Файл: Организация психологической работы с одаренными детьми.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:

  • подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;

  • психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической поддержки обучающихся;

  • психолого-педагогического сопровождения учащихся на каждом этапе и уровне образовательного процесса; комфортности окружающей среды.


Задачи психолого-педагогической службы

Задачи психолого-педагогической службы:

  1. Психолого-педагогическая поддержка – диагностика, консультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания, у одарённого ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей (одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, трудности в социальной адаптации, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть).

  2. Обучение одарённого ребёнка социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов (известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии,

  3. Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом (современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью, чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем).


Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет контроль за реализацией программы.

  1. Диагностический этап

  • педагогическая диагностика;

  • психологическая диагностика;

  • специальная диагностика (углубленная);

  • диагностический мониторинг (анализ динамики развития).

  1. Информационный этап

  • подбор литературы по тематике;

  • создание банка информации по работе с одаренными детьми;

  • подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;

  • просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.

III. Подготовительный этап

  • определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;

  • составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной одаренности;

  • разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

  1. Развивающий этап

  • организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (по индивидуальному плану);

  • организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;

  • организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагоги, воспитатели, администрация, психолог, родители и др.).

Функции субъектов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми различны.

Психолог:

  1. Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

  2. Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.

  3. Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

  4. Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  1. Организационная – осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения одаренного ребенка.

  2. Информационная – консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения их одаренных детей.

  3. Контролирующая – разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения одаренного ребенка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы.

  4. Методическая – организует методическое оснащение процесса сопровождения одаренного ребенка (пособия, литература и другое оборудование). Оказывает методическую помощь педагогам в разработке программ.


Педагоги:

  1. Информационная – сотрудничество с родителями с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.

  2. Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.

  3. Координирующая – осуществляет координацию деятельности учителя-предметника, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках программы сопровождения одаренного ребенка.

Другие субъекты педагогической деятельности:

  1. Диагностическая – выделение группы детей со специальными способностями. Углубленная диагностика одаренного ребенка с целью определения зоны его ближайшего развития.

  2. Развивающая – осуществляет развитие музыкальных, физических и др. способностей и эмоциональной сферы ребенка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одаренных школьников. Активно участвует в преобразовании среды развития ребенка.

Субъекты педагогической деятельности составляют карту одаренного ребенка, которая включает:

  1. ФИО ребенка.

  2. Возраст ребенка (год, месяц).

  3. Медицинское заключение (последний профосмотр).

  4. Сведения о родителях.

  5. Состав семьи.

  6. Статус семьи.

  7. Результаты психологической диагностики

  8. Результаты педагогической диагностики

  9. Результаты социометрического исследования

  10. Область одаренности

  11. Признаки одаренности

  12. Диагностика одаренности

  13. Выводы и рекомендации

  14. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).

Структура программы сопровождения одаренного ребенка включает:

  1. Определение целей и задач программы сопровождения.

  2. Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.

  3. Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.

  4. Мониторинг программы.


Заключение

В заключении следует отметить, что сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы образования. Забота психолога  о психологическом здоровье одаренных детей предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Перспективы развития психологической службы в образовании связаны с более глубоким использованием психологических знаний в процессе обучения и воспитания одарённых детей.


Таким образом, в настоящее время психолого-педагогическое сопровождение школьников выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию детской одаренности.

 

Список литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М: «Русский язык», 1980. - С.272.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с. — (Сер. Бакалавриат).

  3. Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики / Под ред. В.Б. Новичкова. - М., 2002.

  4. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей (Методические рекомендации для педагогов). Составители: Боева Е.Л., Кондратенко О.И. – Старый Оскол, 2011 // http://klex.ru/e16

  5. Рабочая концепция одаренности / Авт. коллектив: Богоявленская Д.Б. (отв. ред.), Шадриков В.Д. (науч. ред.), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н. и др. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95 с.

  6. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина. Под редакцией И.В. Дубровиной – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

  7. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – С.362-419.

  8. Семенова Н.В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми // Актуальные проблемы психологии образования: Материалы второй региональной научно-практической конференции - Н. Новгород: НГЦ, 2001. - С.86-89.

  9. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности / Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. М., 2001. – 131 с.

  10. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности в образовательном пространстве школы // Известия ДГПУ, №3, 2010. – С. 38-42.

  11. Юркевич В.С. Проблема сохранения здоровья педагогов в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми //Одаренные дети – достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ (21 февраля 2007 г.) – М.: ООО «АЛВИАН». - С.115-117.

  12. Методическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала» для 5-9 классов основной школы. Автор: педагог-психолог Орлова Е.В.МБОУ СОШ № 1 г. Юбилейный Московской обл., 2013 // http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/06/19/metodicheskaya-programma-psikhologo-pedagogicheskoe