Файл: Лекция Общие вопросы дерматовенерологии Особенности сестринского процесса при заболеваниях кожи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция № 1. Общие вопросы дерматовенерологии
1. Особенности сестринского процесса при заболеваниях кожи.
2. Этические аспекты работы с пациентами, имеющие кожные заболевания.
Психологическая поддержка пациентов и семьи.
3.Строение и функции кожи. Морфологические элементы кожных заболеваний.
1. Особенности сестринского процесса при заболеваниях кожи
Сестринский процесс является одним из основных понятий современной концепции сестринского дела.
Цель сестринского процесса - обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта.
I ЭТАП – СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ
Источники информации:
- расспрос пациента;
- физическое исследование по органам и системам и специальное дерматологическое обследование;
- знакомство с медицинской историей болезни;
- беседа с врачом;
- беседа с родственниками пациента;
- чтение медицинской и специальной литературы по уходу.
Сестринское обследование и врачебное преследуют различные цели.
Задача врача – поставить правильный диагноз и назначить лечение Задача медсестры – обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей сестринской компетенции, постараться облегчить его состояние. Поскольку медсестра и врач преследуют разные цели, следовательно, и информация, которую они собирают при обследовании пациента, может отличаться.
Врачебное обследование пациента
- жалобы при поступлении в стационар;
- когда заболел;
- при каких обстоятельствах развилось заболевание и как оно протекало с I дня заболевания до момента обследования;
- общие проявления заболевания (температура, озноб, сон, аппетит, вялость, беспокойство);
- время появления, локализацию, характер высыпаний на коже;
- изменение сыпи с течением времени;
- контакт с инфекционными больными;
- с чем связывают родители появление сыпи на коже (прием пищи, лекарств, перенесенное заболевание).
Сестринское обследование пациента Какая же информация нужна медсестре для организации качественного ухода за пациентом? Для медсестры важны не столько причины нарушения функций органов и систем (инфекция, аллергия), сколько внешние проявления заболевания, например, зуд, боль, высыпания на коже, нарушение целостности кожного покрова, изменение влажности и температуры кожи, нарушенный сон.
При исследовании кожи обращают внимание на:
- цвет кожи и видимых слизистых (бледность, гиперемия (краснота), цианоз (синюшная окраска), желтушность и т.д.); цвет кожи здорового ребенка бледно-розовый или смуглый.
- наличие сыпи, ее локализацию, размер и количество элементов, их форму, цвет, время появления;
- состояние кожных складок (гиперемия, мацерация).
При пальпации (ощупывании) определить:
влажность, температуру, чувствительность кожи В норме кожа – умеренно влажная, бархатистая, теплая.
В основе сестринского обследования лежит учение о человеческих потребностях.
Согласно классификации психолога А. Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей: дышать, есть, пить, выделять, двигаться, быть здоровым, поддерживать температуру тела, спать и отдыхать, одеваться и раздеваться, быть чистым, избегать опасности, иметь жизненные ценности, работать, играть и учиться.
Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей.
Например, обострение атопического дерматита, приводит к нарушению удовлетворения спать, одеваться и раздеваться, быть чистым. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребности как дискомфорт.
Первый этап сестринского процесса заканчивается определением нарушения удовлетворения основных человеческих потребностей.
II ЭТАП - ПОСТАНОВКА СЕСТРИНСКИХ ПРОБЛЕМ
Сестринский диагноз – описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на нарушение удовлетворения жизненно важных потребностей в связи с заболеванием.
Сестринский диагноз симптомный или синдромный, во многих случаях – это жалобы пациента.
Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на заболевание.
Эта реакция может быть:
- физиологической,
- психологической,
- социальной,
- духовной.
Физиологические сестринские проблемы:
- Снижение защитных функций организма.
- Острая или хроническая боль.
- Нарушение целостности кожного покрова.
- Кожный зуд.
- Лихорадка.
- Дефицит самоухода.
Психологические и духовные сестринские проблемы:
- Дефицит знаний о своем заболевании.
- Страх, тревога, беспокойство.
- Дефицит досуга.
- Дефицит общения.
- Недоверие медперсоналу.
- Отказ от приема лекарств.
- Конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента.
Социальные сестринские проблемы:
- Социальная изоляция.
- Беспокойство о финансовом положении.
Сестринские проблемы делятся также на:
- настоящие (те, что есть сейчас). Например: зуд, плохой сон, дефицит самоухода.
- потенциальные (те, которые могут возникнуть в будущем). Это могут быть осложнения.
Примеры потенциальных сестринских проблем:
- риск ухудшения состояния ввиду неправильного применения лекарств;
- риск развития депрессии в связи с длительным заболеванием;
- риск развития абсцесса.
Обдумав ситуацию, медсестра выписывает все проблемы пациента: настоящие и потенциальные.
Затем медсестра определяет приоритетные (первоочередные) проблемы, самые важные.
Приоритеты нужны для установления очередности сестринских вмешательств.
Примерный перечень диагнозов по кожным болезням
1. Боль.
2. Жжение.
3. Зуд кожи.
4. Зуд слизистых оболочек.
5. Высыпания.
