Файл: Правовой статус судей как субъектов права социального обеспечения.odt
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 265
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение | 3 |
| 4 |
| 10 |
| 12 |
| 17 |
| 20 |
Заключение | 23 |
Список используемой литературы | 25 |
Введение
Начиная с 90-х годов прошлого столетия судебная система России подверглась серьезному реформированию, ее структура значительным образом изменилась - произошло возрождение института мировой юстиции, принципиально изменились подходы к самой деятельности по отправлению правосудия, роли судебной власти в современном обществе.
Безусловно, данные изменения отразились и на статусе судей, включая и права судей в области социальной защиты. Пенсионное обеспечение судей является одной из важных гарантий независимости судей, именно при анализе данной сферы правового регулирования можно детально проанализировать все стороны статуса судей в области социальной защиты, выявить те проблемы, которые препятствуют реализации прав судей на достойное пенсионное обеспечение.
К сожалению, в обществе сложилось мнение, что уровень материального обеспечения, социальной защиты судей вообще и пенсионного обеспечения, в частности, очень высок, а система мер социальной защиты является привилегированной, в правовом регулировании которой если и имеются проблемы, то они не значительны и не нарушают пенсионных прав судей. Действительно, на фоне крайне низких размеров пенсий рядовых пенсионеров, судьям, чьи пенсии назначены в соответствии с Законом о статусе судей, казалось бы, не на что роптать. Однако следует учесть, что специальные льготные условия пенсионного обеспечения судей, высокий размер ежемесячного пожизненного содержания судьи выступают не только в качестве гарантии независимости судьи, но также и в качестве основного средства социальной защиты судьи.
Правовой статус судей как субъектов права социального обеспечения
Актуальность темы обусловлена необходимостью комплексного изучения вопросов, связанных с пенсионным обеспечением судей.
Судья - это лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию в размере его 180 ежемесячных денежных вознаграждений.
Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
-
смерти судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья -
его наследникам в размере 180 ежемесячных денежных вознаграждений судьи;
причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере 36 ежемесячных денежных вознаграждений судьи; причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений судьи.
В случае причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи.
Проведение судебной реформы в Российской Федерации, реализация принципа разделения властей, становление независимой судебной власти обусловливают высокую актуальность проблем, связанных с обеспечением эффективной и плодотворной деятельности судей как персональных носителей судебной власти. Значительный научный интерес представляет исследование системы гарантий, установленной законодателем в целях создания надлежащих условий для нормального функционирования механизма действия норм права и деятельности судей по осуществлению правосудия, основанного на принципах независимости, несменяемости и неприкосновенности судей.
В системе гарантий правового статуса судей решающее значение имеют гарантии социальной защиты (социальные гарантии), призванные обеспечить реализацию социальных прав судей в конкретных правоотношениях. Защищенность судьи от социальных рисков представляет собой одну из необходимых основ надлежащего осуществления правосудия, независимости судьи и, как следствие, судебной власти. Однако в этой сфере есть и нерешенные вопросы: понятие и система социальных гарантий правового статуса судей, критерии эффективности и действенность названных гарантий. Между тем проблемы социальных гарантий судей пока что мало исследованы, не были предметом специальных научных исследований.
Поэтому исследование проблем эффективности предоставляемых судьям Российской Федерации гарантий социальной защиты, ориентированное в первую очередь на совершенствование механизма их нормативного регулирования, обусловило выбор темы курсовой работы. Только эффективно действующая система гарантий позволяет наполнить субъективные права судей реальным содержанием.
Судьи - носители судебной власти:
1. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.
2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
3. Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
5. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.
6. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно.
Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность. Работать судьями нередко идут ради пенсии. Но, как выяснял сегодня Конституционный суд РФ в ряде случаев пенсия может оказаться ниже, чем у других граждан. Проблема в том, что с судейской зарплаты нет отчислений в Пенсионный фонд РФ. Это значит, что при недостаточности судейского стажа для назначения «полноценной» пенсии размер выплат будет рассчитываться без учета периода работы в суде.
Следует согласиться с мнением Высшего Арбитражного Суда РФ, который представил на своем сайте пакет законопроектов, касающихся пенсионного обеспечения судей. Концепция этих документов одобрена постановлением Президиума Совета судей РФ от 21 мая 2012 года. Законопроектами предлагается, что гражданам РФ, осуществлявшим полномочия судьи в период, в течение которого на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, но не ранее чем с 1 января 2002 г., и не имеющим права на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемое за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, определенных ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
Пребывающие в отставке судьи при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, должны получить право на одновременное получение ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренного Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Понятие пенсионного обеспечения судей.
Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечения. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся.
У общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Поэтому вполне обоснованно в ст.25 указанной Декларации закреплена реализация права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам.
Право социального обеспечения - это система правовых норм, регулирующая соответствующие категории граждан с управомоченными государственными органами по предоставлению им видов социального обеспечения в денежной и натуральной форме, а также по установлению юридических фактов реализацией и защитой нарушенного права и функционирующая в рамках организационно правовых форм его осуществления, т.е. за счёт специальных финансовых источников.
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и других случаях, установленных законом, закрепленное в ст.39 Конституции, является одним из важнейших социальных гарантий, действующих в любом цивилизованном обществе. Основным видом, «сердцевиной» социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение.
В системе разделения властей в качестве самостоятельной ветви власти выступает судебная власть, основной формой реализации и главенствующей функцией которой является правосудие. В правосудной деятельности судов нормы закона обретают свою силу, воплощаются в жизнь.
Вместе с тем невозможно говорить о деятельности органов судебной власти в отрыве от людей, которые осуществляют работу этих органов. Творческая и высокопрофессиональная деятельность судей является необходимым условием эффективного правосудия. В целях независимого и беспристрастного осуществления данной деятельности судьи наделены развитой системой прав, обязанностей и законных интересов, составляющих специальный правовой статус судьи. Основным законным интересом судьи является возможность реализации данной им при вступлении в должность клятвы беспристрастно и справедливо осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, велениям долга судьи и своей совести.
Права и обязанности судей, реализующиеся в процессуальной деятельности судьи, подробно регламентируются процессуальным законодательством и являются предметом исследования соответствующих отраслевых юридических наук.
Виды пенсий, назначаемых судьям
Право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи:
- не менее 20 лет - независимо от возраста;
- менее 20 лет - при достижении ими возраста 55 лет (для женщин - 50 лет).
Судьи, достигшие возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет судьёй, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное содержание в полном размере. Кроме того, право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют бывшие судьи:
- ушедшие на пенсию по возрасту с должности судьи либо по истечении срока полномочий при стаже работы в качестве судьи не менее 20 лет - с 29 июля 1992 года;
- имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсии по основаниям, совместимом со статусом судьи, по достижении ими 50 или 55 лет (соответственно для женщин и мужчин) не зависимо от того, что до достижения указанного возраста удалённые с судейской должности могли заниматься иной политической деятельностью;