Файл: Культура древнерусского государства.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одно из самых значительных явлений древнерусской литературы – летописи. По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу X в. Но древнейшая, дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113 г. Она вошла в историю под названием «Повесть временных лет» и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Отвечая на поставленные в самом начале вопросы («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжите и как Русская земля стала есть»), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская). «Повесть» отличает сложность состава и многообразие материалов; в неё включены тексты договоров, как бы иллюстрирующие записи событий, пересказы народных преданий, исторические повести, жития, богословские трактаты и. «Повесть временных лет», написанная в самый расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории и копировалась во всех концах Руси на протяжении пятисот лет.

Летописанием занимался князь Владимир Всеволодович Мономах. В составе летописи дошло до нас такое превосходное литературное сочинение Мономаха, как «Поучение детям». В «Поучении» он перечисляет ряд своих достоинств, в подкрепление слов о непрестанной борьбе с половцами приводит перечень важнейших походов, в которых он участвовал и которыми предводительствовал. Этот перечень производит впечатление конспекта, подготовленного князем для какой-то подробной летописи. «Поучение» написано около 1099 года.

Летописцы не всегда были историками, их главная задача состояла в описании современных событий, в оценке противоборствующих сил, в оправдании одних исторических лиц и обвинении других. Реже всего в церковном летописании отражались интересы народных масс.

Кроме исторических сочинений, показывающих, что русские писатели, несмотря на молодость Русского государства и его культуры, стали вровень с греческими, мы располагаем рядом произведений других жанров. Интересно «Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена» (около 1107 г.). Даниил, игумен одного их черниговских монастырей, посетил Палестину в 1104 – 1107 гг., где некоторое время сопровождал короля Бедуина I в одном из его походов. Даниил провел в Палестине 16 месяцев и подробно описал все, что там видел.


Своеобразным жанром были «жития святых», где не только говорилось о канонизированных церковью людях, но и просматривалась реальная жизнь: классовая культура монастырей, стяжательство монахов, жестокость и многое другое.

Особенно интересен Киево-Печерский Патерик – сборник рассказов о жизни монахов Киево-Печерского монастыря (основан в 1051 г.). Исключительно интересна переписка епископа Симона и некоего церковного карьериста Поликарпа, стремившегося за взятку (деньги давала одна княгиня) получить высокий церковный пост. Другим жанром, тоже связанным с церковью, были поучения против язычества, бичевавшие веселые народные празднества. В них мы находим описания различных бытовых черт.

Русская литература IX – XII вв. была разнообразна и, по всей вероятности, очень обширна, но до наших дней, из-за многочисленных татарских погромов русских городов в XIII – XIV вв. уцелела лишь часть её.

5. Деревянное и каменное зодчество Руси. Памятники Киева и Великого Новгорода.

Древнерусское зодчество развивалось на протяжении X – начала XIII вв. В этот период можно проследить эволюцию стилей и признаков, он замечателен развитием параллельных форм архитектуры: деревянной и каменной, причем преобладало деревянное строительство.

Архитектура была связана с жизнью государства, и важнейшие этапы её развития в основном совпадают с периодизацией отечественной истории.

Исторически обусловленный рост городов Киевской Руси предопределил в X – XI вв. быстрое развитие зодчества, в первую очередь деревянного. Огромную роль в этот период играло оборонительное строительство, так как защита от внешних врагов и княжеские междоусобицы требовали создания защитных сооружений.

В области жилищного строительства на Руси издавна сложились два типа построек. Русские жилища северного типа были наземные, с деревянным полом, срубленными стенами, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней. Южный тип жилища условно называют полуземлянкой. Пол таких домов несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены – деревянные, часто присыпанные снаружи землей, печи – каменные или чаще глиняные.

В руках мастеров плотничьего искусства сосредотачивалось все строительство – военное, гражданское и культовое, что способствовало общности технических и художественных приемов, пониманию тесной связи зодчества с ландшафтом и важнейших законов архитектурного ансамбля.



Русское каменное зодчество было заимствовано нашими предками из Византии. Оттуда пришла и символика храма – звездного неба. Основой плана является крест – символ христианства, символ спасения. Здание храма строго ориентировано с запада на восток. Именно к востоку обращено главное святилище – алтарь.

Своды храма и его глава находятся на четырех столпах, символизирующие четыре Евангелия. Столпы членят внутреннее убранство на три нефа. Храм обычно имел три входа: западный, северный и южный.

