Файл: «Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятия и правовые основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
1.2 Сущность и признаки оперативно-розыскных мероприятий
ГЛАВА 2. ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И УСЛОВИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
2.3. ОРМ «Сбор образцов для сравнительного исследования».
2.4. ОРМ «Проверочная закупка»
2.5. ОРМ «Исследование предметов и документов»
2.7. ОРМ «Отождествление личности»
2.8. ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»
2.9. ОРМ «Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений»
2.10. ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров».
2.11. ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи».
2.12. ОРМ «Оперативное внедрение».
2.13. ОРМ «Контролируемая поставка»
2.14. ОРМ «Оперативный эксперимент»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что принятая в 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым демократическим государством. Одним из признаков такого государства выступает верховенство права и гарантия прав и свобод человека. Проводимые в Российской Федерации реформы, направленные на создание рыночной экономики, правового государства и формирование гражданского общества, сопровождаются обострением криминогенной ситуации. На этом фоне проявляется устойчивая тенденция роста коррупции, распространения организованных форм преступности. В сложившихся условиях от органов, осуществляющих оперативно-розыскную, требуется принятие адекватных мер для эффективного исполнения правоохранительной функции государства.
Оперативно-розыскная деятельность как особый вид юридической деятельности на всем протяжении развития советского, а затем Российского государства осуществлялась в целях борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка специально образованными государственными органами, их службами и исключительно уполномоченными на то должностными лицами. Эта деятельность была подчинена интересам успешного выполнения задач борьбы с уголовной преступностью. Ее главным назначением была и есть эффективная защита с помощью ОРМ охраняемых законом прав и интересов государства, общественных организаций и граждан. Таковы исходные положения, определяющие государственный характер ОРД органов внутренних дел, ее место в системе государственных мер борьбы с преступностью.
Современную организацию борьбы с преступностью, в которой участвуют оперативные подразделения ОВД, нельзя представлять себе как простую совокупность конкретных мероприятий по предотвращению и раскрытию преступных проявлений. Борьба с преступностью в современном обществе — это сложный комплекс социально-экономических, правовых, организационных, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями. К таким специальным мероприятиям относятся и те, которые осуществляются оперативно-розыскными средствами и методами. Они тесно связаны с другими мерами, применяемыми государственными и общественными организациями, и определяют направленность ОРД в целом.
В теории предпринимались многочисленные попытки обозначить суть всей негласной работы терминами «сыскная», «оперативная» деятельность. В законодательных актах закрепление получил термин «оперативно-розыскная деятельность».
Целью настоящей работы – дать общую характеристику оперативно-розыскных мероприятий.
Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:
1.Рассмотреть понятия и правовые основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.
2. Проанализировать виды оперативно-розыскных мероприятий.
3. Выявить особенности и условия проведения разных видов оперативно-розыскной деятельности.
Предметом работы является оперативно-розыскная деятельность.
Объектом – оперативно-розыскные мероприятия.
Теоретической основой работы стали труды отечественных исследователей, ученых, работников оперативных подразделений ОВД, статьи в специальной и периодической печати, Интернет-ресурсы.
В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятия и правовые основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ в статье 1 раскрывает понятие оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД): «Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [4].
Оперативно-розыскная деятельность имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Такое направление деятельности строго определено и санкционировано государством.
Оперативно - розыскная деятельность – это деятельность уполномоченных органов по предотвращению совершения преступлений и розыску лиц, готовящихся совершить преступление, либо совершающих или совершивших преступление [26, с.36].
Одной из задач оперативно - розыскной деятельности является обнаружение, предупреждение и раскрытие преступлений, а также определение лиц, готовящихся совершить преступление либо совершающих или совершивших преступление.
Так, с целью выявления лиц, готовящихся совершить преступление, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, нередко применяют оперативное внедрение.
Оперативный сотрудник внедряется в преступное сообщество с целью выявить готовящееся преступление, а также установить лица, которые собираются его совершить. Кроме того, внедренному оперативному сотруднику необходимо определить распределение ролей в организованной преступной группе или преступном сообществе.
