Файл: Перепись населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел




ФИО педагога




Дата




Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Перепись населения

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


8.4.1.1 - объясняет методы определения численности населения

Цель урока

объяснить методы определения численности населения

анализировать методы определения численности населения

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы




Повторение материала с целью актуализации знаний.

  • Что изучает социальная география?

  • Какие методы по определению численности населения вам известны?

  • Как вы думаете, почему перепись населения ведется разными методами?



Вызов

Учащиеся по иллюстрациям определяют тему урока. К иллюстрациям можно задать следующие вопросы:

- В чем заключается основной смысл каждой иллюстрации?

- Как данные иллюстрации взаимосвязаны между собой?



Настраиваются на положительный настрой урока.
рпрезентация




Учебник, рабочая тетрадь.





Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями “природа”, “хозяйство”, “население”. Объясните предложенную вами последовательность.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, например, демографии, этнографии и др.

Вспомните, что изучает демография?

Итак, вы убедили себя и одноклассников, что изучение темы необходимо. С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока, изучим ее по отдельным блокам (см. план урока на доске).

а) Графическая часть.





Рис.2. Динамика численности населения

- Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?

(Переписи населения.)
Работа в группах. Исследовательский проект: «История переписи населения»
Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет.

Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению.

Учитель: Численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд. человек. 31 октября 2011 ООН объявила, что на Земле родился 7-ми миллиардный житель. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек, поэтому в Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами! От рождения 6-ти миллиардного жителя до 7-ми миллиардного жителя прошло всего 12 лет

Каковы результаты прошлых итогов переписи в Казахстане?

По сравнению с 1999 годом в 2009 население выросло более чем на 1 млн 27 тысяч человек. Изменился и этнический состав населения. Численность казахов увеличилась на 26%, узбеков – на 23,3 %, уйгур – на 6,8 %, а вот количество русских, немцев, украинцев и других этносов наоборот уменьшилось на 15,3 %; 49,5 %; 39,1 % и 4,8 % соответственно.

Что узнало государство?

  • Благодаря переписи государство узнаёт более точную численность населения, этнический состав, фиксирует изменения условий жизни, анализирует динамику изменений по сравнению с предыдущими подсчётами.

  • Затем результаты послужат базой для дальнейших расчётов, планирования и прогнозирования на ближайшие годы.

О чём спрашивали?

В переписных листах в 2020 году были стандартные вопросы: по адресной части и жилищным условиям, этно-культурным характеристикам, образованию и грамотности, миграции, брачному состоянию, рождаемости, занятости, источников средств существования.

Составление кластера «Методы определения численности населения» в парах:



Дескрипторы

Ученик

- Верно определяет методы проведения переписей населения;

-Верно определяет виды переписей населения.

Работа в группах:

1 группа Виды переписей населения

2 группа Методы переписей населения и способы получения информации

3 группа Специальная программа по проведению переписей с блоками вопросов

Дескриптор

- определяет виды переписей населения

- определяет методы проведения переписей и способы получения информации

- знакомится с блоками вопросов для проведения переписей


ФИ ученика: Класс: Дата:

Тема:

Перепись населения

Цель обучения:

8.4.1.1 объясняет методы определения численности населения

Критерии оценивания:

1. Называет методы определения численности населения;

2. Объясняет методы определения численности населения.

Задание 1. Сравните методы определения численности населения и заполните диаграмму Венна.


Метод опроса

Метод самоисчисления


Дескрипторы

Ученик

-Верно определяет сходства методов;

-Верно определяет различия методов.







Устно отвечают на вопросы, с объяснением.

Презентация

Презентация

Работа в парах

Работа в группах


ФО, индивидуальная работа

Стратегия

«Верно - не верно»




Словесная оценка учителя.

Взаимооценивание

Стратегия «Стикер»





Подведение итогов урока (5 мин)


  • Что нового узнал на уроке?

  • Какие трудности испытывал на уроке?

  • Мне все понятно, тему понял.

  • Есть затруднения, требуется повторение.






Самооценивание

Рефлексивный лист, стикеры