Файл: Реферат Профессиограмма юриста студент группы 1 курса заочной формы обучения по специальности 40. 05. 02.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доминирующие виды деятельности профессии юрист:


  • консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств);


  • изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике;


  • составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;


  • толкование законов;


  • контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных норм и отношений);


  • осуществление методического руководства правовой работы на предприятии;


  • создание архива судебных и арбитражных дел;


  • участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);


  • обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства;


  • изучение правовой практики зарубежных коллег;


  • правовая пропаганда;


  • участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности юриста:


Способности


Личностные качества, интересы и склонности


  • логическое, аналитическое мышление;


  • высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);


  • хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);


  • высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;


  • вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);


  • способность убеждения;


  • коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);


  • склонность к исследовательской деятельности;


  • хорошие познания в разных областях наук;


  • высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному);


  • способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации;


  • организованность;


  • аккуратность;


  • уверенность в себе;


  • эрудированность;


  • честность и порядочность;


  • деловая хватка;


  • ответственность;


  • объективность;


  • коммуникабельность;


  • хорошая интуиция;


  • эмоционально-психическая устойчивость;


  • энергичность;


  • настойчивость, принципиальность;


  • стремление к самосовершенствованию;


  • умение быстро восстанавливать работоспособность.






Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:




  • отсутствие интереса к выполняемой работе;


  • нерешительность;


  • неумение быстро принимать решения;


    неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям);


  • нечестность;


  • не принципиальность;


  • неспособность глубоко осмысливать происходящее;


  • беспечность;


  • непогашенная судимость;


  • плохая дикция.


Области применения профессиональных знаний:




  • государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами;


  • адвокатура, прокуратура;


  • суды;


  • частное или индивидуальное предпринимательство;


  • органы предварительного следствия и дознания;


  • нотариальные конторы;


  • юридические консультации;


  • государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы, органы юстиции (Министерство юстиции, служба судебных приставов);


  • образовательные учреждения;


  • частные детективные службы.


Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (предпринимательский и социальный):




  • рекламный агент;


  • брокер;


  • переводчик;


  • социальный работник;


  • продавец;


  • торговый агент.


4. Профессиограмма прокурора

Деятельность прокуратуры многогранна, она связана как с работой государственных органов и должностных лиц, так и с охраной законных интересов и прав граждан. Поэтому важно, чтобы надзор был активным и принципиальным, чтобы ни одно нарушение закона не оставалось без последствий, чтобы усилия концентри­ровались на главных направлениях и способствовали повышению ответственно­сти должностных лиц, которые призваны обеспечить соблюдение российских за­конов на порученных им участках работы.

Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:






  • надзор за исполнением законов органами государственного управления,
    предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и
    гражданами (общий надзор);


  • надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного след­ствия;


  • надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;


  • надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах
    предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.


Для достижения успеха в своей деятельности прокурор и помощник прокурора должны обладать определенными качествами.

Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, называют причинно-следственным. Именно такой характер носит, мышление прокурора.

Ум прокурора характеризуется следующими свойствами:




  • глубина — способность проникнуть в сущность фактов, понять смысл про­
    исходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные ре­зультаты явлений и поступков;


  • широта — умение охватить широкий круг вопросов и фактов, привлекая зна­ния из различных областей теории и практики;


  • мобильность — способность к продуктивному мышлению, мобилизации и
    использованию знаний в сложных условиях, в привычной обстановке;


  • быстрота — умение решать задачи в минимальное время, ускоренно оцени­вая обстановку и принимая необходимые меры;


  • самостоятельность — способность к постановке цели и задач, умение нахо­дить их решение и пути к их достижению без посторонней помощи;


  • целеустремленность — волевая направленность мышления на решение опре­деленной задачи, способность длительное время удерживать ее в сознании и последовательно, планомерно думать над ее разрешением;


  • критичность — умение взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения; гибкость — умение подойти к явлению с различных точек зрения, устанав­ливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который уже был усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой


Коммуникативная и удостоверительная сторона дея­тельности прокурора неразрывно связаны с использова­нием речи в ее основных формах — устной и письменной. Умение передать свои мысли для прокурора так же важно, как умение мыслить, а умение слушать и слышать, в свою очередь, не менее важно, чем умение говорить.


Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Его профессиональная деятельность нередко требует большой личной инициативы, упорства, настойчи­вости, целеустремленности и незаурядных организатор­ских способностей.

Одним из факторов, определяющих профессионализм государственного обвинителя, является уровень его психологической культуры. Государственный обвинитель должен обладать системой психологических знаний, а также навыков и уме­ний, которые способствуют разрешению различных сложных ситуаций и являют­ся ключом к постижению истины по уголовному делу.