Русские зодчие по-своему переосмысляли византийскую архитектурную систему крестово-купольного храма и создавали новые архитектурные формы шатрового, столпообразного храма.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30-х – начале 50-х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов – собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). Впрочем, это и самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции. Ярослав, посвящая храм Софии, как бы подчеркивал свое равенство с византийскими императорами.

Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с юга, запада и севера обходами – галереями.

Сочетание светского и духовного начал нашло отражение в художественных особенностях здания: бытовые сцены развлечений, изображенные на фресках башни, как бы противопоставлялись идеям смирения и отреченности от жизненных благ, групповые портреты княжеского семейства включались в церковные росписи; замкнутость церковного здания нарушалось открытыми арками галерей, вносившими в облик храма черты общедоступности.

Для архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.

Начало строительства в 1045 году собора Софии в Новгороде, втором по значению городе Древнерусского государства, следует рассматривать как продолжение политики укрепления государственности и упрочения авторитета великого князя. Собор во многом подобен киевскому, однако он несколько проще и скромнее. Во внутреннем убранстве мозаика уступает место фреске, отсутствуют мрамор и шифер.

Византийская архитектурная традиция, воспринятая русскими мастерами, с наибольшей полнотой отразилась в киевском соборе Святой Софии.
Однако чем дальше от Южной Руси - Киева, Чернигова, Переславля – строился храм, тем больше в нем черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок привносили в строительную практику местные мастера. «Младшие сестры» Софии Киевской – София Новгородская и София Полоцкая – возводились по образцу «старшей сестры», но северные зодчие творчески преобразили его до неузнаваемости.

При всей своей индивидуальности Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке в то же время были родственными по композиции, строительной технике, деталям и архитектурному образцу. В этом выражается стилистическое единство зодчества Киевской Руси X – первой половины XI вв. Высокое художественное совершенство и своеобразие этих памятников ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.

Таким образом, используя традиции византийской архитектуры, каменное русское зодчество в эпоху своего становления имело своеобразный характер и уже во второй половине XI века вырабатывало собственные традиции. Именно на них ориентировались ваятели следующих поколений.

6. Монументальная живопись

Древнерусская монументальность живопись складывалась на основе византийских традиций. Киев стал учеником Константинополя – столицы Византийской империи. Оттуда приезжали на Русь митрополиты, епископы, священники, а также архитекторы и живописцы, которые привозили иконы и украшенные миниатюрами церковные книги. На протяжении нескольких столетий русские мастера перенимали тонкое искусство «греков» - так называли на Руси всех подданных Василева вне зависимости от их национальности.

Монументальная живопись была призвана не только украсить храм, но еще в большей степени должна была максимально просто и лаконично раскрыть перед молящимися основные положения христианского вероучения – о Боге как Творце и Судье мира, Христе как Спасителе человечества, пути спасения для людей, единстве небесной и земной церкви.

Мастера, оформляя древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Мозаика отличается наибольшей роскошью и нарядностью. Сложенная из смальты – небольших кусочков окрашенного стекла, она менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет первоначальной свежести красок. Смальта хорошо отражает солнечный свет, который наполняет храм цветовыми переливами, подобными мерцанию драгоценных камней. Для украшения киевских церквей мозаикой, была построена мастерская, где изготовляли смальту. Кубики смальты окрашивались в разные цвета: ученые насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии 177 оттенков.


В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке – фресками. Благодаря замечательным свойствам этой техники, а также мастерству живописцев, знавших все её тонкости, некоторые фресковые ансамбли, созданные много столетий назад, сохранились до наших дней. Конечно, произведения, исполненные в технике фрески, менее долговечны, чем мозаики, однако они также весьма устойчивы к разрушительному воздействию уходящих веков. Рецепты составления красок хранились в секрете и передавались только от мастера к ученику – из поколения в поколение. Масляной живописи Русь не знала.

Собор Святой Софии в Киеве – древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси. Великолепное внутреннее убранство собора выполнили, соединив мозаику и фреску, греческие мастера, поэтому она в наибольшей степени соответствует византийской системе росписи.

На фресках изображались картины из Евангелия. Но также среди фресок Софийского собора сохранилось несколько изображений не церковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых

сценок – охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.

7. Заключение

В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские и другие православные традиции, сумела создать искусство с высокими критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры.

Список литературы

  1. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – 2-е изд., испр./Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2000.

  2. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 2000.

  3. История России: учеб./ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 3-е изд., М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

  4. Зуев М. Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы в 2кн.: Кн. 1: История России с древности до конца XIX века. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.

  5. А. Ю. Дворниченко, Е. В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю. В. Тот. Русская история с древнейших времен до наших дней /3-е издание. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Издательство «Лань», 1999.