Файл: Курсовой проект по дисциплине Механизмы управления и обращения с отходами на тему Проектирование полигона захоронения твердых коммунальных отходов на территории Московской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно административно-территориальному делению Московской области по состоянию на 01.01.2018, на ее территории расположены 14 муниципальных районов, 53 городских округа (в том числе 5 закрытых административно-территориальных образования).

Экологическая ситуация в Московской области тяжёлая; загрязнены как районы, прилегающие к Москве, так и промышленные районы востока и юго-востока области. Наибольшую экологическую опасность представляют сточные воды промышленных и животноводческих предприятий; выбросы предприятий энергетики (Каширской и Шатурской ГРЭС и др.); базы захоронения бытовых и промышленных отходов (в ближайших к столице районах) — например, крупнейшая в Европе Тимоховская свалка; стареющие военные и особенно аэродромные топливохранилища и топливопроводы; хранилище ядерных отходов (в Сергиево-Посадском районе).

К особенностям Московской области, которые учитываются при формировании территориальной схемы, относятся:

  • высокая плотность населения; ярко выраженная сезонность в образовании отходов в связи с увеличением численности проживающих в Московской области в летний период;

  • неравномерное территориальное распределение образования твердых коммунальных отходов, которое сконцентрировано внутри Малого Московского бетонного кольца;

  • недостаточное количество существующей инфраструктуры для обработки и размещения отходов в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и законодательством Московской области;

  • дефицит свободных земель, отвечающих требованиям экологической безопасности при размещении объектов по обращению с отходами.

Источники образования твердых коммунальных отходов распределены по территории Московской области неравномерно. Большая часть источников расположена в пределах Малого московского бетонного кольца, в непосредственной близости от г. Москвы. Распределение источников образования отходов представлено на рисунке 1, где красный цвет соответствует максимальному количеству образующихся отходов, а синий – минимальному.



Рисунок 1 – Распределение источников образования

твердых коммунальных отходов
Как видно из представленного рисунка 1, основная масса твердых коммунальных отходов образуется на северо-востоке, востоке и юго-востоке Московской области (в районах, прилегающих к г. Москве). При этом наименьшее количество отходов образуется на западе Московской области и востоке Московской области, на границе с другими областями.


В Московской области по данным 2016 года ежегодно образуется порядка 9,3 млн. т отходов производства и потребления. Данные о количестве образующихся отходов представлены по их видам в таблице 1. Расчет количества отходов произведен на основе сведений о количестве отходов, содержащихся в кадастре отходов Московской области, и данных, представленных Росприроднадзором.

Таблица 1 – Количество отходов различных видов, образующихся на территории Московской области

№ п/п

Наименование вида отхода

Образовано, тыс. т/год

1

Твердые коммунальные отходы

3 835

2

Другие отходы производства и потребления всего

5 424

2.1

Отходы сельского, лесного хозяйства, рыболовства

877

2.2

Отходы от добычи полезных ископаемых

34

2.3

Отходы обрабатывающих производств

1 528

2.4

Отходы потребления, производственные и непроизв-е

1 006

2.5

Отходы обеспечения электроэнергией, газом и паром

414

2.6

Отходы при водоснабжении, водоотведении

1 019

2.7

Отходы строительства и ремонта

527

2.8

Отходы при выполнении прочих видов деятельности

19


По данным исследований количества и морфологического состава твердых коммунальных отходов Московской области, проводимых в рамках выполнения работ по определению нормативов накопления отходов, твердые коммунальные отходы имеют следующий морфологический состав (рисунок 2).



Рисунок 2. Морфологический состав твердых коммунальных отходов

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Полигоны захоронения ТКО – инженерно-экологические комплексы, предназначенные для централизованного приема ТКО, их обезвреживания и захоронения, предотвращающие распространение загрязняющих веществ в компоненты природной среды.



На полигоны захоронения ТКО принимают:

  • бытовые отходы и отходы потребления из жилых зданий, учреждений и предприятий общественного назначения, объектов оптово-розничной торговли промышленными и продовольственными товарами;

  • строительные отходы, образованные при сносе, ремонте, реконструкции, новом строительстве зданий и сооружений, отходы стройиндустрии, промышленные отходы, приравненные к ТКО, древесно-растительные отходы от планового ухода за зелеными насаждениями городов;

  • твердые промышленные отходы IV класса опасности по согласованию с органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, санитарно­эпидемиологическими службами и учреждениями коммунальной сферы, в количестве, не превышающем 30% от массы принимаемых ТКО,

  • отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с «Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

Запрещен прием на полигоны следующих видов отходов:

  • строительных, содержащих асбестовый шифер в виде боя, шлаки, золы, отработанный асбест, отходов мягкой кровли, имеющих 4-й класс опасности;

  • промышленных 1, 2 и 3 классов опасности;

  • радиоактивных, независимо от уровня их радиации;

  • ртутных ламп и продуктов демеркуризации.

