Файл: Культура общения педагога и учащегося.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 72 города Макеевки»

Проект по теме

«Культура общения педагога и учащегося»

Выполнили учащиеся 10-Б класса:

Попова Лилия, Шевелева Марина

Руководитель: Мерхелевич Г.В.

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дошкольного

и начального педагогического образования

Макеевка, 2023

Содержание

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Культурное общение как основное требование к профессиональной подготовке педагога.

2. Культурное общение педагога как условие личностно ориентированного образования.

3. Качества и свойства личности педагога.

4. Умения и способности педагога.

III. Практическая часть.

IV. Заключение.

V. Приложение.

VI. Список литературы.


  1. Введение.

В современном информационном пространстве особенно актуальной становится проблема развития культуры общения педагогов. В обществе с открытыми границами увеличивается число специалистов, которые должны владеть навыками речевого общения, и в первую очередь на профессиональном уровне. Поэтому педагогу необходимы в достаточной степени сформированные навыки, которые являются важнейшей составляющей частью культуры общения «педагог-учащийся».

Основной структурной составляющей профессионализма педагога является коммуникативная культура, которая является условием и предпосылкой эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования.

Необходимость развития культуры общения педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой-либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости. Преподаватель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с учащимися и коллегами. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах,
способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности развивать общую и коммуникативную культуру. Поэтому педагог как специалист системы «человек-человек» должен обладать высокой культурой, что подразумевает наличие определенных знаний, умений, способностей, так как они развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности педагога.

Цель проекта: выявить значимость культуры общения педагога в процессе воспитания и образования личности.

Задачи исследования:

1. Дать понятие коммуникативной культуры педагога.

2. Рассмотреть структурные компоненты коммуникативной культуры пе-дагога.

3. Определить структуру педагогического общения.

4. Провести исследование формирования коммуникативной культуры педагогов.

5. Проанализировать результаты тестирования и по результатам исследования выработать рекомендации по развитию коммуникативной культуры педагога.

В процессе исследования были использованы методы: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме, наблюдение, тестирование, обобщение передового опыта.


I.Основная часть

  1. Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной подготовке учителя.

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту в рамках образовательного процесса. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету и в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.

Анализ работы в школе показывает, что в педагогической деятельности такие свойства личности, как общительность, рефлексия, коммуникативные умения, ставшие профессионально личностными качествами педагога, могут обеспечить продуктивность педагогического взаимодействия (общения).



Коммуникативная культура представляет собой совокупность тех специальных коммуникативных знаний, навыков и умений, с помощью которых педагог предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре педагога как о системе качеств, включающей:

- творческое мышление;

- культуру речевого действия, под которым понимается владение нормативной речью, исключающей лексические, стилистические, орфоэпические и другие нарушения;

- культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

- культуру жестов и пластики движений;

- культуру восприятия коммуникативных действий;

- культуру эмоций.

 Проблема коммуникации нашла отражение в работах многих исследователей, которые коммуникативную деятельность  трактуют как процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Авторы утверждают, что именно овладение педагогами способами взаимодействия с обучающимися обеспечивает гуманистический характер отношений между педагогом и учащимися, формирует личностный потенциал ребенка. Всеми ими утверждается мнение о том, что формирование базовых основ педагогической коммуникации дает возможность педагогу быть успешным в собственной деятельности, осознать личность ребенка во всех ее проявлениях. Это обусловлено, по мнению авторов,  тем, что педагог, вступая в коммуникацию с обучающимся, устанавливает личные контакты с ним, осознавая его проявления, может стать на позицию собеседника  и  понять  характер     его   поведения.   Коммуникация позволяет не только понять модель внутреннего мира собеседника, но и перестроить ее, опосредованно влиять на поведение.

Процесс передачи кодированной информации от субъекта к объекту носит деятельный, диалогический характер. Коммуникацию можно трактовать как информационную связь субъекта с тем или иным объектом или как процесс участия, соучастия и принятия другого, позволяющий понимать друг друга и объединяться вокруг чего-либо. Это очень важное положение, так как учитель должен быть готов к объединению учащихся в единую деятельность для достижения целей.

Мне кажется,    что    освоение    способами    коммуникации   является  показателем   педагогического   мастерства   и  творчества   учителя.  


Учитель,    овладевший     коммуникациями,     решает многообразные    задачи:    открывает    творческие    способности,  формирует активную позицию обучащегося и   духовное   богатство   личности   зависит   от многообразия межличностных взаимоотношений и от уровня коммуникативной культуры   обучающихся.  

Проблема формирования коммуникативных умений нашла более широкую разработку в   работах многих ученых. Следует отметить, что ученых интересовал в большей степени феномен коммуникативных умений, чем коммуникативной культуры. Ими коммуникативное умение  рассматривалось, как способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними, как  умение устанавливать определенные практически однозначные взаимоотношения с людьми, умение устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии   с развитием учащихся и требованиям к ним,  способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии  с задачами общения. Мы видим различную трактовку данного понятия.  

Анализ педагогических исследований по проблемам подготовки специалистов   обнаруживает, что коммуникативная культура рассматривается авторами как составная часть педагогической культуры учителя, как ведущее требование современного образования.

В связи с тем, что нас интересует понятие коммуникативная культура, представляем ее как составную педагогической культуры,        характеризующуюся        личностной        и  профессиональной ценностью, направленностью на другого субъекта педагогического процесса, формирующуюся во всех видах деятельности и общении. В нашем понятии коммуникативная культура представлена как:

-способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого, подбору и предъявлению аргументов, способность к выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других и на основе этого к регулированию отношений для создания общности учащихся в достижении единой цели деятельности;

-потребность в другом, к расширению границ коммуникаций,   к сопоставлению точек зрения, стать на позицию своих  учащихся;

-готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в  новой ситуации.


Таким образом, анализ исследований позволил нам обнаружить, что коммуникативная культура выступает важным условием в формировании образа человека культуры и нравственности,  требованием к  личности педагога и показателем уровня организации им педагогической деятельности, характеризует содержательные смыслы личности, способы и средства, обеспечивающие понимание и взаимодействие педагога и ребенка.

      Коммуникативные умения выступают как комплекс осознанных коммуникативных действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности педагога. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

2.Коммуникативная культура учителя как условие личностно-ориентированного образования.

Личностно - ориентированное образование в последние годы активно завоевывает образовательное пространство. И это не случайно, так как назрела объективная потребность перевода школ из режима монологической дидактики в режим живого образовательного диалога с учащимися.

Школа, организуя учебно-воспитательный процесс личностно ориентированной направленности, одной из своих задач считает формирование новых межличностных взаимоотноше­ний ученика с людьми, включающих новые цели, новую тактику и способы общения. Перечисленные компоненты личностно - ориентирован­ного взаимодействия позволяют ученику обеспечить чувство психоло­гической комфортности, доверия к окружающим, радости жизни.

В Послании Федеральному собранию Дмитрия Анатольевича Медведева говорится: «Ключевая роль в школе принадлежит учителю». В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указаны направления развития учительского потенциала: «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми».

Как изменяется педагогическая культура учителя в связи с переходом к новому типу образования? Учитель не просто вводит ученика в мир знаний и ценностей, а ставит его самого в ситуации поиска истины, критической оценки, столкновения различных взглядов, т.е. учитель обучает ученика способам существования в мире культуры, оказывает ему всемерную помощь и поддержку в самореализации как человека культуры.