Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга


«Разработана и принята» Педагогическим советом

ГБОУ школа № 129

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

«__27___»_августа___2020_ год




Протокол № 10



«Утверждаю»

Директор

Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 129 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

_______________(Заржевская И.А.)

«__27___»_августа___2020_ год

Приказ № 87



Рабочая программа

по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Направление деятельности: общеинтеллектуальное
Класс: 6 «А» (11-12 лет)

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год


Составитель:

Клеверова Татьяна Михайловна


Оглавление





«Разработана и принята» Педагогическим советом 1

ГБОУ школа № 129 1

Красногвардейского района 1

Санкт-Петербурга 1

«__27___»_августа___2020_ год 1

Протокол № 10 1

«Утверждаю» 1

Директор 1

Государственного бюджетного 1

общеобразовательного учреждения 1

средней общеобразовательной школы № 129 Красногвардейского района 1

Санкт-Петербурга 1

_______________(Заржевская И.А.) 1

«__27___»_августа___2020_ год 1

Приказ № 87 1

1.Пояснительная записка 4

1.1.Нормативно-правовая база 4

1.2.Назначение программы 4

1.3.Актуальность и перспектива курса 4

1.4.Возрастная группа обучающихся 5

1.5.Объём часов, отпущенных на занятия 5

1.6.Цели и задачи реализации программы 5

1.7.Формы и методы работы 6

2.Учебно-тематический план 6

2.1.Перечень основных разделов, блоков и тем программы 6

3.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности 8

3.1.Личностные результаты 8

3.2.Метапредметные результаты 8

3.3.Предметные результаты 10

3.4.Формы подведения итогов 10

4.Календарно-тематическое планирование 10

5.Информационно-методическое обеспечение 14

5.1.Список литературы 14

5.2.Цифровые образовательные ресурсы 15



  1. Пояснительная записка

    1. Нормативно-правовая база


  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного  врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, с изменениями и дополнениями от 22 мая 2019 года;

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года, № 1577;

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;

  6. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. 03- 296;

  7. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы №129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
    1. Назначение программы


Назначение рабочей программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» заключается в возможности развития одарённости обучающихся, позволяет ученикам получить не только полезные теоретические знания, но и практические приёмы решения различных задач.
    1. Актуальность и перспектива курса


Перспектива курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» заключается в развитии личности обучающихся и является одной из важных составляющих работы с одаренными детьми и с мотивированными детьми, которые подают надежды на проявление способностей в области математики в будущем.



Направление программы – обще интеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.

Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
    1. Возрастная группа обучающихся


Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» предназначена для обучающихся 6-х классов (11-12 лет).
    1. Объём часов, отпущенных на занятия


Программа рассчитана на 1 год обучения (по 1 часу в неделю), в объёме 34 учебных часов. В программе 10 часов – теория, 24 часов – практика. Срок реализации программы сентябрь – май.
    1. Цели и задачи реализации программы


Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Реализация программы возможна с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Задачи программы:

Обучающие: расширение и углубление знаний по предмету;

Воспитывающие: пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;

Развивающие: развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

Дополнительные задачи курса:

  • раскрытие творческих способностей учащихся;

  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);

  • решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

  • специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;

  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.




    1. Формы и методы работы


Формы работы в рамках реализации курса – комбинированное тематическое занятие:

  • Выступление учителя или кружковца.

  • Самостоятельное решение задач по избранной теме.

  • Разбор решения задач (обучение решению задач).

  • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений.

  • Ответы на вопросы учащихся.


Большая часть работы с обучающимися отводится практическим занятиям:

  • Конкурсы и соревнования по решению математических задач, олимпиады, игры.

  • Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.

  • Изготовление моделей для уроков математики.

  • Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.

  • Просмотр видеофильмов по математике.


