Файл: Анализ деятельности за межаттестационный период с 2014 г по 2019 г. Составитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации города Нижний Тагил

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 65


Анализ деятельности

за межаттестационный период

с 2014 г. по 2019 г.

Составитель:

Коробейникова Екатерина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

Нижний Тагил

2019

Содержание


1. Направления работы в межаттестационный период

3

2. Повышение качества образования обучающихся

4-8

3. Развитие умений информационной обработки текста посредством технологии критического мышления

9-13

4. Активизация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

14-15

5. Повышение профессионального уровня педагога

15-17

6. Планирование работы на межаттестационный период с 2019 г. по 2024 г.

18

Приложения





1. Направления работы в межаттестационный период
Основными направлениями деятельности в межаттестационный период с 2014 г. по 2019 г. были:

  1. Повышение качества образования обучающихся.

  2. Развитие умений информационной обработки текста.

  3. Активизация внеурочной деятельности по предмету.

  4. Повышение профессионального уровня педагога.

В межаттестационный период с 2014 г. по 2019 г. работала над методической темой «Развитие умений информационной обработки текста посредством технологии критического мышления».

Основная цель деятельности - создание комплекса условий для внедрения технологии развития критического мышления как средства формирования информационных умений у учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Для достижения поставленной цели решались задачи:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.


2. Выявление особенностей формирования информационных умений у учащихся на уроках русского языка и литературы.

3. Внедрение в педагогическую практику элементов технологии развития критического мышления.

4. Разработка и апробация мониторинга уровня сформированности информационных умений у обучающихся.

2. Повышение качества образования обучающихся
Результатом моей педагогической деятельности является стабильная успеваемость обучающихся. Степень достижения обучающимися образовательного стандарта – 100%, наблюдается положительная динамика качественной успеваемости: в 2016-2017 учебном году по русскому языку – 53,5%, по литературе – 67,6%; в 2017-2018 учебном году по русскому языку – 60,1%%, по литературе – 73,4%; в 2018-2019 учебном году по русскому языку – 64,2%, по литературе – 88,7%.

Таким образом, за последние три года качественная успеваемость по русскому языку выросла на 10,7%, по литературе – на 21,1%.



Предмет / год

2016-2017

учебный год

2017-2018

учебный год

2018-2019

учебный год

Динамика

Русский язык

53,5%

60,1%

64,2%

+10,7%

Литература

67,6%

73,4%

88,7%

+21,1%

Результаты ОГЭ по русскому языку
Обучающиеся успешно сдают экзамены по русскому языку в форме ОГЭ. Процент сдачи ОГЭ по русскому языку – 100%. В 2016 г. средний балл по результатам ОГЭ по русскому языку – 3,8 (по Нижнему Тагилу – 3,83), качество выполнения работы – 75%; в 2017 г. - 4,0 (по Нижнему Тагилу – 3,85), качество выполнения работы – 79%.
Качество выполнения ОГЭ 2019


Уровень


Средний балл

(из 39 б.)

расширенный

(39-34 б.,

ГК1-ГК4 не менее 6 баллов)

оптимальный

(33- 25б.,

ГК1-ГК4 не менее 4 баллов)

базовый

(24- 15б.)

ниже стандарта

(14-0 б.)

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%




3

8

15

41

19

51

0

0

29,8




3. Развитие умений информационной обработки текста посредством технологии критического мышления
По данным международных социологических исследований российские школьники отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением приёмами понимания текста. Именно поэтому во ФГОС ООО помимо предметных результатов были включены и метапредметные результаты. Одним из метапредмпетных результатов является обучение смысловому чтению.

Смысловое чтение – это вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

  • осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • определением основной и второстепенной информации;

  • формулированием проблемы и главной идеи текста. 

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Именно поэтому важно развить у обучающихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:

  • с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);

  • с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение);

  • с извлечением необходимо значимой информации (поисковое).

Обучение смысловому чтению на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности возможно с помощью элементов технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления возникла в американской педагогике ХХ века, у ее истоков стоят ученые – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Меридит. Технология основана на идеях Джона Дьюи, Жана Пиаже и Льва Выготского. В ней систематизированы технологии коллективных и групповых способов обучения, сотрудничества, развивающего обучения.

Критическое мышление- это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуации, вопросам, проблемам; это способность ставит новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.


В основе технологии развития критического мышления лежит трехступенчатая модель: 

1. Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. 

2. Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями.  

3. Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На разных стадиях возможно использование следующих методов:

  • метод «Шесть шляп мышления»;

  • прием «Фишбоун»;

  • прием «Тонкие и толстые вопросы»;

  • прием «Кластер»;

  • прием «Синквейн»

Таким образом, уроки с использованием приемов технологии развития критического мышления дают следующие образовательные результаты:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением ;

  • способность брать на себя ответственность;

  • способность участвовать в совместном принятии решения;

  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения

  • с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.


Мониторинг уровня сформированности информационных умений у обучающихся

В основе мониторинга уровня сформированности информационных умений лежит комплексная контрольная работа.

Цель комплексной контрольной работы – оценить уровень освоения метапредметных умений, связанных с чтением и пониманием текстов, с преобразованием информации из текстов для различных целей.

Периодичность проведения работы – 1 раз в год (в конце каждого класса).


Комплексная контрольная работа позволяет выявить уровень сформированности умения понимать содержание прочитанного (ответы по содержанию текста), умения находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде (ответы на вопросы по тексту), умение преобразовывать информацию (составление плана текста, схем, таблиц).

В 2017-2019 гг. начата работа по ведению мониторинга, в конце учебного года в 5а,б классах проведена комплексная контрольная работа. В 2018-2019 учебном году эти же учащиеся вновь писали комплексную работу. Результаты представлены в таблице.

Результаты комплексной контрольной работы в 2018-2019 гг.

Умение / год

2017-2018

учебный год

2018-2019

учебный год

Динамика

Умение понимать содержание прочитанного

73%

76%

+3%

Умение находить в тексте информацию, заданную в явном виде

69%

76%

+7%

Умение устанавливать причинно-следственные связи

41%

45%

+4%

Умение преобразовывать информацию

35%

47%

+12%


Таким образом, результаты проведенных в 5-6 классах комплексных работ свидетельствуют о положительной динамике уровня сформированности информационных умений: уровень сформированности умения понимать содержание прочитанного повысился на 3%, умения находить в тексте информацию, заданную в явном виде – повысился на 7%, умения устанавливать причинно-следственные связи – на 4%, умения преобразовывать информацию (например, текст в таблицу или схему) – на 12%.

О степени сформированности информационных умений, в частности осмысленного чтения, свидетельствуют результаты выполнения заданий ОГЭ по русскому языку.

В ОГЭ по русскому языку на понимание смысла прочитанного текста направлено задание 2, процент выполнения которого выпускниками 9-х классов составляет 92%.