоих полушарий которые в процессе онтогенеза приобретают важнейшее значение в осуществлении речевой функции, показало, что, как правило, эти зоны более развиты в левом полушарии. По-видимому, именно на основе анатомических предпосылок корковое представительство речевых функций концентрируется у большинства людей в левом полушарии, возможно, во многих случаях или потенциально может развиваться в правом полушарии, но в ходе онтогенеза сохраняется там, где оно получило наибольшее развитие.



Допустимо полагать, что развитию правостороннего представительства речевых функций может способствовать происшедшее достаточно рано повреждение гомологичных зон левого полушария. О том, что речевая деятельность связана у правшей с левым полушарием, стало известно более 100 лет назад. Вначале была открыта связь нарушения моторной речи с очаговыми поражениями левого полушария. Значительно расширились знания о речевых функциях левого полушария благодаря успехам нейрохирургии. Преобладающее значение левого полушария для осуществления речевой деятельности подтвердилось и при исследовании здоровых лиц с помощью метода дыхательного прослушивания. За счет правого полушария происходит компенсация речевых расстройств, возникающих при поражении левого полушария.

Правое, не доминантное, полушарие играет существенную роль в восприятии звуков речи, обеспечивая анализ ее интонационно-голосовых компонентов, и в речеобразовании, обеспечивая интонирования собственной речи и регуляцию голоса. Кроме того, правое полушарие играет роль регулирующего механизма для левого полушария, этот механизм в обычных состояниях умеряет избыточную активность речевых центров, но в условиях их затрудненного функционирования облегчает их деятельность. Правое полушарие играет свою совершенно самостоятельную и самобытную роль и в восприятии звуков речи, и в речеобразовании.

Доминантное по речи полушарие осуществляет переход от акустического описания речевых сигналов к обобщению этих сигналов по полезным признакам спектра в фонемные категории и обработку речевых сигналов по статистическим законам языка. Недоминантное полушарие осуществляет переход от акустического описания речевых сигналов к обобщению этих сигналов по абсолютной частоте основного тона и ее изменениям во времени и тем самым обеспечивает опознавание интонационно-голосовых характеристик речи. Специализированы функции больших полушарий и в отношении механизмов звукопроизношения. Доминантное полушарие обеспечивает координацию артикуляционных процессов, лежащих в основе интонирования собственной речи и регуляции ее индивидуально-голосовых характеристик.

Важно, что в речевом развитии, помимо коры мозга, большую роль играют и более элементарные структуры мозга, в частности, глубинные структуры мозга: подкорка, ствол, который включает: ножки мозга и четверохолмие, мост мозга, мозжечок и продолговатый мозг.

1.2. Варианты специализации полушарий в онтогенезе


В связи с развитием речи и мануальной асимметрии рассматриваются два варианта специализации полушарий в онтогенезе: эквипотенциальность и прогрессивная латерализация.

Первый предполагает изначальное равенство полушарий в отношении всех функций, в том числе и речевой. В его пользу свидетельствует данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития.

В соответствии со второй концепцией специализация полушарий существует с момента рождения. У праворуких людей она проявляется в виде заранее запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и определять деятельность ведущей руки. В частности, установлено, что у плода, т.е. задолго до актуального развития речевой функции, можно обнаружить проявление межполушарной асимметрии в соответствующих отделах правого и левого полушарий.

Данные о том, что асимметрия строения мозга у новорожденных детей отражает функциональные различия, были получены при изучении электроэнцефалографических реакций на звуки человеческой речи. Регистрация электрической активности мозга у младенцев при звуках человеческой речи показала, что у 9 из 10 детей амплитуда реакции в левом полушарии заметно больше, чем в правом. При неречевых звуках - шуме или музыке - амплитуда реакций у всех детей была выше в правом полушарии. Эта правополушарная продукция, «стоящая за словом», индивидуально неповторима, в связи с чем индивидуальные речевые смыслы, которые ребенок вкладывает в слово, часто бывают качественно отличными от стандартных значений слов. Здесь уместно вспомнить Л.С. Выготского, различавшего смысл и значение слова.

Таким образом, исследования, проведенные на детях первого года жизни, позволили обнаружить признаки функциональной неравнозначности полушарий к воздействию речевых стимулов и подтвердить концепцию исходной «речевой» специализации левого полушария у праворуких.

Однако клиническая практика свидетельствует о высокой пластичности полушарий мозга на ранних стадиях развития, которая, в первую очередь, проявляется в возможности восстановления речевых функций при локальных поражениях левого полушария путем переноса центров речи из левого полушария в правое. Установлено, что при повреждении речевых зон левого полушария в ранний период жизни выполнение их функций могут взять на себя симметричные отделы правого полушария.


Если по медицинским показаниям у младенцев удаляют левое полушарие, то развитие речи не прекращается и, более того, идет без видимых нарушений. Все последующие стандартные тесты, оценивающие уровень вербального интеллекта, не выявляют существенных различий в вербальных способностях, оперированных по сравнению со всеми остальными. Лишь крайне специализированные тесты позволяют выявить разницу речевых функций у детей с удаленным левым полушарием, и здоровых: оперированные в младенчестве дети обнаруживают трудности при использовании сложных грамматических конструкций.

Относительно полное замещение речевых функций возможно только в том случае, если оно началось на ранних стадиях развития, когда нервная система обладает высокой пластичностью. По мере созревания пластичность снижается и наступает период, когда замещение становится невозможным. По некоторым представлениям, обучение языку играет роль пускового механизма для нормальной специализации полушарий. Если в должное время овладение речью не происходит, области коры, в норме предназначенные для речи и связанных с ней способностей, могут претерпевать функциональное перерождение.

Общепризнано, что поведенческим критерием овладения языком является способность ребенка к сознательной произвольной регуляции речевой деятельности. Именно этот сознательный и произвольный уровень организации речевой деятельности (а не сам факт его осуществления) обеспечивается структурами доминантного по речи (у правшей) левого полушария. Правосторонняя асимметрия в области речевых зон, леворукость и когнитивное преимущество правого полушария истолковывается как проявления позднего созревания ЦНС.

Существование врожденной основы овладения речью детей следует из общих разных языков закономерности смен стадий в развитии локализаций, а также сходства физических характеристик акустических сигналов у новорожденных детей разных национальностей. Вместе с тем, уже на доречевой стадии развития начинает складываться влияние специфичности речевого окружения: в лепете наиболее часто встречаются характерные для данного языка фонемы и звукосочетания:

  • правой височной долей и левой теменной – звукоподражания;

  • височной долей левого полушария с постцентральной областью – воспроизведение отдельных артикулем (речевых кинестезии, являющихся единицами афферентного артикуляционного праксиса);

  • височной долей с премоторной областью – воспроизведение серии артикулем (слов, являющихся единицами эфферентного артикуляционного праксиса).