Файл: Игра как образовательный процесс и как творчество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
неких зачатках игры или, лучше, ее предпосылках, также как мы говорим о предпосылках сознания в животном мире в виде высокоорганизованной психики. Наверное, как психические процессы животного в результате эволюции трансформируются в мыслительную деятельность человека, его игровое поведение вырастает в самобытное, целостное, качественно определенное явление – игру. Человек, наделенный фантазией, это уже множество людей в одном лице, это возможность игры, ибо только у него есть способность превращать возможное в действительное, а невозможное делать возможным. Без эмоций невозможно познание истины. В своей субъективной реальности игра определяется связью с эмоциональностью. Игра служит, прежде всего, запросам чувства, именно поэтому дети часто легко разрушают то, что создали в процессе игры (замки из кубиков, сшитые наряды для кукол и т.д.): вещи сами по себе, их здесь не интересуют. И взрослые, и дети одинаково «не выносят», когда кто-либо в процессе игры начинает «баловаться», шутливо и игриво, а не «серьезно» относится к тому, что они делают. Установка на серьезность всецело определяется в игре интересами чувства - и этим она отличается от серьезности, которая сопровождает все остальные сферы бытия — труд, любовь, смерть и т.д. Игровая серьезность - это глубина чувств и переживаний, момент подлинности в рамках условного бытия. Играние как процесс и состояние души в своем чувственно-эмоциональном бытии связано с удовольствием. Игра есть тот вид удовольствия, который доступен всем, игры, как и удовольствия, могут быть «плохими» и «хорошими»; нести благо и зло, учить, лечить душу, помогать, а могут и обозлить, искалечить; каждый сам выбирает свои игры, а выбор определяется множеством факторов. Неизменным остается, только нацеленность игры на получение удовольствия. Игры без удовольствия не бывает, в то время как удовольствие без игры вполне достижимо.

Быть может потому, что нам жалко расставаться с детством, где игра органична и естественна, где она есть главный способ освоения мира, почему, собственно и формируется ролевая игра, ребенок как бы примеривает на себя свою будущую жизнь? А существует ли вообще это разделение на детство ине - детство в пределах бытийной значимости тех или иных явлений? Почему гении человечества часто напоминают по своему поведению и мироощущению детей? Не потому ли, что «умеют» и не боятся играть?


Каждый согласится с тем, что неиграющий ребенок - это нонсенс, скорее аномалия, чем норма, то, что вызывает тревогу родителей, педагогов и врачей. Детство — это не только и не столько подготовка к взрослой жизни, сколько самобытное и самоценное явление, подлинное бытие, настоящая жизнь, которая быть может, гораздо более значима, чем вся последующая. Детская игра чрезвычайно содержательна, многогранна, она составляет основное содержание жизни ребенка. А что составляет содержание игры? - Жизнь, во всем ее многообразии и проявлениях. Это взаимопроникновение игры и жизни, их взаимообусловленность характеризует не только детскую игру, но игру вообще. Однако в контексте детства игра реализуется и проявляется, «определяется» полнее и ярче. Интересно посмотреть на игру с точки зрения философского осмысления детства. Мир детства - мир глубоких переживаний, сильных эмоций, всепоглощающего чувства. Детство — интуитивное постижение правды жизни, глубинный онтологический его смысл — это безграничная подлинность. Как же эта подлинность сочетается с условностью игры, которую мы назвали неотъемлемой принадлежностью детства? Нет ли здесь противоречия? Конечно, есть, и это парадокс, который лишь выявляет глубинные моменты единства парадоксальных явлений - в нашем случае это подлинность, искренность детства и условность, мнимость игрового мира. Состояние играния для ребенка - это как раз и есть момент подлинности. Игра сохраняет и охраняет подлинность, искренность, наивность от жестокой лжи повседневности. Будучи мнимой, игра никогда не бывает лживой, так как ложь невозможна там, где изначально присутствует видимость, не выдаваемая за реальность, а существующая сама по себе. Ведь ложь предполагает подмену одного явления — настоящего, другим - ложным, игра же не подменяет собой реальность, она существует вместе с ней.

