Файл: Классификация вторичных металлов и их характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» в городе Алмалык

ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Самостоятельная работа

по дисциплине: «Основы вторичных металлов»

Тема: «Классификация вторичных металлов и их характеристика»»

Выполнил: студент гр. 5-19 Сулейманов С

Проверил доц.Валиев.Х.Р

Алмалык-2023

Содержание


Классификация лома и отходов цветных металлов 2

Характеристика вторичного сырья цветных металлов 4

Алюминиевое сырье 4

Лом и кусковые отходы 5

Стружка 8

Съемы 8

Прочие лом и отходы 8

Никельсодержащее сырье 14

Лом и отходы свинца и его сплавов 16

Жестяной скрап 20


Классификация лома и отходов цветных металлов


В зависимости от происхождения лом состоит из деталей машин, приспособлений, двигателей, приборов,самолетов, кабелей, отработанных аккумуляторов, быто-вых и других изделий. Состав лома весьма разнообразен и представлен в виде отливок, поковок, штамповок, кон-

струкционных узлов, изготовленных из листов, труб;прутков, профилированного проката. Как правило, в состав лома входят детали, изготовленные из различных цветных металлов, а также содержащие приделки из не металлических материалов и черных металлов в виде заплавленных, запрессованных или механически соединенных деталей.
Всевозможные механические включения из черных металлов и неметаллических материалов в виде приделок или отдельных деталей, не соединенных с ломом или отходами, а также влага, масло, земля, пыль, краска, изолирующие и упаковочные материалы характеризуют засоренность лома и отходов.

С целью более рационального использования вторичного сырья в народном хозяйстве на лом и отходы цветных металлов установлен государственный стандарт (ГОСТ 1639—-78), в соответствии с которым определяют

качество каждого вида сырья и осуществляют поставку его потребителям.

Лом и отходы цветных металлов подразделяют по физическим признакам на классы, по химическому составу — на группы и марки, по показателям качества —на сорта.

Весь лом и отходы делят на четыре класса. К классу А относят лом и кусковые отходы, к классу Б — стружку, класс В объединяет порошкообразные отходы и класс Г — прочие отходы.

Подразделение по группам основано на объединении в группе сплавов, близких друг к другу по химическому составу, т. е. лом и отходы одной группы могут перерабатываться совместно для получения сплава заданного состава.

К первой группе относятся чистые металлы, к последующим — их сплавы. К последней группе каждого класса алюминия, меди, никеля, олова, свинца от

Разделение лома и отходов по сортам осуществляют с учетом их засоренности, а также массы, габарита и т. д.

К первому сорту относят лом и отходы, кроме класса Г которые могут быть подвергнуты металлургической переработке без дополнительной обработки. Лом и отходы, за исключением низкокачественных и относящихся к

.классу Г, должны поставляться с паспортом, в котором указаны наименование лома и отходов, класс и группа партии.

Лом и отходы цветных металлов и сплавов одного металла, класса, одной группы или марки сплава не допускается смешивать с ломом и отходами цветных металлов и сплавов другого металла, другого класса. Только

в отдельных случаях по согласованию с потребителем принимают смешанный лом и отходы. Сыпучая стружка всех цветных металлов и сплавов должна иметь длину витка не более 100 мм и не менее

3 мм.

Сдаваемый металлолом проверяют на взрывобезопасность, из него должны быть удалены взрывоопасные предметы и материалы. Кроме того, заготавливаемый металлолом подвергают контрольной проверке на взры-

вобезопасность. Замкнутые сосуды, резервуары, баллоны, бочки, тру-

бы и др. освобождают от содержимого, кроме того они должны быть доступны для осмотра внутренней поверхности. Стандартом предусмотрено освобождение самолетного лома и лома военной техники от горючего, сма-

зочных материалов и жидкостей, а также от боеприпасов, полых предметов, взрывоопасных агрегатов, узлов, деталей.



