Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

    1. Личностные результаты


Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

    1. Метапредметные результаты


Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

      1. Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.

  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.




      1. Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.





      1. Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
    1. Предметные результаты


Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  • познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;

  • познакомиться с нестандартными методами решения различных математических задач;

  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию

  • познакомиться с историей развития математической науки, биографией известных ученых-математиков.

  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;

  •  познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях;

  • познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;

  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;

  • приобрести опыт презентации собственного продукта.



    1. Формы подведения итогов


Подведение итогов внеурочной деятельности проходит в следующих формах: публичное выступление, создание собственных видеороликов, защита проектов, проведение самопрезентации, математическая игра.



  1. Календарно-тематическое планирование





Разделы программы



Темы занятий

Формы проведения занятий

Планируемый результат

Кол-во часов

Даты проведения

по плану

по факту

Математические игры

1

Разгадывание ребусов.

Беседа, практикум

Получение знаний о математике, ее значении в жизни человека и ее связях с другими науками

1







2

Составление и расшифровка шифров

Обсуждение

практикум

Повторение свойств сложения и умножения натуральных чисел.

1







3

Составление и расшифровка шифров

Обсуждение

практикум

Научиться строить схемы, учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им

1







4

Задачи «сказочного» содержания.

Обсуждение

практикум

Выделять характерные причинно-следственные связи

1







5

Задачи на перебор (с практическим содержанием)

Практикум соревнование

Выделять характерные причинно-следственные связи

1







Числовые задачи

6

Задачи на целое и его части.

Обсуждение

практикум

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

1







7

Задачи про цифры.

Обсуждение

практикум

Выполнять вычитание с помощью натурального ряда; вычитать натуральные числа.

1







8

Задачи типа: «Что больше?», «Сколько же?».

Обсуждение

практикум

Использовать разные источники информации в т.ч. интернет

1







9

Числовые выражения.

Практикум соревнование

Используя свойства арифметических действий, решать задачи связанные с числовыми выражениями

1







Задачи на четность

10

Задачи на свойства делимости.

Обсуждение

практикум

Применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений.

1







11

Задачи на свойства делимости.

Обсуждение

практикум

Применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений.

1







12

Четность и нечетность чисел.

Обсуждение

практикум

Делать умозаключения (по аналогии) и выводы

1







13

Задачи на доказательство.

Практикум соревнование

Обобщить знания делимости чисел, свойств арифметических чисел.

1







Логические задачи

14

Решение логических задач

Обсуждение

практикум

Познакомиться со способами решения логических задач

1







15

Решение логических задач

Обсуждение

практикум

Познакомиться со способом решения задач от обратного

1







16

Решение логических задач (геометрического типа)

Исследовательская работа

Научиться применять графы для решения логических задач


1







17

Решение логических задач с практическим содержанием

Исследовательская работа

Научиться решать геометрические задачи методом упорядоченного перебора

1







18

Решение логических задач с практическим содержанием

Исследовательская работа

Овладеть навыками решения логических задач

1







Задачи на делимость чисел

19

Использование признаков делимости для решения задач.

Обсуждение

практикум

Познакомятся с признаками делимости на 4, 6, 18, 15

1







20

Простые и составные числа.

Обсуждение

практикум

Научиться применять признаки делимости для решения задач практического содержания

1







21

Простые и составные числа.

Обсуждение

практикум

Отработать понятия простого и составного числа

1







22

Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги.

Обсуждение

практикум

Использовать делимость чисел при решении практических задач в том числе и геометрических

1







Геометрия в пространстве

23

Понятие плоскости. Задачи со спичками

Беседа

моделирование

Получить представление о плоскости и нахождении фигур в одной плоскости.

