Файл: Урок русского языка по теме "Формообразующие частицы".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок русского языка по теме “Формообразующие частицы”
Цель: закрепить знания о частице; дать понятие о роли формообразующих частиц; отработка умения распознавать формообразующие частицы; показать функции формообразующих частиц.
Задачи:
Образовательные.
1. Создать условия для формирования умений:
- находить частицы в предложениях и тексте;
- определить роль формообразующих частиц;
- различать частицы с другими служебными частями речи, отличии от них;
- определять роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений;
- выработка умения отличать частицы от других неизменяемых частей речи, в частности от союзов
- учить выразительному чтению предложений с частицами;
- приобретать навыки в составлении кластера, синквейна
- развивать умения работать с тестами;
2. Обеспечить условия для закрепления полученных знаний.
Развивающие.
-
Способствовать развитию долговременной и кратковременной памяти, речи;
- навыков составления словосочетаний и предложений.
-
Обеспечить развитие познавательной активности, мышления, коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы, само- и взаимоконтроля. -
развить навыки индивидуальной и групповой работы;
Воспитательные.
Воспитывать уважительное отношение к позиции одноклассников в беседе, умение слушать друг друга, воспитывать патриотизм, чувство гордости за Родину;
Прививать любовь к языку, его законам.
Оборудование: компьютер, листы для заданий в группах, детали для кластера
Ход урока.
-
Орг. момент. Приветствие.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу!
К уроку готовы?
Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
(Открывают тетради, записывают число, классная работа; строчку пропускают для темы урока)
2. Актуализация знаний.
– Начинаем урок с разминки. «Узнай слово по лексическому значению» (слова записаны на доске, они прикрыты листком)
-
Вооруженные силы государства (армия) -
Военнослужащий артиллерии (артиллерист) -
Прилагательное от слова война (военный) -
Огнестрельное оружие (револьвер) -
Ответная атака (контратака) -
Воинское подразделение – несколько рот (батальон) -
Воздушный флот (авиация)
(В словах выделяем орфограммы)
- Какой темой объединены эти слова? (военной темой, темой Родины)
- Сегодня на уроке все задания будут объединены одной темой, темой Родины.
- Как вы думаете, почему мы будем говорить именно об этом?
- Подберите синоним к слову Родина….. (Отечество, Отчизна, Колыбель…)
- А человек, который любит свою родину называется …… (патриот)
3. Постановка проблемы. Тема и цели урока.
на доске текст.
Если бы не было войны, не погибли бы 20 миллионов человек, не было бы разрухи, следовательно, ресурсы бы тратились на создание новых предприятий, технологий, а не на восстановление разрушенных. Пусть всегда будет мир во всем мире.
- Какова основная мысль текста?
- Слова какой части речи выделены? (частицы)
-Назовите общее грамматическое значение частиц? (выражают дополнительные оттенки значения слов, слс и предложений)
-Назовите синтаксическую функцию частиц? (не явл-ся членом предложения, но могут входить в их состав)
-Чем же частица отличается от других частей речи? Что такое частица?
– Верно. Именно о последней функции частиц мы сегодня и поговорим.
– Открыли тетради. Записали число, классная работа и тему урока: «Формообразующие частицы»
- Исходя из темы, сформулируйте цель? Чему мы должны научиться?
-Посмотрите внимательно на название разряда и скажите, для чего они служат?( для образования наклонения глаголов)
– Какие наклонения глагола вам известны?
– Для образования, каких нам необходимы частицы?
- Откройте учебники стр.148 . Изучите опорный материал. Все ли формообразующие частицы представлены в тексте?
-Каких нет? (перечисляют) (частицы образуют формы степеней сравнения прилагательных, наречий имён состояния более, менее, самый; значение сравнительной степени может усиливаться частицами ЕЩЁ, ВСЁ: ещё страшнее, всё интереснее)
Составляем кластер из деталей схемы
Мотивация
- А как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему? Где она нам пригодится?
4.Закрепление.
Задание 1. От данных глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом сослагательного (условного) наклонения единственного и множественного числа с помощью нужных частиц:
Воевать - давай воюй, давайте воевать, воевал бы, воевали бы
Бежать – давай (пусть бежит) беги, давайте бежать, бежал бы, бежали бы
Атаковать – пусть атакует, пусть атакуют , атаковал бы, атаковали бы
Отступать – пусть отступает, пусть отступают, отступал бы, отступали бы
Победить – пусть победит, пусть победят, победил бы, победили бы
(работа у доски по цепочке)
Задание 2. Составить связный текст на тему «Мир и дружба», употребив глаголы повелительного наклонения с частицамипусть, да, давайте, - ка ииспользуя, где возможно, обращение. Например:
Пусть никогда не будет войны!