Психология труда относит прокурорскую деятельность к категории сложной интеллектуально-практической деятельности. Это означает, что в такой деятельности имеется несколько сторон (аспектов), каждая из которых характеризуется своими особенностями и целями. Именно благодаря такой многосторонней деятельности прокурора обеспечивается полнота этой деятельности и успешность в достижении целей и задач, которые он последовательно ставит и решает. И здесь необходимо от­метить главный фактор успеха профессиональной деятельности — профессиональ­ную структуру личности данного прокурорского работника. В эту структуру вхо­дит система личностных качеств, навыков и умений, которые и обеспечивают успех в достижении сначала отдельных этапов, а затем и основных целей в профессио­нальной деятельности прокурора.

Важнейшей профессиональной стороной деятельности государственного обвинителя является коммуникативная сторона. Реализуя свои коммуникативные способности, прокурор должен быть тонким мастером ведения диалога, опытным полемистом и блестящим судебным оратором, для которого характерно стремление к достижению тесного взаимодействия между участниками, направленного к еди­ной цели. Применительно к общению в процессе дискуссии в суде такой целью яв­ляется установление истины по уголовному делу. В настоящее время далеко не в каждом судебном процессе можно видеть примеры такого высокого уровня взаи­модействия. Однако опыт лучших государственных обвинителей свидетельствует, что именно благодаря высокому уровню профессионализма, основанному на пси­хологической культуре, в процессе диалога прокурора с подсудимым последний начинает давать показания, стремясь «рассказать по этому делу всю правду, рас­крыть истину» и т. д. Анализ личности таких подсудимых, сделанный в процессе судебно-психологической экспертизы, приводит к выводу, что именно индивиду­альное воздействие в процессе прокурорского допроса и сама личность прокурора явились теми катализаторами, которые способствовали возникновению у подсу­димого психического состояния катарсиса, т. е. очищения от путаницы и лжи, которые возникли в связи с его преступной деятельностью. В создании такого состо­яния далеко не всегда преобладает логический анализ собранных доказательств. В ряде случаев ключом к раскрытию души подсудимого и постижению истины по данному делу является обращение к эмоциональной сфере подсудимого.


При описании искусства публичных выступлений все авторы, отечественные и зарубежные, наши современники и классики подробно останавливаются на куль­туре речи. Очень важным при произнесении публичной речи является так называ­емый эффект доступности. Обычно его рассматривают в трех аспектах: техниче­ском, эмоциональном и смысловом.

Технический аспект включает в себя устранение «барьеров» речи: неверной постановки ударений, «слов-паразитов», неграмотных оборотов, нечеткости произношения — вплоть до выраженных логопедических дефектов, необычной манеры говорить. Примером такой необычной манеры может служить оратор, который ртом ловит воздух и в связи с этим, как правило, выглядит комично. Во избежание такого эффекта необходима тренировка дыхания. При построении фразы следует учитывать, что предложение, состоящее не более чем из 10-13 слов, воспринима­ется наилучшим образом, состоящее из 14-18 слов — хорошо, из 19-25 слов — удовлетворительно, из 25-30 слов — с трудом; предложение, насчитывающее бо­лее 30 слов, практически не воспринимается. В связи с этим рекомендуется отда­вать предпочтение коротким предложениям.

К эмоциональному аспекту относят, в первую очередь, волнение перед публич­ным выступлением, которое характерно даже для очень опытных ораторов, так как оставаться абсолютно бесстрастным невозможно, особенно работнику правоохра­нительной системы, которому по долгу службы нередко приходится сталкиваться с негативными сторонами жизни общества. Эмоциональное состояние человека су­щественно влияет на его речь: могут появиться мышечные зажимы, вплоть до спаз­мов речевой мускулатуры, или, наоборот, эмоциональное возбуждение, при кото­ром изменяется большинство параметров речи: ее скорость, громкость, средняя продолжительность отрывков, произносимых без паузы, время. ответа, словарное разнообразие, количество жестов, ошибок, оговорок, тон и модуляция голоса. К сожалению, многие люди не задумываются над своей интонацией — и совершен­но напрасно, так как она может быть заискивающей или командной, слишком оп­тимистичной или недовольной, брюзгливой и т. д.

По утверждению В. М. Шепеля, интонирование и паузы способствуют приращиванию информации до 10-15 %, что вытекает из особенностей восприятия.

Речь должна быть в достаточной мере экспрессивной (эмоционально-напря­женной) — не следует стоять неподвижно, полезно использовать жестикуляцию. То же относится и к живой мимике, — застывшее лицо оратора не внушает доверия и оставляет впечатление напряженности.