Файл: Анализ деятельности за межаттестационный период с 2014 г по 2019 г. Составитель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 65
Анализ деятельности
за межаттестационный период
с 2014 г. по 2019 г.
Составитель:
Коробейникова Екатерина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Нижний Тагил
2019
Содержание
1. Направления работы в межаттестационный период | 3 |
2. Повышение качества образования обучающихся | 4-8 |
3. Развитие умений информационной обработки текста посредством технологии критического мышления | 9-13 |
4. Активизация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе | 14-15 |
5. Повышение профессионального уровня педагога | 15-17 |
6. Планирование работы на межаттестационный период с 2019 г. по 2024 г. | 18 |
Приложения | |
1. Направления работы в межаттестационный период
Основными направлениями деятельности в межаттестационный период с 2014 г. по 2019 г. были:
-
Повышение качества образования обучающихся. -
Развитие умений информационной обработки текста. -
Активизация внеурочной деятельности по предмету. -
Повышение профессионального уровня педагога.
В межаттестационный период с 2014 г. по 2019 г. работала над методической темой «Развитие умений информационной обработки текста посредством технологии критического мышления».
Основная цель деятельности - создание комплекса условий для внедрения технологии развития критического мышления как средства формирования информационных умений у учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели решались задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.
2. Выявление особенностей формирования информационных умений у учащихся на уроках русского языка и литературы.
3. Внедрение в педагогическую практику элементов технологии развития критического мышления.
4. Разработка и апробация мониторинга уровня сформированности информационных умений у обучающихся.
2. Повышение качества образования обучающихся
Результатом моей педагогической деятельности является стабильная успеваемость обучающихся. Степень достижения обучающимися образовательного стандарта – 100%, наблюдается положительная динамика качественной успеваемости: в 2016-2017 учебном году по русскому языку – 53,5%, по литературе – 67,6%; в 2017-2018 учебном году по русскому языку – 60,1%%, по литературе – 73,4%; в 2018-2019 учебном году по русскому языку – 64,2%, по литературе – 88,7%.
Таким образом, за последние три года качественная успеваемость по русскому языку выросла на 10,7%, по литературе – на 21,1%.
Предмет / год | 2016-2017 учебный год | 2017-2018 учебный год | 2018-2019 учебный год | Динамика |
Русский язык | 53,5% | 60,1% | 64,2% | +10,7% |
Литература | 67,6% | 73,4% | 88,7% | +21,1% |
Результаты ОГЭ по русскому языку
Обучающиеся успешно сдают экзамены по русскому языку в форме ОГЭ. Процент сдачи ОГЭ по русскому языку – 100%. В 2016 г. средний балл по результатам ОГЭ по русскому языку – 3,8 (по Нижнему Тагилу – 3,83), качество выполнения работы – 75%; в 2017 г. - 4,0 (по Нижнему Тагилу – 3,85), качество выполнения работы – 79%.
Качество выполнения ОГЭ 2019
Уровень | Средний балл (из 39 б.) | ||||||||||
расширенный (39-34 б., ГК1-ГК4 не менее 6 баллов) | оптимальный (33- 25б., ГК1-ГК4 не менее 4 баллов) | базовый (24- 15б.) | ниже стандарта (14-0 б.) | ||||||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | | |||
3 | 8 | 15 | 41 | 19 | 51 | 0 | 0 | 29,8 |
3. Развитие умений информационной обработки текста посредством технологии критического мышления
По данным международных социологических исследований российские школьники отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением приёмами понимания текста. Именно поэтому во ФГОС ООО помимо предметных результатов были включены и метапредметные результаты. Одним из метапредмпетных результатов является обучение смысловому чтению.
Смысловое чтение – это вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
-
осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; -
определением основной и второстепенной информации; -
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Именно поэтому важно развить у обучающихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
-
с пониманием основного содержания (просмотровое чтение); -
с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение); -
с извлечением необходимо значимой информации (поисковое).
Обучение смысловому чтению на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности возможно с помощью элементов технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления возникла в американской педагогике ХХ века, у ее истоков стоят ученые – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Меридит. Технология основана на идеях Джона Дьюи, Жана Пиаже и Льва Выготского. В ней систематизированы технологии коллективных и групповых способов обучения, сотрудничества, развивающего обучения.
Критическое мышление- это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуации, вопросам, проблемам; это способность ставит новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
В основе технологии развития критического мышления лежит трехступенчатая модель:
1. Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.
2. Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
3. Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На разных стадиях возможно использование следующих методов:
-
метод «Шесть шляп мышления»; -
прием «Фишбоун»; -
прием «Тонкие и толстые вопросы»; -
прием «Кластер»; -
прием «Синквейн»
Таким образом, уроки с использованием приемов технологии развития критического мышления дают следующие образовательные результаты:
-
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; -
умение пользоваться различными способами интегрирования информации; -
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; -
умение решать проблемы; -
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; -
умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; -
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; -
способность самостоятельно заниматься своим обучением ; -
способность брать на себя ответственность; -
способность участвовать в совместном принятии решения; -
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения -
с другими людьми; -
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Мониторинг уровня сформированности информационных умений у обучающихся
В основе мониторинга уровня сформированности информационных умений лежит комплексная контрольная работа.
Цель комплексной контрольной работы – оценить уровень освоения метапредметных умений, связанных с чтением и пониманием текстов, с преобразованием информации из текстов для различных целей.
Периодичность проведения работы – 1 раз в год (в конце каждого класса).
Комплексная контрольная работа позволяет выявить уровень сформированности умения понимать содержание прочитанного (ответы по содержанию текста), умения находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде (ответы на вопросы по тексту), умение преобразовывать информацию (составление плана текста, схем, таблиц).
В 2017-2019 гг. начата работа по ведению мониторинга, в конце учебного года в 5а,б классах проведена комплексная контрольная работа. В 2018-2019 учебном году эти же учащиеся вновь писали комплексную работу. Результаты представлены в таблице.
Результаты комплексной контрольной работы в 2018-2019 гг.
Умение / год | 2017-2018 учебный год | 2018-2019 учебный год | Динамика |
Умение понимать содержание прочитанного | 73% | 76% | +3% |
Умение находить в тексте информацию, заданную в явном виде | 69% | 76% | +7% |
Умение устанавливать причинно-следственные связи | 41% | 45% | +4% |
Умение преобразовывать информацию | 35% | 47% | +12% |
Таким образом, результаты проведенных в 5-6 классах комплексных работ свидетельствуют о положительной динамике уровня сформированности информационных умений: уровень сформированности умения понимать содержание прочитанного повысился на 3%, умения находить в тексте информацию, заданную в явном виде – повысился на 7%, умения устанавливать причинно-следственные связи – на 4%, умения преобразовывать информацию (например, текст в таблицу или схему) – на 12%.
О степени сформированности информационных умений, в частности осмысленного чтения, свидетельствуют результаты выполнения заданий ОГЭ по русскому языку.
В ОГЭ по русскому языку на понимание смысла прочитанного текста направлено задание 2, процент выполнения которого выпускниками 9-х классов составляет 92%.