К основным методам работы относятся: традиционные (словестные, практические и наглядные) и инновационные (элементы ТРИЗ и метод игрового обучения)

На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.
  1. Учебно-тематический план




    1. Перечень основных разделов, блоков и тем программы


В большинстве случаев содержание занятий непосредственно следует из указанной темы конкретного занятия. Отбор тех или иных задач для рассмотрения на занятии определяется исключительно педагогом, ведущим внеурочную деятельность в соответствии с уровнем базовой математической подготовки учащихся, а также уровнем их мотивации и потенциальной одаренности. Весьма обширный список предлагаемой литературы без труда позволит педагогу наполнить занятие содержательными задачами сообразно своему вкусу и интересам учащихся.

Вместе с тем руководитель, реализующий программу внеурочной деятельности, должен придерживаться следующих основных правил:

  • Неправильно заниматься с обучающимися одной темой в течение продолжительного промежутка времени, даже в рамках одного занятия полезно иногда сменить направление деятельности, при этом необходимо постоянно возвращаться к пройденному. Это целесообразно делать, предлагая задачи по данной теме в устных и письменных олимпиадах и других соревнованиях.

  • В каждой теме необходимо выделить несколько основных логических «вех» и добиваться безусловного понимания (а не зазубривания!) этих моментов учащимися.

  • Необходимо постоянно обращаться к нестандартным и «спортивным» формам проведения занятий, не забывая при этом подробно разбирать все предлагаемые на них задания; необходимо использовать на занятиях развлекательные и шуточные задачи.


Подчеркивая, что подготовка и проведение занятий – это творческий процесс, в который вовлекается педагог, тем не менее, обратим внимание на ряд наиболее важных тем.




Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

теория

практика

Раздел 1

Математические игры

5

1

4

1

Разгадывание ребусов.

1




1

2

Составление и расшифровка шифров

1

0,5

0,5

3

Составление и расшифровка шифров

1




1

4

Задачи «сказочного» содержания.

1




1

5

Задачи на перебор (с практическим содержанием)

1

0,5

0,5

Раздел 2

Числовые задачи

4

1

3

6

Задачи на целое и его части.

1

0,5

0,5

7

Задачи про цифры.

1




1

8

Задачи типа: «Что больше?», «Сколько же?».

1




1

9

Числовые выражения.

1

0,5

0,5

Раздел 3

Задачи на четность

4

1

3

10

Задачи на свойства делимости.

1

0,5

0,5

11

Задачи на свойства делимости.

1




1

12

Четность и нечетность чисел.

1




1

13

Задачи на доказательство.

1

0,5

0,5

Раздел 4

Логические задачи

5

2

3

14

Решение логических задач

1

0,5

0,5

15

Решение логических задач

1




1

16

Решение логических задач (геометрического типа)

1

0,5

0,5

17

Решение логических задач с практическим содержанием

1

1




18

Решение логических задач с практическим содержанием

1




1

Раздел 5

Задачи на делимость чисел

4

1

3

19

Использование признаков делимости для решения задач.

1

0,5

0,5

20

Простые и составные числа.

1

0,5

0,5

21

Простые и составные числа.

1




1

22

Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги.

1




1

Раздел 6

Геометрия в пространстве

4

1

3

23

Понятие плоскости. Задачи со спичками

1




1

24

Задачи с развертками

1




1

25

Задачи на разрезание и склеивание

1

0,5

0,5

26

Задачи на кубы

1

0,5

0,5

Раздел 7

Текстовые задачи

5

2

3

27

Решение различных текстовых задач

1

1




28

Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения)

1

0,5

0,5

29

Решение различных текстовых задач

1




1

30

Решение различных текстовых задач (поиск наиболее рациональных способов решения)

1

0,5

0,5

31

Решение различных текстовых задач

1




1

Раздел 8

Старинные задачи

3

1

2

32

Старинные меры веса и длины

1

1




33

Решение старинных задач

1




1

34

Решение старинных задач

1




1

Общее количество часов

34

10

24