Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
-
Личностные результаты
-
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
-
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
-
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи. -
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов. -
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. -
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. -
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста. -
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
-
Регулятивные УУД:
-
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. -
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. -
Составлять план решения проблемы (задачи). -
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. -
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
-
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. -
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. -
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. -
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. -
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). -
Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
-
Предметные результаты
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
-
познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике; -
познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач; -
освоить логические приемы, применяемые при решении задач; -
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию -
познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков. -
расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни; -
познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях; -
познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности; -
приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач; -
приобрести опыт презентации собственного продукта.
-
Формы подведения итогов
Подведение итогов внеурочной деятельности проходит в следующих формах: публичное выступление, создание собственных видеороликов, защита проектов, проведение самопрезентации, математическая игра.
-
Календарно-тематическое планирование
Разделы программы | № | Темы занятий | Формы проведения занятий | Планируемый результат | Кол-во часов | Даты проведения | |
по плану | по факту | ||||||
Математические игры | 1 | Разгадывание ребусов. | Беседа, практикум | Получение знаний о математике, ее значении в жизни человека и ее связях с другими науками | 1 | | |
2 | Составление и расшифровка шифров | Обсуждение практикум | Повторение свойств сложения и умножения натуральных чисел. | 1 | | | |
3 | Составление и расшифровка шифров | Обсуждение практикум | Научиться строить схемы, учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им | 1 | | | |
4 | Задачи «сказочного» содержания. | Обсуждение практикум | Выделять характерные причинно-следственные связи | 1 | | | |
5 | Задачи на перебор (с практическим содержанием) | Практикум соревнование | Выделять характерные причинно-следственные связи | 1 | | | |
Числовые задачи | 6 | Задачи на целое и его части. | Обсуждение практикум | Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | 1 | | |
7 | Задачи про цифры. | Обсуждение практикум | Выполнять вычитание с помощью натурального ряда; вычитать натуральные числа. | 1 | | | |
8 | Задачи типа: «Что больше?», «Сколько же?». | Обсуждение практикум | Использовать разные источники информации в т.ч. интернет | 1 | | | |
9 | Числовые выражения. | Практикум соревнование | Используя свойства арифметических действий, решать задачи связанные с числовыми выражениями | 1 | | | |
Задачи на четность | 10 | Задачи на свойства делимости. | Обсуждение практикум | Применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений. | 1 | | |
11 | Задачи на свойства делимости. | Обсуждение практикум | Применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений. | 1 | | | |
12 | Четность и нечетность чисел. | Обсуждение практикум | Делать умозаключения (по аналогии) и выводы | 1 | | | |
13 | Задачи на доказательство. | Практикум соревнование | Обобщить знания делимости чисел, свойств арифметических чисел. | 1 | | | |
Логические задачи | 14 | Решение логических задач | Обсуждение практикум | Познакомиться со способами решения логических задач | 1 | | |
15 | Решение логических задач | Обсуждение практикум | Познакомиться со способом решения задач от обратного | 1 | | | |
16 | Решение логических задач (геометрического типа) | Исследовательская работа | Научиться применять графы для решения логических задач | 1 | | | |
17 | Решение логических задач с практическим содержанием | Исследовательская работа | Научиться решать геометрические задачи методом упорядоченного перебора | 1 | | | |
18 | Решение логических задач с практическим содержанием | Исследовательская работа | Овладеть навыками решения логических задач | 1 | | | |
