Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Разработана и принята» Педагогическим советомГБОУ школа № 129Красногвардейского районаСанкт-Петербурга«__27___»_августа___2020_ годПротокол № 10 | | «Утверждаю»ДиректорГосударственного бюджетногообщеобразовательного учреждениясредней общеобразовательной школы № 129 Красногвардейского районаСанкт-Петербурга_______________(Заржевская И.А.)«__27___»_августа___2020_ годПриказ № 87 |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Направление деятельности: общеинтеллектуальное
Класс: 6 «А» (11-12 лет)
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Составитель:
Клеверова Татьяна Михайловна
Оглавление
«Разработана и принята» Педагогическим советом 1
ГБОУ школа № 129 1
Красногвардейского района 1
Санкт-Петербурга 1
«__27___»_августа___2020_ год 1
Протокол № 10 1
«Утверждаю» 1
Директор 1
Государственного бюджетного 1
общеобразовательного учреждения 1
средней общеобразовательной школы № 129 Красногвардейского района 1
Санкт-Петербурга 1
_______________(Заржевская И.А.) 1
«__27___»_августа___2020_ год 1
Приказ № 87 1
1.Пояснительная записка 4
1.1.Нормативно-правовая база 4
1.2.Назначение программы 4
1.3.Актуальность и перспектива курса 4
1.4.Возрастная группа обучающихся 5
1.5.Объём часов, отпущенных на занятия 5
1.6.Цели и задачи реализации программы 5
1.7.Формы и методы работы 6
2.Учебно-тематический план 6
2.1.Перечень основных разделов, блоков и тем программы 6
3.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности 8
3.1.Личностные результаты 8
3.2.Метапредметные результаты 8
3.3.Предметные результаты 10
3.4.Формы подведения итогов 10
4.Календарно-тематическое планирование 10
5.Информационно-методическое обеспечение 14
5.1.Список литературы 14
5.2.Цифровые образовательные ресурсы 15
-
Пояснительная записка
-
Нормативно-правовая база
-
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, с изменениями и дополнениями от 22 мая 2019 года; -
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года, № 1577; -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; -
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»; -
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03- 296; -
Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы №129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
-
Назначение программы
Назначение рабочей программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» заключается в возможности развития одарённости обучающихся, позволяет ученикам получить не только полезные теоретические знания, но и практические приёмы решения различных задач.
-
Актуальность и перспектива курса
Перспектива курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» заключается в развитии личности обучающихся и является одной из важных составляющих работы с одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем.
Направление программы – обще интеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
-
Возрастная группа обучающихся
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» предназначена для обучающихся 6-х классов (11-12 лет).
-
Объём часов, отпущенных на занятия
Программа рассчитана на 1 год обучения (по 1 часу в неделю), в объёме 34 учебных часов. В программе 10 часов – теория, 24 часов – практика. Срок реализации программы сентябрь – май.
-
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Реализация программы возможна с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Задачи программы:
Обучающие: расширение и углубление знаний по предмету;
Воспитывающие: пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
Развивающие: развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
Дополнительные задачи курса:
-
раскрытие творческих способностей учащихся; -
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи); -
решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности; -
формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям; -
специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач; -
работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
-
Формы и методы работы
Формы работы в рамках реализации курса – комбинированное тематическое занятие:
-
Выступление учителя или кружковца. -
Самостоятельное решение задач по избранной теме. -
Разбор решения задач (обучение решению задач). -
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений. -
Ответы на вопросы учащихся.
Большая часть работы с обучающимися отводится практическим занятиям:
-
Конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады, игры. -
Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок. -
Изготовление моделей для уроков математики. -
Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой. -
Просмотр видеофильмов по математике.
К основным методам работы относятся: традиционные (словестные, практические и наглядные) и инновационные (элементы ТРИЗ и метод игрового обучения)
На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.