Подготовку взрывоопасного лома к дальнейшей переработке осуществляют на отдельных площадках под руководством пиротехника.

При заготовке и поставке сортного (паспортизованного) лома и отходов масса отдельных кусков, пакетов и пучков для всех групп и сортов алюминия и его сплавов не должна превышать 150 кг, а для других металлов и

сплавов 250 кг. Масса отдельных кусков низкокачественного лома и отходов не должна превышать 5 т, а габаритные размеры 2X2X5,8 м.

Характеристика вторичного сырья цветных металлов

Алюминиевое сырье


В зависимости от происхождения лом алюминия состоит из деталей машин, двигателей, самолетов, приборов, бытовых изделий. Составляющие лома представляют собой поковки, отливки, штамповки, изделия из труб,прутков и профилированного проката. Для алюминиевого лома характерно смешение деталей из различных алюминиевых сплавов, наличие приделок из неметаллических и металлических материалов, высокая степень засорен-

ности.

Значительная доля вторичного алюминиевого сырья представлена отходами, которые образуются при производстве изделий из листа и проката, проволоки, фольги.
Вторичным сырьем является стружка, образующаяся при механической обработке алюминия и его сплавов. Она составляет самую большую группу алюминиевых отходов; доля ее в общем количестве отходов и лома дости-

гает 40% и более.В процессе плавки алюминия и его сплавов на поверх-

ности расплава образуются окислы. Смесь окислов с частицами футеровки и пылью, пропитанная жидким металлом, удаляется с поверхности расплава и образует съемы (шлаки). Они содержат алюминий и, как правило,

перерабатываются на заводах вторичных цветных металлов.

В соответствии со стандартом в первую группу классификации лома и отходов алюминия включены лом и отходы нелегированного алюминия, во вторую — лом и отходы деформируемых сплавов с низким содержанием

магния (до 0,8 %), в третью — лом и отходы деформируемых сплавов с повышенным содержанием магния (до 1,8%), в четвертую — отходы литейных сплавов с низким содержанием меди (до 1,5%), в пятую — литейные алюминиевые сплавы с высоким содержанием меди, в

шестую — алюминиевые деформируемые сплавы с высоким содержанием магния (до 6,8%), в седьмую — алюминиевые литейные сплавы с высоким содержанием магния (до 13%), в восьмую — отходы деформируемых спла-

вов с высоким содержанием цинка (не более 7,0%), в девятую — алюминиевые литейные сплавы с высоким СО' держанием цинка (до 12%), в десятую — низкокачественный лом и отходы, не отвечающие требованиям


Лом и кусковые отходы


Эта группа вторичного сырья включает лом изделий из листа и проката, проволоки, литья, поковок и отходы, образующиеся при производстве этих изделий.
Лист и прокат используют в производстве самолетов, судов, мебели, бытовых предметов, при этом образуются отходы в виде листовой обрези.

Самолетным ломом являются корпуса не пригодных к эксплуатации самолетов и их отдельные части: фюзеляж, кабина, крылья, хвостовое оперение и куски корпуса самолета, а также целые корпуса самолетов, израс-

ходовавших свой ресурс. Корпус представляет собой дуралюминовую или стальную конструкцию, обшитую листами дуралюмина. Внутри корпуса смонтированы топливные баки, трубопроводы, электропроводка, име-

ется большое количество мелких деталей.
Самолетный лом является наиболее сложным видом сырья, так как он включает большое количество деталей из различных металлов, которые трудно удалить. Его предварительно подвергают разделке для удаления по-

сторонних металлов и материалов, которые при плавке могут перейти в расплав и загрязнить сплав, увеличить угар алюминия (горючие материалы), удлинить плавку.

Посторонними металлами в самолетном ломе обычно являются стальные приделки, свинец, бронзовые и латунные детали арматуры, медные и латунные трубопроводы и радиаторы, медные провода. В ломе присутству-

ют литые и кованые детали из алюминиевых сплавов, отличающихся по химическому составу от дуралюмина.

