Файл: Протокол 1 от 31. 08. 2022 Утверждено приказом директора лицея 409од от 01. 09. 2022г Рабочая программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Является частью ООП ООО МБОУ Лицей № 28
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31.08.2022
Утверждено приказом директора лицея № 409-од от 01.09.2022г
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Тайны текста»
(общеинтеллектуальное направление)
для основного общего образования
срок освоения программы: 1 год
7 класс
Составитель:
Ладыгина Анастасия Александровна,
учитель русского языка и литературы
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по курсу «Тайны текста» (далее курс) составлена на основе требований «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 31 мая 2021 г. № 287 “, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, с учётом рабочей программы воспитания МБОУ Лицей № 28,
Курс направлен на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в 7 классе, повышение и развитие познавательной и коммуникативной компетенций учащихся, что позволит укрепить научно-образовательную базу учащихся.
Программа по курсу внеурочной деятельности «Тайны текста» включает пояснительную записку, результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое планирование.
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что предлагаемые занятия помогают обобщить и закрепить полученные в ходе обучения умения семиклассников анализировать текст, работать с ним, а также сформировать навыки применения их на практике. Учащиеся углубят и расширят свои знания о тексте, смогут грамотно выражать свои мысли и создавать собственные тексты с учётом практических и коммуникативных задач.
Отличительные особенности программы
В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий).
Курс поможет сформировать разные компетенции: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную,
лучше подготовиться к ОГЭ, а также сможет развить soft skills и hard skills.
Цель и задачи программы
Целью изучения курса является: возможность обеспечить качественную подготовку учеников по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности.
Задачи курса:
-
формирование умения слушать и понимать текст; -
обучение комплексному анализу готового текста, его интерпретации; -
совершенствование умения воспроизводить услышанный или прочитанный текст в устной и письменной форме, сохраняя его основные положения; -
формирование компетенции в сфере познавательной и исследовательской деятельности, а также в сфере информационно-коммуникационных технологий; -
развитие способности самостоятельно определять и отстаивать свои взгляды, позиции, принимать решения и нести за них ответственность; -
формирование системы социально и личностно значимых нравственных ценностей и жизненных смыслов личности на основе общечеловеческих ценностей,
Программа курса содержит дополнительные сведения о языке и речи, материалы по текстоведению, которые носят консультативный характер и имеют практическое значение.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное».
Курс позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Русский язык», «Литература».
Программа курса предусматривает включение разноуровневых заданий, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа реализуется в объёме 34 часа, 1 занятие в неделю.
-
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тайны текста»
В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы следующие результаты:
Личностные:
— в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности, патриотизма;
— в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности;
— в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
— в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни благодаря анализу соответствующих художественных текстов.
Метапредметные результаты:
— умение определять главную тему, общую цель или назначение текста, формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
— умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
— использование различных источников для получения необходимой информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
— владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
, в том числе и средства художественной изобразительности.
Универсальные учебные действия:
-
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; -
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм выполнения проектной задачи; использовать его в ходе самостоятельной работы; -
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; -
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; -
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; -
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с поставленными задачами; -
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; -
искать и выбирать необходимую информацию; -
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат проекта.
-
Содержание курса внеурочной деятельности «Тайны текста» с указанием форм организации и видов деятельности.-
Методическое обеспечение программы
-
В процессе реализации программы
применяются основные дидактические методы обучения:
- словесный, обращённый к сознанию обучающихся, помогающий осмыслению поставленной перед ними задачи и, в связи с этим, сознательному выполнению заданий, самостоятельному применению знаний в различных ситуациях;
- наглядный, обеспечивающий возникновение у воспитанников наиболее полных и конкретных представлений;
- практический, связанный с практической деятельностью обучающихся, обеспечивающий реализацию приобретенных знаний на практике.
используются следующие технологии:
- технология развивающего обучения создает зону ближайшего развития.
- технология проблемного обучения включает в активную деятельность обучающихся по разрешению проблем познавательного и творческого характера, как под руководством педагога, так и самостоятельно.
- технология успешного обучения заключается в реализации идеи формирования личности, мотивированной на достижение успеха.
- технология проектной деятельности обеспечивает включение учащихся в «добывание знаний» и их применение в практике общественно-полезной деятельности.
- технология исследовательского обучения способствует формированию информационной компетентности обучающихся. Умение видеть, формулировать проблемы и решать их формирует готовность обучающихся к самостоятельной деятельности.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый учащимися в процессе освоения программы, обеспечивает:
- развитие и практическую реализацию современной информационно- коммуникативной компетенции учащихся;
- повышение социальной, творческой и познавательной активности учащихся;
- эффективное взаимодействие детского и взрослого сообщества, расширение возможности социализации учащихся на основе включения в деятельность Российского движения школьников.
-
Формы занятий (групповые):
-
лекция, -
беседа, -
практическая работа, -
зачёт, -
самостоятельная работа.
-
Основные виды деятельности на занятиях:
-
участие в дистанционных олимпиадах, -
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком; -
проектная деятельность; -
самостоятельная работа; -
работа в парах, в группах; -
творческие работы; -
подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к русскому языку.
-
Формы и средства контроля
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики выполнения проектной деятельности ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» включает следующие критерии:
-
участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях; -
итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.) -
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.