1







24

Задачи с развертками

Беседа

моделирование

Строить схемы и модели для решения задач

1







25

Задачи на разрезание и склеивание

Беседа

моделирование

Строить схемы и модели для решения задач

1







26

Задачи на кубы

Беседа

моделирование

Научиться решать задачи

1







Текстовые задачи

27

Решение различных текстовых задач

Обсуждение

практикум

Научиться решать задачи «на части».

1







28

Решение различных текстовых задач

Обсуждение

практикум

Решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности с помощь схем и рассуждений

1







29

Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения)

Обсуждение

практикум

Рассмотреть варианты решений одной и той же задачи разными способами

1







30

Решение различных текстовых задач (поиск наиболее рациональных способов решения)

Обсуждение

практикум

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий


1







31

Решение различных текстовых задач

Практикум соревнование

Научиться решать задачи с конца.


1







Старинные задачи

32

Старинные меры веса и длины

Исследовательская работа

Познакомиться со старинными задачами и некоторыми старинными единицами длины и веса

1







33

Решение старинных задач

Обсуждение

практикум

Научиться решать задачи нестандартного вида

1







34

Решение старинных задач

Обсуждение

практикум

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

1









  1. Информационно-методическое обеспечение




    1. Список литературы


  1. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. – М.: Илекса, 2011.

  2. Вакульчик П.А. Сборник нестандартных задач. – Минск: БГУ, 2001.

  3. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Математический кружок. Первый год. – Л.: С-Петербургский дворец творчества юных, 1992.

  4. Екимова М.А., Кукин Г.П. задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2005.

  5. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1979.

  6. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. – М.: МЦНМО, 2015.

  7. Математический кружок. Первый год обучения, 5-6 классы (Коллектив авторов). – М.: Изд. АПН СССР, 1991.

  8. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5 классе. – М.: Изд. дом «Искатель», 1999.

  9. Столяр А. А. Зачем и что мы доказываем в математике. – Минск: Народная асвета, 1987.

  10. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 кл. – М.: Просвещение, 2001.

  11. Шейкина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: НЦ ЭНАС, 2003.


Дополнительная литература

  1. Спивак А.В. Математический кружок. – М.: МЦНМО, 2015.

  2. Гарднер М. А ну-ка догадайся! – М.: Мир, 1984.

  3. Гарднер М. Есть идея! – М.: Мир, 1982.

  4. Гарднер М. Крестики-нолики. – М.: Мир, 1988.

  5. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1971.

  6. Гарднер М. Математические досуги. – М.: Мир, 1972.

  7. Гарднер М. Математические новеллы. – М.: Мир, 1974.

  8. Гарднер М. Путешествие по времени. – М.: Мир, 1990.

  9. Гик Е.Я. Замечательные математические игры. – М.: Знание, 1987.

  10. Кноп К. А. Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам. - М., МЦНМО, 2011.

  11. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М., ГИФМЛ, 1958.

  12. Линдгрен Г. Занимательные задачи на разрезание. – М.: Мир, 1977.

  13. Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Учпедгиз, 1961.

  14. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. – М.: Наука, 1975.

  15. Пойа Д. Математическое открытие. – М.: Наука, 1970.

  16. Радемахер Г.Р., Теплиц О. Числа и фигуры. – М.: Физматгиз, 1962.

  17. Смаллиан Р. Алиса в стране Смекалки – М.: Мир, 1987.

  18. Смаллиан Р. Как же называется эта книга? – М.: Мир, 1981.

  19. Смаллиан Р. Принцесса или тигр? – М.: Мир, 1985.

  20. Смыкалова Е.В. Необычный урок математики. – СПб.: СМИО Пресс, 2007.

  21. Уфнаровский В.Л. Математический аквариум. – Кишинев: Штиинца, 1987.

  22. Фарков А.В. Математические олимпиады: методика подготовки 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2012.




    1. Цифровые образовательные ресурсы


    1. Виртуальная галерея

    2. Обучающие видеоролики

    3. Презентации

    4. Интерактивная образовательная игра




Санкт-Петербург

2020