Файл: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. В зависимости от степени участия в производстве:

– функционирующие (работающие) нематериальные активы, предприятие при их использовании получает доход в настоящем;

– нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы, которые не используются по каким–либо причинам в настоящее время, но могут использоваться в будущем.

2. По степени отчуждения:

– отчуждаемые, которые полностью передаются при их продаже, передаче, аренде;

– неотчуждаемые, которые остаются в собственности предприятия владельца при частичной передаче прав на их использование.

3. По степени влияния на финансовые результаты организации:

– объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счета внедрения их в эксплуатацию;

– объекты нематериальных активов, которые опосредованно влияют на финансовые результаты.

4. По степени правовой защищённости:

– нематериальные активы, которые защищаются охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями);

– нематериальные активы, не зачищенные охранными документами.

5. По степени вложения индивидуального труда работников данного предприятия:

– единоличные – то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями организации;

– паевые – то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях;

– приобретённые со стороны – то есть объекты нематериальных активов, полученные от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.

Таким образом, особенность нематериальных активов состоит в том, что они используются предприятием в хозяйственной деятельности с целью извлечения дохода в течение длительного периода времени и они не имеют вещественно–натуральной формы [4].

Объектом нематериальных активов является положительная репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод.

Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как доходы будущих периодов.

Ценность организации может быть определена в виде разницы между покупной ценой организации и стоимостью и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.


Прочие нематериальные активы – лицензии на осуществление вида деятельности, на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.

В настоящее время понятие «нематериальные активы» не только вошло в теорию российского бухгалтерского учета, но и стало применяться на практике. На современном этапе развития общества нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета в нашей стране, требующий дальнейшего изучения.


1.3 Оценка нематериальных активов предприятия
Нематериальные активы (НМА) – это часть внеоборотных активов организации, не имеющие материального выражения, используемых длительное время (свыше 12 месяцев) и приносящих доход.

В соответствии с п. 3 ПБУ 14/2000 (6, стр. 158) к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

– не имеет материально-вещественной (физической) структуры;

– может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;

– предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

– используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

– не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

– способно приносить организации экономическую выгоду;

– имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и др.).

Выделяют 4 вида нематериальных активов:

– Интеллектуальная собственность

В соответствии со статьей 1225 ГК РФ, признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.);

– Имущественные права – права пользования земельными участками, природными ресурсами, водными объектами. Подтверждением таких прав служит договор аренды, лицензия и т.п;

– Отложенные, или отсроченные, расходы – издержки, представленные в виде организационных расходов (гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и т.д.). Обычно все эти расходы осуществляются в момент создания предприятия;



– Деловая репутация организации – это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества. При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.

Объектом нематериальных активов является положительная репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод.

Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как доходы будущих периодов.

Ценность организации может быть определена в виде разницы между покупной ценой организации и стоимостью и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Прочие нематериальные активы – лицензии на осуществление вида деятельности, на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.

Как правило, оценка нематериальных активов требуется при решении некоторой конкретной задачи, связанной с использованием имущественных прав на данные нематериальные активы и обусловлена целью этого использования. Нематериальные активы – очень емкое и не всегда четко определенное понятие и поэтому при их оценке необходимо правильно классифицировать объект оценки.

Отражение корректной стоимости нематериальных активов (НМА) в отчетности с момента их создания (появления) и до продажи (выбытия) требует особого внимания. Необходимость определить стоимость нематериальных активов возникает при сделках с ними. Если заранее не предусмотреть и не учесть трактовку цепочки операций, могут возникнуть негативные налоговые последствия для всех сторон.

Документы, необходимые для оценки:

– описание объекта;

– правоустанавливающие документы на объект (патенты, свидетельства, лицензионные соглашения, договоры, авторские договоры и др.);

– срок использования объекта.

При более детальном ознакомлении с объектами, в зависимости от их состава, специфики и целей оценки формируется запрос оценщика на прочую дополнительную информацию и документацию. Нематериальные активы предприятия оцениваются по тем же видам стоимости, что и другое имущество, т.е. по восстановительной, рыночной, инвестиционной, залоговой, страховой, налогооблагаемой и так называемой первоначальной.


Выделяют 4 вида нематериальных активов:

– Интеллектуальная собственность

В соответствии со статьей 1225 ГК РФ, признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.);

– Имущественные права – права пользования земельными участками, природными ресурсами, водными объектами. Подтверждением таких прав служит договор аренды, лицензия и т.п;

– Отложенные, или отсроченные, расходы – издержки, представленные в виде организационных расходов (гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и т.д.). Обычно все эти расходы осуществляются в момент создания предприятия;

– Деловая репутация организации – это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества. При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.

Объектом нематериальных активов является положительная репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод.

Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как доходы будущих периодов.

Ценность организации может быть определена в виде разницы между покупной ценой организации и стоимостью и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Прочие нематериальные активы – лицензии на осуществление вида деятельности, на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.

Принципы оценки НМА были изобретены экономистом Леонардом Накамурой, работающим в США. Он предложил три основных критерия для проведения оценки:

– Предполагаемый финансовый результат. То есть, нужно подсчитать, сколько прибыли принесет приобретенный или разработанный актив.

– Затраты, связанные с созданием или приобретением НМА.

– Увеличение операционной прибыли благодаря внедрению нематериальных активов.

Стоимость определяется исходя их цены объекта на момент его поступления. Обычно первичную стоимость можно определить исходя из заключенного договора на передачу прав. Они могут быть переданы предприятию на безвозмездной основе. В этом случае оценка проводится на основании рыночной стоимости на аналогичные объекты.


Основой оценки может быть совокупность расходов, сопутствующих получению актива. В перечень расходов могут входить:

– сумма, выплаченная продавцу;

– оплата посреднических услуг;

– получение консультаций, связанных с приобретением актива;

– таможенные сборы.

Существуют следующие способы оценки нематериальных активов:

– фактическая (первоначальная) стоимость;

– остаточная стоимость;

– переоцененная стоимость.

Фактическая (первоначальная) стоимость определяется для объектов:

приобретенных за плату у других организаций и лиц – по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию (оплата консультативных услуг, таможенные сборы и пошлины и др.);

Остаточная стоимость нематериальных активов представляет собой расчетную величину, получаемую путем вычитания из первоначальной стоимости суммы амортизации, начисленной за все время эксплуатации объекта НМА;

Переоценку НМА могут проводить только коммерческие организации по текущей рыночной стоимости. Переоценка нематериальных активов должна проводиться не чаще одного раза в год (на конец отчетного периода) путем пересчета их остаточной стоимости. При составлении бухгалтерской отчетности за текущий год результаты переоценки отражаются при формировании данных на конец отчетного года.

Таким образом, способами оценки нематериальных активов являются: фактическая (первоначальная) стоимость; остаточная стоимость; переоцененная стоимость.