Да здравствует дружба народов!
Ребята всех стран, давайте дружить!
Споём-ка, друзья, песню о дружбе и мире. И др.
У вас 3 минуты.
– Прочитайте, что у вас получилось.
-В каких жизненных ситуациях может быть использован данный текст? (этот текст может прозвучать с трибуны на митинге, на собрании)
-Какова его задача? (Воздействовать на людей)
-К какому стилю он относится? (Текст создан в публицистическом стиле. Для такого стиля характерна призывность, эмоциональность, взволнованность)
-Какие языковые приметы этого стиля здесь есть? (Прямое распространённое обращение к слушателям, побудительные, восклицательные предожения)
Задание 3. Запишите предложения к себе в тетрадь.
а) Эх, дороги, пыль да туман
б) На взгляд-то он хорош, да зелен.
в) Да здравствует солнце!
Определите функцию слова «да» в 1 предложении? –Как можно доказать, что это союз? | – союз (=и) – связывает однородные подлежащие, можно убрать из предложения |
– Какой это союз? – Во 2 предложении? – Какой это союз? – В 3 предложении? – Как это можно проверить? – Верно. Ребята, а как вы думаете, для чего, с какой целью мы анализировали эти предложения? – Чтобы показать, что у слова «да» разные функции: оно может быть и соединительным, и противительным союзом и частицей и надо всегда помнить, что частица «да» служит для образования повелительного наклонения глагола, к служебной части речи нельзя поставить вопрос. (Союз заменяем другим союзом, частица образует форму повелительного наклонения) | сочинительный, соединительный союз – союз (=но) – сочинительный, противительный союз |
Задание 4.
Тест.
-
Является ли частица членом предложения?
2. Частица – это самостоятельная часть речи? - Какие это частицы: бы, б, пусть, пускай ?
3. Форму какого наклонения глагола образуют частицы бы, б?
4.Форму какого наклонения образует частица пусть?
5.Что такое частица? (служебные слова, которые придают различные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов)
6.Для чего служит частица?
5. Рефлексия.
Итак, какой разряд частиц мы изучили сегодня?
– Для чего служат формообразующие частицы?
– Какие частицы необходимы для образования условного наклонения?
– Для образования повелительного наклонения?
6. Домашнее задание: § 151-152 («Теория»), упражнение 387 («Практика»); подготовить к диктанту упражнение 388 («Практика»).
7. Итог.
- В заключение хочется прочитать такие строки: Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины.
Литература.
1. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; М., Просв., 2009
2. М.В.Федорова. Уроки русского языка в 7 классе; М., Просв., 2002
3. Зверева И.М. Практическая дидактика для учителя; М., 2001
4. А.В.Малюшкин «Таблицы по русскому языку. 5-11класс»; М., «Сфера», 2006.
Рабочий лист по теме «Формообразующие частицы»
Составляем кластер из деталей схемы
Частица
Отрицательные М
одальные (смысловые)
Задание1. От данных глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом сослагательного (условного) наклонения единственного и множественного числа с помощью нужных частиц:
Воевать -
Бежать –
Атаковать –
Отступать –
Победить
Задание 2. Составить связный текст на тему «Мир и дружба», употребив глаголы повелительного наклонения с частицамипусть, да, давайте, - ка ииспользуя, где возможно, обращение. Например:
Пусть никогда не будет войны!
Да здравствует дружба народов!
Ребята всех стран, давайте дружить!
Споём-ка, друзья, песню о дружбе и мире. И др.
Задание 3. Запишите предложения к себе в тетрадь.
а) Эх, дороги, пыль да туман
б) На взгляд-то он хорош, да зелен.
в) Да здравствует солнце!
Задание 4. Тест.
-
Является ли частица членом предложения?
2. Частица – это самостоятельная часть речи?
3.Какие это частицы: бы, б, пусть, пускай ?
4. Форму какого наклонения глагола образуют частицы бы, б?
5.Форму какого наклонения образует частица пусть?
6.Что такое частица?
7.Для чего служит частица?