-
Учебно-тематический план
-
Перечень основных разделов, блоков и тем программы
В большинстве случаев содержание занятий непосредственно следует из указанной темы конкретного занятия. Отбор тех или иных задач для рассмотрения на занятии определяется исключительно педагогом, ведущим внеурочную деятельность в соответствии с уровнем базовой математической подготовки учащихся, а также уровнем их мотивации и потенциальной одаренности. Весьма обширный список предлагаемой литературы без труда позволит педагогу наполнить занятие содержательными задачами сообразно своему вкусу и интересам учащихся.
Вместе с тем руководитель, реализующий программу внеурочной деятельности, должен придерживаться следующих основных правил:
-
Неправильно заниматься с обучающимися одной темой в течение продолжительного промежутка времени, даже в рамках одного занятия полезно иногда сменить направление деятельности, при этом необходимо постоянно возвращаться к пройденному. Это целесообразно делать, предлагая задачи по данной теме в устных и письменных олимпиадах и других соревнованиях. -
В каждой теме необходимо выделить несколько основных логических «вех» и добиваться безусловного понимания (а не зазубривания!) этих моментов учащимися. -
Необходимо постоянно обращаться к нестандартным и «спортивным» формам проведения занятий, не забывая при этом подробно разбирать все предлагаемые на них задания; необходимо использовать на занятиях развлекательные и шуточные задачи.
Подчеркивая, что подготовка и проведение занятий – это творческий процесс, в который вовлекается педагог, тем не менее, обратим внимание на ряд наиболее важных тем.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | ||||
теория | практика | ||||||
Раздел 1 | Математические игры | 5 | 1 | 4 | |||
1 | Разгадывание ребусов. | 1 | | 1 | |||
2 | Составление и расшифровка шифров | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
3 | Составление и расшифровка шифров | 1 | | 1 | |||
4 | Задачи «сказочного» содержания. | 1 | | 1 | |||
5 | Задачи на перебор (с практическим содержанием) | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Раздел 2 | Числовые задачи | 4 | 1 | 3 | |||
6 | Задачи на целое и его части. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
7 | Задачи про цифры. | 1 | | 1 | |||
8 | Задачи типа: «Что больше?», «Сколько же?». | 1 | | 1 | |||
9 | Числовые выражения. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Раздел 3 | Задачи на четность | 4 | 1 | 3 | |||
10 | Задачи на свойства делимости. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
11 | Задачи на свойства делимости. | 1 | | 1 | |||
12 | Четность и нечетность чисел. | 1 | | 1 | |||
13 | Задачи на доказательство. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Раздел 4 | Логические задачи | 5 | 2 | 3 | |||
14 | Решение логических задач | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
15 | Решение логических задач | 1 | | 1 | |||
16 | Решение логических задач (геометрического типа) | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
17 | Решение логических задач с практическим содержанием | 1 | 1 | | |||
18 | Решение логических задач с практическим содержанием | 1 | | 1 | |||
Раздел 5 | Задачи на делимость чисел | 4 | 1 | 3 | |||
19 | Использование признаков делимости для решения задач. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
20 | Простые и составные числа. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
21 | Простые и составные числа. | 1 | | 1 | |||
22 | Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги. | 1 | | 1 | |||
Раздел 6 | Геометрия в пространстве | 4 | 1 | 3 | |||
23 | Понятие плоскости. Задачи со спичками | 1 | | 1 | |||
24 | Задачи с развертками | 1 | | 1 | |||
25 | Задачи на разрезание и склеивание | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
26 | Задачи на кубы | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
Раздел 7 | Текстовые задачи | 5 | 2 | 3 | |||
27 | Решение различных текстовых задач | 1 | 1 | | |||
28 | Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения) | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
29 | Решение различных текстовых задач | 1 | | 1 | |||
30 | Решение различных текстовых задач (поиск наиболее рациональных способов решения) | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
31 | Решение различных текстовых задач | 1 | | 1 | |||
Раздел 8 | Старинные задачи | 3 | 1 | 2 | |||
32 | Старинные меры веса и длины | 1 | 1 | | |||
33 | Решение старинных задач | 1 | | 1 | |||
34 | Решение старинных задач | 1 | | 1 | |||
Общее количество часов | 34 | 10 | 24 |