Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДИСЦИПЛИНА
«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»
Тема контрольной работы:
Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения (умственная отсталость или задержка психического развития).
Требования к элементам содержания контрольной работы:
1.Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1.
2. Содержание должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, части контрольной работы, заключение, список использованных источников. Пример приведен в приложении 2.
3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.
4. Первая (теоретическая) часть контрольной работы предполагает ответ на один из теоретических вопросов, предложенных в перечне тематики, соответствующих одному из 5-ти вариантов. Тема первой части контрольной работы обосновывается с учетом реально существующей проблемы обучения и воспитания «особых» детей на стыке уже имеющегося научного знания и нового, находящегося в стадии разработки, что требует от студента самостоятельной научно-поисковой деятельности. По своей формулировке тема дает возможность определить предполагаемые границы исследования, опорные термины, обозначающие ведущие понятия проблемы.
Эта часть работы содержит развернутое описание вида дизонтогении, причины возникновения данного вида отклонения, основные категории, понятия, историю изучения вопроса,
какие аспекты изучались, классификации изучаемого вида дизонтогенеза или отклонения в поведении и т.д. Характеризуются особенности развития (при конкретном виде дизонтогении) познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, особенности личностного развития, взаимодействия с окружающей средой, а также влияние первичного дефекта на формирование вторичного, третичного и т.д. В данном разделе также дается анализ литературы по теме, суждения по дискуссионным вопросам, отражается уровень теоретической подготовки студента по данному вопросу. При этом не допускается «формальное» списывание содержания с учебника или интернет-сайта.
Во второй (практической) части контрольной работы разработать коррекционно-развивающую программу психического развития ребёнка с описанным в первой части виде дизонтогенеза.
Заключение должно содержать общие выводы по изучаемой теме и пути педагогической помощи в процессе социальной адаптации лиц с данным видом психического дизонтогенеза.
Список использованных источников. Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3.
Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.
Основная литература
1. КузнецоваЛ.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – 5-е изд. – М. : Академия, 2008. – 480 с.
2. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / [Б. П. Пузанов и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Владос, 2011. - 439 с.
3. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебник для вузов по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [В. В. Ткачева и др.] ; под ред. В.В. Ткачевой. - Москва : Академия, 2014. - 271 с.
4. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / О.В. Хухлаева; Междунар. акад. наук пед. образования. М.: Академия, 2011. 202 с. (Высшее профессиональное образование). (Психология).
5. Шаграева О.А. Основы консультативной психологии: учебное пособие для вузов / О.А. Шаграева. М.: Академия, 2011. 269, (Высшее профессиональное образование). (Бакалавриат). (Психология).
6. Яковлева Н.Ф. Разработка индивидуально ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Яковлева. Электрон. текстовые дан. М.: Флинта, 2014. 121 с.
Дополнительная литература
1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: учеб. пособие для вузов / Е.Г. Алексеенкова. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 96 с. - (Учебное пособие).
2. Аксенова Л.И.Специальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л. И. Аксенова [и др.] ; ред. Н. М. Назарова. - 9-е изд. - М. : Академия, 2009. – 395 с.
3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2007. – 272 с.
4. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб. [и др.]: Питер, 2010. - 349 с. - (Серия «Учебное пособие»). - (Теория и практика).
5. Колесникова Г.И. Психокоррекция нарушений развития: учеб. пособие / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 346 с. - (Высшее образование).
6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Щипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова ; ред. Л. М. Щипицына. - М. : Владос, 2003. - 527 с.
7. Специальная педагогика // Под ред. Назаровой Н.М. – М. : Академия, 2008. – 507 с.
8. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб. : Питер, 2006 – 304 с.
9. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Академия, 2011. - 175 с. - (Высшее профессиональное образование). - (Педагогические специальности).
Периодические издания (журналы):
Вопросы психологии.
Детский психолог.
Иностранная психология.
Журнал практического психолога.
Журнал практической психологии и психоанализа.
Клиническая и специальная психология.
Клиническая психология и психотерапия.
Мир психологии.
Мир психологии и психология в мире.
Мой психолог.
Педагогическая диагностика.
Прикладная психология.
Прикладная психология и психоанализ.
Психологическая диагностика.
Психологическая консультация.
Психологическая наука и образование.
Психологический журнал.
Психологическое обозрение.
Образование и наука.
Российский психологический журнал.
Сибирский психологический журнал.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Портал психологических изданий – http://psyjournals.ru/
Издательство «Лань» [Электронный ресурс]– www URL: http://e.lanbook.com/
Библиотека Гумер – http://www.gumer.info
Официальный сайт Российской государственной библиотеки –http://www.rsl.ru
Психологический навигатор – http://www.psynavigator.ru/
Электронная библиотека –http://koob.ru
Материалы по психологии –http://www.psychology-online.ne
Книги и статьи по психологии –http://litpsy.ru
Дополнительные ресурсы сети «Интернет», полезные для освоения дисциплины «Основы коррекционно-развивающей работы»:
www.psynavigator.ru? www.univertv.ru/video/psihologiya
Система Интернет-сервисов тестирования НТ-LINE (http:// www.ht-line.ru)
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
http:// www.ht.ru
http://www.psytest.ru
http://koob.ru,
http://ihtik.lib.ru,
http://elibrary.ru,
http://vsetesti.ru
http://azps.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра психологии образования и профессионального развития
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Основы специальной психологии в образовании»
Вариант
| |
| Студент_____________________ |
Группа_____________________
Проверил_____________________
Екатеринбург 2021
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОБРАЗЕЦ СОДЕРЖАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Теоретическая часть | |
Практическая часть | |
Заключение | |
Список использованных источников | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ -
Кащенко В.П. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Москва: Просвещение, 1994. 222 с. -
Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Дону: Феникс, 1997. 541 с.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт-Петербург: Речь, 2010. 256
Прутченков А.С., Сиялов Л.Л. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностики акцентуации характера детей и педагогической помощи им). Москва: Новая школа, 1994. 63 с.