Игра искренна так же как ребенок, и вероятно, поэтому они так хорошо «понимают» друг друга и так органично сочетаются - дитя и игра. Ребенок «заброшен» в мир чуждый и непонятный ему, часто пугающий и невероятно огромный, но интересный. Заинтересованность и попытка приблизить этот мир к себе толкает ребенка к адаптационно-приспособительной деятельности путем создания собственного условного мира. Условность игры и подлинность детского восприятия мира органично дополняют друг друга, быть может, именно поэтому, игра навсегда сохраняет в себе подлинность эмоций, которые и являются источником удовольствия.



Заключение

Изучив литературу по данной теме, мы узнали, что игра является неотъемлемой частью как жизни человека в целом, так и педагогического процесса в частности. Игра – это вид деятельности, в котором ученик может  проявить себя в различных позициях, раскрыть собственный творческий потенциал; кроме того игра  позволяет учителю наилучшим образом взаимодействовать с учеником.

Проанализировав развитие применения игровых технологий на уроке в педагогической науке и практике, можно сказать, что данный вид технологий в последнее время становится все более востребованным. Этому способствуют  интересная форма подачи материала,  многофункциональность игры,  соревновательный компонент  и дополнительная мотивация школьников к изучению предмета.

Исходя из результатов проведенного исследования, было выяснено, что использование игровой деятельности является достаточно эффективным средством формирования творческих способностей, знаний, умений, навыков и необходимых компетенций учащихся.Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтверждена.

Список литературы и интернет источников

1. Абуков, А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии [Текст]/ А.Ф. Абуков// «Знание».-. 2016. №11 — с 51-57.

2.Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра / А.М. Айламазьян. – М.: Владос-пресс, 2000. - 278 с.

3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Кн. для учителя/ Н.П.Аникеева. – М.: Просвещение, 1987 – с.113-120, 131.

4. Бархинцева, Н.Е. Игровая деятельность в обучении [Электронный ресурс]/Н.Е. Бархинцева// Фестиваль 1 Сентября – 2007-2008 – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/500198/

5. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории [Текст]: Метод, пособие для учителя/ Л.П.Борзова. — М. : Изд-во Владос-Пресс, 2003 – с.39-45 .

6. Боровских, А.В. Игра: деятельность или мышление? [Текст]/ А.В.Боровских// Педагогика. — 2015. №7 – с.51.

7. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы

психологии, 1989. – С. 105.

8. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод.

пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. –

361с.

9. Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154 с.

10. Игра – обучение, тренинг, досуг / Под ред. Летрусинского В.В. – М.:

Новая школа, 2006. – 16

11. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта [Текст]/ А.С.Макаренко. — Т.5. — М., 1958 –с.79.


12. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011 – с 110-123.

13. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.П.Панфилова.— М.: Издательский центр «Академия», 2009 – с108-113.

14. Педагогический словарь [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [В.И.Загвязинский , А.Ф.Закирова , Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой . — М.: Издательский центр «Академия»,2008 –с.81-82.

15. Приблуда, Е.И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания [Текст]/ Е.И. Приблуда// Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2013.Т.3 – С.49-55.

16. Пряжникова О.В. от теории к практике на уроках истории [Текст]/ О.В.Пряжникова// журнал «Эксперимент и инновации в школе». — 2009, №6 – с 72-81.

17. Репринцева, Е.Л. Педагогические игры: теория, история, практика. [Текст]/ Е.Л.Репринцева – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005 – с.43-57.

18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998 – 65-77.

19. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников [Текст]: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова.­ М.: КНОРУС, 2016- с. 6-18, 20.

20. Спиваковская, А.С. Игра — это серьезно [Текст]/ А.С. Спиваковская. — М., 1981 – 87-89, 93-99.

21.Учитель: радость творчества, радость труда: сборник материалов Всероссийской  научно-практической конференции / под. ред. Е.Н. Ищенко.- Воронеж, 2010. – 326 с.

22. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения [Текст]/ К.Д. Ушинский. -В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика,1990 – С.112.

23. Шайхетдинова, Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]/ Л.Р. Шайхетдинова// Фестиваль 1 Сентября – 2007-2008 — Режим доступа: festival.1september.ru/articles/522077/

24. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст]/ С.А. Шмаков. — М., 1994 – с.34-40.

25. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС,1999. – 360с.

26. Янковский, Н.К. Дидактическая игра как средство развития творческой активности школьников[Электронный ресурс]/.Н.К. Янковский// Электронная газета «Биология». – 2000, №14. – Режим доступа: bio.1september.ru /article.php?ID=200001403