Файл: Американская модель менеджмента (Факторы, повлиявшие на формирование американского менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Факторы, повлиявшие на формирование американского менеджмента
1.1. Основатели американской модели менеджмента
2. Корпорация как основная форма предпринимательства
2.1. Стратегический менеджмент
2.2. Пратисипативное управление, форма привлечения рабочих
Введение
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других областях, с учетом всей специфики и особенности отраслей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и часто игнорируя зарубежный опыт управления.
При этом в Америке опыт ведения бизнеса и менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто только начал свою работу в этой сфере. Создание собственной модели менеджмента требует изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике и использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и практики американский менеджмент был и остается наиболее сильной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил Соединенным Штатам Америки занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме этого, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня не напрасно, влияние на развитие теории, практики очень велико. При этом не зачем слепо следовать выводам американцев, но знать их идеи, безусловно необходимо.
Собственно таким образом и объясняется актуальность изучения истории американского менеджмента и написание этой работа, мотивом которой стало углубление в основы становление менеджмента.
1.Факторы, повлиявшие на формирование американского менеджмента
Управление как наука, возникла в Штатах в начале 20го века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых: демократичность страны, стремление граждан, к труду, высокий уровень образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику.
Основателем научного менеджмента считается Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915).
Называемые «реформаторы труда», куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание: проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, социально культурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например улучшение трудовой морали, комфорта на производстве для рабочих, жилищных условий, социального страхования, ухода за нуждающимися и престарелыми.
Американский менеджмент формировался с конца 19го по начало 20 века в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.
В 19 веке в штатах усиливается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам.
Предприятия-гиганты начинают нуждаться в рациональной организации труда, в четкой взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Индустриальная революция 17-18 веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и возрастала современная система акционерного капитала. Владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен тысячами акционеров. Появилась новая, диверсифицированная форма собственности. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько сторонних наемных менеджеров.
Однако под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узком техническом смысле понимался как контроль за реализацией. Каждый процесс производства выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (подразделение или отдел), а общие координационные функции отдаются менеджерам.
Таким образом важно отметить закономерность, в начале собственник и менеджер представлены в одном лице, затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.
Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь разделяется и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные способы координирования, в частности и систему принятия решений, цели политики компании и другие.
Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.
1.1. Основатели американской модели менеджмента
Основоположником науки управления считается американский инженер ,исследователь Ф. Тейлор (1856-1915). Предложенная им система организации труда и управленческих систем вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления.
Тейлор создал такую теорию как «Тейлоризм» - теория управления или научная организация труда, проанализировавшая и обобщившая рабочие процессы. Её основной целью было повышение экономической эффективности и производительности труда рабочих. Использование данного подхода было одной из первых попыток применить теоретическую науку для конструирования процессов и управления.
Характеристика системы- ее реализация с помощью определенных средств, применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:
- Определение и точный учет рабочего времени и решение в проблемы нормирования труда;
- Подбор функциональных мастеров – по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово – распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
- Введение инструкционных карт;
- Дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата)
- Калькуляция
Главная идея Ф.Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, которая осуществляться должна по разработанным методам и мероприятиям. Необходимо проектировать,нормировать,стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Научное управление по Тейлору сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации, есть начиная с самого начала организационной деятельности. Тейлор и его помощники проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущность работающих, для установления рабочих дефиниций. И следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.
Также был ещё один представитель американского менеджмента, точнее ее «организационной школы» Г.Форд. Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г.Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология.
Основные идеи Г.Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» 1922г., «Сегодня, завтра» 1926г., «Движение вперед»1930г., «Эдисон, каким я его знал»1930г.
Основные принципы системы Г. Форда:
- Массовое изготовление продукции на конвейере;
- Непрерывность и подвижность процесса производства;
- Максимальный темп работы;
- Новая технология на основе поточного производства;
- Точность как стандарт и качество продукции;
- Определяющая роль технологической системы;
- Экономический эффект системы;
- Не быть зависимым от человека, его слабостей и потребностей.
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета Г.Мюнстербергом. В 20-30е годы зародилась школа человеческих отношений. Возникновение теории «Человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Основоположником этой американской школы стал Элтон Мэйо (1880-1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.
Чтобы доказать, что его идеи верны для этого Э. Мэйо проводит эксперимент ставший впоследствии на слуху. Объектом этого исследования были шесть девушек которые составляли бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении 5 лет проводились изменения в режимах их работы, оплате, и их питание. Сотрудница внушали, что их труд Немет большую ценность для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменение в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены. В следствии такого опыта обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, а при ещё и продолжал рости.. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы-личные и групповые.
Представители этой школы разработали свой инструмент управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения, условия работы, отношения руководителя с подчинённым, стиль руководства, мотивация труда, психологический климат в коллективе и его улучшение.
Один из важнейших выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает в себя множество человеческих качеств и знаний, таких как дисциплину и психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.
Большо значение для ученных, которые ведут работу со школой, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, которые углубились в эти проблемы: А.Маслоу, Д..Макклеланда, Ф. Герцбергера и К.Альдерфера. Наиболее развита структура мотивации представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Д.Макгрегором. Он внес значительный вклад в развитие теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
2. Корпорация как основная форма предпринимательства
В 1932 году была опубликована книга «Современная корпорациям частная собственность», ее выпуск оказал влияние на становление теории корпорации, а написали книгу А.Берли и М.Минз. Таким образом корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально кол-во принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала и они полностью контролировали деятельность рабочих.
По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею. Американский профессор отмечал «возникновение новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам. В американском менеджменте и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.
В Штатах интерес к корпоративному управлению стал возрастать. Этому способствовал ряд факторов:
- увеличение институциональных инвестиций в стране, усиление государственного контроля в Соединённых Штатах Америки с предоставлением права голоса на ежегодных общих собраниях акционеров некоторым институциональным инвесторам;
- деятельность по поглощению корпораций во второй половине 80х;
- Очень высокие оклады исполнительных директоров во многих корпорациях США и растущее чувство утраты конкурентоспособности по отношению к немецким и японским коллегам.
Американская модель менеджмента применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и других странах. Она характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых то есть не связанных с корпорацией акционеров, а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и между ними.