6. Отек кожи.
7. Мокнутие кожи.
8. Дефицит возможности самообслуживания.
9. Бессонница.
10. Выпадение волос.
11. Увеличение лимфатических узлов.
12. Дефицит гигиенических навыков.
13. Осиплость голоса.
14. Гипертермия.
15. Изменения в анализах крови.
16. Небрежность к самому себе.
III ЭТАП – ПЛАНИРОВАНИЕ УХОДА
Во время планирования формируют цели и план ухода.
Цели должны быть:
- реальными и достижимыми;
- иметь конкретные сроки достижения;
- находиться в пределах сестринской компетенции.
По срокам существует два вида целей:
1) краткосрочные (меньше одной недели)
2) долгосрочные (недели, месяцы)
Каждая цель включает три компонента:
1) действие;
2) критерии: дата, время, расстояние;
3) условие: с помощью кого, чего-либо.
Методы возможных сестринских вмешательств:
- оказание ежедневной помощи пациенту для осуществления им активной жизни;
- выполнение практических манипуляций;
- оказание психологической помощи и поддержки;
- обучение и консультирование пациента и членов его семьи;
- профилактика осложнений и укрепление здоровья;
- меры по спасению жизни;
- создание терапевтической среды, благоприятной для удовлетворения основных потребностей человека.
IV ЭТАП - РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА УХОДА
Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств:
- зависимые
- независимые
-взаимозависимые Зависимые вмешательства – такие, которые выполняются по назначению врача.
Независимые вмешательства – действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе.
Взаимозависимые вмешательства – сотрудничество с врачом или другим специалистом для достижения результата лечения.
V ЭТАП – ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА
Оценка эффективности и качества ухода за пациентом осуществляется медсестрой регулярно.
Основные аспекты оценки:
- оценка степени достижения цели;
- оценка ответной реакции пациента на медперсонал, лечение, факт пребывания в стационаре и т.д.
Если поставленные цели достигнуты, медсестра делает запись об этом в документации.
Например:
Цель: пациент будет уметь делать примочки самому себе к 7.10.02.
Оценка: пациент правильно делает примочки 7.10.02.
Цель достигнута.
Подпись медсестры.
Если постигает неудача, медсестра выясняет причину неудачи, ищет ошибку.
В результате может быть изменена цель с тем, чтобы сделать ее более реальной.
Таким образом, сестринский процесс – это гибкий, живой и динамический процесс.
2. Этические аспекты работы с пациентами, имеющие кожные заболевания. Психологическая поддержка пациентов и семьи
Основным этическим принципом сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента.
Этические обязанности медицинской сестры в процессе работы с пациентом — это определенный круг действий, безусловных для выполнения (например, уважать пациента и его право на самоопределение, т.е. выявление своей воли в отношении чего-либо; не причинять вреда; держать слово; сотрудничать с пациентом).
Пациент — это человек, который нуждается в сестринском (медицинском) уходе и получает его. В системе взаимоотношений «медицинский работник — пациент» им обоим принадлежит одинаково важная роль. Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинская сестра видела в них личность, заслуживающую уважения, внимания, сострадания. Особое внимание приобретает значение самоопределения (самостоятельности, автономности) пациента в лечебном процессе, защищенного посредством согласия на лечение, которое он дает после того, как получит информацию о состоянии своего здоровья.
Сотрудничество с пациентом означает совместную работу над решением проблем с его здоровьем. Взаимоотношения медицинских работников и пациентов должны быть партнерскими. В современной медицине надежность партнера зачастую определяет успех лечения, операции, диагностической или профилактической процедуры. Медицинские сестры не только участвуют в лечении, но и вносят в него очень важную часть, долю труда, без которой не может обойтись ни хирург, ни терапевт. В процессе таких взаимоотношений формируется коллектив (команда) — объединение людей, связанных постоянной совместной работой или деятельностью. Эффективность труда медицинских работников повышается при правильно налаженном на основании сотрудничества лечении пациента.
Медицинская сестра должна стремиться быть профессионально грамотным, компетентным, независимым специалистом, обладающим необходимыми для данной работы личностными характеристиками, а также здоровьем. Чтобы осуществлять свои профессиональные обязанности, медицинскому персоналу очень важно поддерживать свое физическое и психическое здоровье, т.е. динамическую гармонию личности с окружающей средой, достигнутую посредством адаптации.
Этический принцип приносить добро другому, действие, направленное на благо другого человека или общности, называется благодеянием. Это не только доброжелательность, бескорыстие, щедрость, но и понимание другого человека, сострадание к нему, соучастие в его судьбе.
Неотъемлемым качеством медицинской сестры в работе с любым пациентом является забота. Формы проявления заботы зависят от самой сестры, больного и ситуации, в которой проводится деятельность по уходу за больным.
Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе формирует в человеке достоинство. Осознание собственного достоинства наряду с совестью и честью является одним из способов понимания человеком ответственности перед собой как личностью. Совесть, в свою очередь, является внутренним контрольным механизмом, показывающим, в какой мере личность сохраняет верность своим нравственным убеждениям и в какой мере сами нравственные убеждения соответствуют принятым общественным образцам.