Менее вредны стальные детали: при соблюдении технологии плавки содержание железа в алюминиевом сплаве может составить не более 0,4%. Все другие металлы и сплавы, попадающие с самолетным ломом в печь, рас-

творяются в жидкой ванне и изменяют химический состав сплава. Поэтому тщательное удаление приделок при разделке самолетного лома является важ-ной аадачей.

После удаления посторонних металлов и материалов

самолетный лом разрезают на отдельные части, удобные для транспортировки и плавки.

В последнее время в переплавку поступает все большее количество судового лома: катеров, лодок, бакенов, понтонов и других изделий. По химическому составу судовой лом отвечает алюминиевомагниевым сплавам, обладающим повышенной коррозионной стойкостью.

Весьма ценным видом сырья для выплавки вторичного алюминия и алюминиевых сплавов являются отходы, образующиеся при изготовлении изделий из листа и ленты — листовая обрезь. Этот вид отходов представляет собой куски кромок и концов, выштаиповку, высечку. К листовой обрези относят также бракованные куски листа или ленты (мятые, поцарапанные!, а также брак деталей, изготовленных холодной штамповкой. Засоренность


листовой обрези обусловлена наличием обрезков пластмасс, оцинкованного железа, иногда латуни, меди и колеблется от 3 до 20 %.

По химическому составу листовую обрезь делят на обрезь чистого алюминия и обрезь алюминиевых сплавов (дуралюмин, алюминиевомарганцевый, алюминиевомагниевый, алюминиевоцинковый сплавы). Любая обрезь

часто бывает покрыта лаком или анодирована. Такая обрезь мало окисляется при хранении.

Другая часть отходов — обрезки профилей, труб, прутков, пресс-остатки, отходы ог горячей штамповки.

Этот вид отходов обычно не содержит посторонних примесей, кроме окиси алюминия, и представляет собой алюминии, дуралюмин, алюминиевоцинковый сплав. Для горячей штамповки пригодны ковочные сплавы, поэтому отходы штамповки имеют химический состав алюми-

ниевомедных сплавов (АК1, АК2: АК4 и др.).
Алюминиевую проволоку используют для изготовления кабелей и электрических прозодов. Она может быть из чистого алюминия или из алюминиевомагниевокремниевого сплава (алдрея).

Проволока поступает в переработку в виде отходов электротехнического производства или в виде продукта разделки проводов и кабелей. Провода могут быть одно и многопроволочные, покрытые изоляцией и без нее.

Алюминиевые провода могут иметь сердцевину из стальной оцинкованной проволоки.

Помимо лома и отходов из листа и проката, к этому классу сырья относят лом литья и поковок. Литые и кованые детали имеют разнообразный химический состав.

Как правило, детали имеют приделки из других металлов (стальные болты и шпильки, подшипники, бронзовые втулки). Засоренность лома зависит от тщательности разделки и колеблется от 3 до 50% •

Лом двигателей внутреннего сгорания состоит.'-из большого количества литых и кованых деталей — поршней, цилиндров, блоков, головок, картеров, корпусов коробок передач и т. д. Эти детали отлиты из качественных

сплавов; двигатели изготавливают большими сериями, поэтому собирают крупные партии лома однородных деталей одинакового химического состава.

Более разнообразен по химическому составу машинный лом — детали различных машин, приборов, приспособлений, инструмент, изготовленные из качественных и низкокачественных сплавов.

Стружка


Стружка может быть витой, сыпучей, крупной и мелкой. Она загрязнена железом, охлаждающими эмульсиями, маслом. При хранении под открытым небом содержание влаги в стружке может достигать 20%. Влажная

стружка быстро корродирует, этот процесс ускоряют щелочные эмульсии. Все эти факторы приводят к значительному снижению выхода металла при плавке стружки. Поэтому перед плавкой алюминиевая стружка требует подготовки.