Полигоны ТКО по видам принимаемых отходов подразделяют на два класса:

  1. полигоны ТКО 1-го класса – полигоны, на которых разрешено размещать отходы, содержащие <25% органические примеси, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах, не превышающих значения ПДК;

  2. полигоны ТКО 2-го класса – полигоны, на которых размещают отходы, содержащие >25% органические примеси, а также другие виды отходов, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах превышающих значения ПДК.

Организации, эксплуатирующие полигоны, разрабатывают регламент (режим) работы полигона и инструкцию по приему ТКО. В соответствии c разработанной инструкцией, осуществляют учет поступающих отходов, обеспечивают их контроль, распределяют в пределах эксплуатируемой части полигона, выполняют послойную изоляцию отходов, обеспечивают выполнение требований, предъявляемые к безопасности жизнедеятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях.

Этапы проектирования полигонов захоронения ТКО


Создание полигона захоронения ТКО, как и любого объекта строительства, осуществляют в непрерывном инвестиционном процессе с момента возникновения замысла до сдачи объекта в эксплуатацию.

Предпроектные и проектные работы ведут согласно нормативным документам:

  1. «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-101-95);

  2. «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95).

В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства с учетом действующего российского законодательства и зарубежной практики, как правило, состоит из трех основных этапов.

Первый этап – определение цели инвестирования, вид и объемы приема отходов на объекте строительства, морфологический состав и свойства отходов, срок эксплуатации, расчетный объем полигона и его требуемая площадь, перспективные участки строительства с учетом экономических и экологических требований. На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчиком проводится оценка возможностей инвестирования и достижения технико-экономических показателей.

С учетом принятых на данном этапе решений заказчик представляет, в установленном порядке, ходатайство (декларацию) о намерениях.

После получения положительного решения местного органа исполнительной власти заказчик приступает к разработке обоснований инвестиций в строительство.

Второй этап – разработка обоснований инвестиций в строительство на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме достаточном для принятия заказчиком решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка) и разрешения на разработку проектной документации.

Третий этап – разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации, получение на ее основе решения об изъятии земельного участка под строительство.

Выбор участка под строительство полигона

Выбор перспективных участков для строительства полигонов производят на стадии составления схем районных планировок и
генеральных планов городов и их зеленых зон, схем санитарной очистки населенных пунктов от твердых коммунальных отходов (ТКО). Число и площадь полигонов зависит от численности жителей населяемых мест, обслуживаемых полигонами, площади и конфигурации населенных пунктов, дальности транспортировки отходов.

Полигоны размещают за пределами населенных пунктов с соблюдением размера санитарно-защитной зоны, устанавливаемой, в соответствии со СанПиН 2.1.7.722-98, не менее 500 м до жилой застройки.

Для выбора участка под строительство заказчик с регламентирующими организациями (архитектурно-планировочным управлением, санитарно-эпидемиологической, гидрогеологической службами и др.) определяют районы, в которых намечается подбор участков. Перспективные участки для размещения полигонов определяют на основании анализа карт специального типологического зонирования анализируемых территорий в масштабе М 1:200000, которые включают фондовые геологические и гидрогеологические условия. При необходимости проводят рекогносцировочные полевые исследования.

При выборе перспективных участков для размещения полигона руководствуются следующими принципами:

  1. участки, на которых природные условия исключают размещение полигонов;

  2. участки, на которых природные условия не способствуют существенному негативному воздействию полигонов на компоненты природной среды.

Благоприятными земельными участками с точки зрения размещения полигонов считаются:

  • открытые, хорошо продуваемые (проветриваемые), незатопляемые и неподтопляемые, допускающие проведение природоохранных мероприятий и выполнение инженерных решений, обеспечивающих предотвращение загрязнения окружающей среды;

  • расположенные с подветренной стороны относительно нахождения населенных пунктов и рекреационных зон, в соответствии с розой ветров;

  • расположенные ниже мест водозаборов хозяйственно-питьевого водоснабжения, рыбоводных хозяйств, мест нереста, массового нагула и зимовальных ям рыбы;

  • удаленные от аэропортов на 15 км и более, от сельскохозяйственных угодий и транзитных магистральных дорог на 200 м, от лесных массивов и лесопосадок, не предназначенных для рекреации, на 50 м;

  • на которых обеспечивается соблюдение 500 м санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона;

  • с преобладающими уклонами в сторону населенных пунктов, промышленных предприятий, сельскохозяйственных угодий и лесных массивов не более 1,5%, с залеганием грунтовых вод при наибольшем подъеме их уровня не менее 1 м от нижнего уровня складируемых отходов;

  • с преобладанием в геологическом разрезе четвертичных отложении, экранирующих пород (в том числе маренных суглинков), характеризующихся коэффициентом фильтрации 10-7 м/с и менее;

  • с развитым региональным водоупорным горизонтом (юрские глины), характеризующимся отсутствием «гидрогеологических окон» и значительных по площади трещиноватых зон;

  • с отсутствием опасных геологических процессов (оползневых, карстовосуффозионных, овражно-эрозионных и т.д.).