Нередко оперативное внедрение сопровождается фото- или видеосъемкой, а также с прослушиванием телефонных переговоров участников преступления. Данные фото- и видеоматериалы служат доказательствами в суде, которые свидетельствуют о причастности лиц к совершению преступления[26, с. 72].
Другой задачей ОРД является розыск лиц, совершивших преступление и уклоняющихся от следствия, дознания либо суда.
Для того чтобы найти скрывающегося человека, необходимо установить лиц, которые могут оказывать ему помощь и контактировать с ним. Для этого наводятся справки, прослушивается телефон и контролируется вся почтовая корреспонденция.
Осуществляют оперативно - розыскную деятельность:
органы внутренних дел,
таможенные органы РФ,
Федеральная служба безопасности,
Служба внешней разведки,
Федеральная служба исполнения наказаний,
Федеральная служба охраны,
органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [26, с.74].
Данные органы обязаны действовать исключительно в пределах своих полномочий и в соответствии с задачами и целями, закрепленными в законе «Об оперативно-розыскной деятельности».
Полномочия данных органов определяется в законах, регулирующих деятельность конкретного органа.
Так, например, Федеральная служба безопасности осуществляет оперативно - розыскную деятельность в рамках борьбы с терроризмом, в рамках расследования незаконного пересечения границы РФ, в рамках контрразведывательной деятельности [28, с.112].
Таким образом, Федеральный закон «Об оперативно - розыскной деятельности» строго определяет круг органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, круг оперативно розыскных мероприятий, а также основания и условия осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, могут осуществлять только те мероприятия, которые указаны в законе «Об ОРД».
Лицо, в отношении которого проводятся ОРМ, имеет право пользоваться услугами защитника с момента задержания. ОРМ, нарушающие тайну почтовой корреспонденции и телефонных разговоров, а также неприкосновенность жилища, должны проводиться только после вынесения определения суда. Для проведения ОРМ у органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, должны быть основания, предусмотренные законом «Об ОРД» [22].
2 августа 1995 года вступил в силу Федеральный закон «Об оперативно - розыскной деятельности», (далее закон «Об ОРД»), который закрепляет задачи данной деятельности, гарантии соблюдения закона при ее проведении, а также ее принципы и отдельные мероприятия [4].
Данный закон регулирует деятельность должностных лиц, осуществляющих оперативно - розыскные мероприятия только на территории Российской Федерации.
С момента принятия закон неоднократно менялся, и последние изменения были приняты 23.12.2013 года.
К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует в первую очередь отнести УПК РФ. Именно он определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно-розыскная деятельность. Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на органы дознания обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (таким образом устанавливается легитимность ОРД в целях решения задач борьбы с преступностью) [25, с.88].
Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений; устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие. Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, виды доказательств и способы их собирания, уголовно-процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе.
Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, поскольку закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности [25, с.87].
Оперативно-розыскная деятельность широко применяется сотрудниками полиции при раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе по делам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Виды и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий регламентируются Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом большинство ОРМ проводятся сотрудниками полиции негласно, то есть скрыто.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень ОРМ, которые могут быть проведены, данный перечень является оконченным и может быть добавлен только внесением поправок в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Необходимо отметить, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводить только сотрудники оперативных подразделений соответствующих ведомств (оперуполномоченные), - Органов внутренних дел Российской Федерации, Органов федеральной службы безопасности, Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний [26, с.36].
Таким образом, обычные сотрудники полиции, будь то сотрудники ППС, участковые оперуполномоченные и т.д. не имеют права проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, по признакам уголовных преступлений являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела (следователем дается поручение оперативному подразделению о проведении оперативно-розыскного мероприятия).
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [22].
Важно отметить, что такие сведения получаются от агентов оперативных сотрудников, задержанных лиц и т.д., при этом данные сведения должны быть оформлены надлежащим образом в рамках дел оперативного учета, оперативной проверки, агентурных донесений и т.д., но, к сожалению, в силу специфики оперативно-розыскной деятельности, которая охраняется законом «О государственной тайне», защите получить доступ к таким основаниям бывает очень затруднительно.
3. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью установления, скрывающегося от уголовного преследования или наказания лица) [20, с.124].