Задачи на делимость чисел | 19 | Использование признаков делимости для решения задач. | Обсуждение практикум | Познакомятся с признаками делимости на 4, 6, 18, 15 | 1 | | |
20 | Простые и составные числа. | Обсуждение практикум | Научиться применять признаки делимости для решения задач практического содержания | 1 | | | |
21 | Простые и составные числа. | Обсуждение практикум | Отработать понятия простого и составного числа | 1 | | | |
22 | Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги. | Обсуждение практикум | Использовать делимость чисел при решении практических задач в том числе и геометрических | 1 | | | |
Геометрия в пространстве | 23 | Понятие плоскости. Задачи со спичками | Беседа моделирование | Получить представление о плоскости и нахождении фигур в одной плоскости. | 1 | | |
24 | Задачи с развертками | Беседа моделирование | Строить схемы и модели для решения задач | 1 | | | |
25 | Задачи на разрезание и склеивание | Беседа моделирование | Строить схемы и модели для решения задач | 1 | | | |
26 | Задачи на кубы | Беседа моделирование | Научиться решать задачи | 1 | | | |
Текстовые задачи | 27 | Решение различных текстовых задач | Обсуждение практикум | Научиться решать задачи «на части». | 1 | | |
28 | Решение различных текстовых задач | Обсуждение практикум | Решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности с помощь схем и рассуждений | 1 | | | |
29 | Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения) | Обсуждение практикум | Рассмотреть варианты решений одной и той же задачи разными способами | 1 | | | |
30 | Решение различных текстовых задач (поиск наиболее рациональных способов решения) | Обсуждение практикум | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | 1 | | | |
31 | Решение различных текстовых задач | Практикум соревнование | Научиться решать задачи с конца. | 1 | | | |
Старинные задачи | 32 | Старинные меры веса и длины | Исследовательская работа | Познакомиться со старинными задачами и некоторыми старинными единицами длины и веса | 1 | | |
33 | Решение старинных задач | Обсуждение практикум | Научиться решать задачи нестандартного вида | 1 | | | |
34 | Решение старинных задач | Обсуждение практикум | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | 1 | | |
-
Информационно-методическое обеспечение
-
Список литературы
-
Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. – М.: Илекса, 2011. -
Вакульчик П.А. Сборник нестандартных задач. – Минск: БГУ, 2001. -
Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Математический кружок. Первый год. – Л.: С-Петербургский дворец творчества юных, 1992. -
Екимова М.А., Кукин Г.П. задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2005. -
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1979. -
Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. – М.: МЦНМО, 2015. -
Математический кружок. Первый год обучения, 5-6 классы (Коллектив авторов). – М.: Изд. АПН СССР, 1991. -
Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. – М.: Изд. дом «Искатель», 1999. -
Столяр А. А. Зачем и что мы доказываем в математике. – Минск: Народная асвета, 1987. -
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 кл. – М.: Просвещение, 2001. -
Шейкина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.
Дополнительная литература
-
Спивак А.В. Математический кружок. – М.: МЦНМО, 2015. -
Гарднер М. А ну-ка догадайся! – М.: Мир, 1984. -
Гарднер М. Есть идея! – М.: Мир, 1982. -
Гарднер М. Крестики-нолики. – М.: Мир, 1988. -
Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1971. -
Гарднер М. Математические досуги. – М.: Мир, 1972. -
Гарднер М. Математические новеллы. – М.: Мир, 1974. -
Гарднер М. Путешествие по времени. – М.: Мир, 1990. -
Гик Е.Я. Замечательные математические игры. – М.: Знание, 1987. -
Кноп К. А. Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам. - М., МЦНМО, 2011. -
Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М., ГИФМЛ, 1958. -
Линдгрен Г. Занимательные задачи на разрезание. – М.: Мир, 1977. -
Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Учпедгиз, 1961. -
Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. – М.: Наука, 1975. -
Пойа Д. Математическое открытие. – М.: Наука, 1970. -
Радемахер Г.Р., Теплиц О. Числа и фигуры. – М.: Физматгиз, 1962. -
Смаллиан Р. Алиса в стране Смекалки – М.: Мир, 1987. -
Смаллиан Р. Как же называется эта книга? – М.: Мир, 1981. -
Смаллиан Р. Принцесса или тигр? – М.: Мир, 1985. -
Смыкалова Е.В. Необычный урок математики. – СПб.: СМИО Пресс, 2007. -
Уфнаровский В.Л. Математический аквариум. – Кишинев: Штиинца, 1987. -
Фарков А.В. Математические олимпиады: методика подготовки 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2012.
-
Цифровые образовательные ресурсы
-
Виртуальная галерея -
Обучающие видеоролики -
Презентации -
Интерактивная образовательная игра
Санкт-Петербург
2020