Файл: Реализация комплексного подхода к коррекции и развитии познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 346

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40
Выполняя первое задание «Поиграй» на выявление уровня сформированности ведущей деятельности – игры, дети экспериментальной группы показали средний уровень развития игровой деятельности и недостаточный уровень предметно-игровых действий. В основном после слов психолога они всё же демонстрировали умения выполнить несколько последовательных игровых действий. При этом все дети демонстрировали интерес к игрушкам и заданию, характер действий с ними был преимущественно адекватный, но стереотипный. Дети начинали выполнять совместные с экспериментатором игровые действия, повторяя действия взрослого, и в основном дети развивали процессуальную сторону игры, и лишь некоторые, 30 % от числа выборки, полноценную сюжетную игру, играли самостоятельно. Отдельные дети контрольной группы – 20% от числа детей этой группы показали логически последовательные игровые действия, в их деятельности прослеживалась сюжетная линия, и они комментировали свои действия речью. Остальные дети демонстрировали недостаточный уровень развития игры и уровень ниже среднего предметно-игровых действий. В основном после инструкции и сопровождающих слов психолога, они демонстрировали выполнение несколько последовательных игровых действий, затем продолжали манипулировать с предметами. Игровая деятельность имеет первостепенное значение и, как ведущая сама служит оценкой уровня психического развития, с одной стороны, и активностью, с другой стороны, в которой развиваются все психические функции и процессы детей дошкольного возраста.
Задание второе «Коробка форм» диагностировало у детей выборки развитость практической ориентировки в сенсорном эталоне – форме, умений пользоваться методом проб при выполнении практических задач. Несмотря на то, что аналогичные игры доступны детям в условиях развивающей среды детского сада, они находятся в доступе в групповой комнате, не все дети самостоятельно справились с субтестом. Многие дети не проявляли интерес к выполнению задания, их действия отличались непоследовательностью и

41 хаотичностью. После показа психолога они начинали более упорядоченно действовать и пробовать выполнить задание, но через непродолжительное время теряли интерес.50% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы демонстрировали неупорядоченные действия, а после обучения не переходили к выполнению задания методом проб. 30% детей экспериментальной и 40% – контрольной группы верно понимали задание и выполняли его методом перебора вариантов, и после показа психологом использовали метод проб и ошибок. 1 ребенок экспериментальной и 2 – из контрольной группы с интересом правильно выполнили это задание методом целенаправленных проб или путём практического примеривания.
Третье задание «Разбери и сложи матрешку» было направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину. Все дети обеих групп самостоятельно начинали выполнять задание.
И
70% детей экспериментальной группы и 60% детей контрольной группы понимали и принимали задачу. Они выполняли его методом перебора вариантов и заинтересованно подходили к конечному результату. 30% и 40% детей соответственно обозначенным выше группам, полностью правильно выполняли задание и складывали матрешку способом практического примеривания.
Четвертое задание «Группировка игрушек» было направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умений использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, выполнения классификации предметов по форме. Это задание оказалось трудным для 30 % детей экспериментальной и 30% детей контрольной группы исследования. Они не могли ориентироваться на образец, и после обучения продолжали опускать игрушки без учета принципа отбора. Лишь 10% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы проявили целенаправленность действий и достигли положительного результата. Один ребёнок экспериментальной группы не смог понять задание, даже в условиях обучения. 40% детей


42 экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы выбирали игрушки, не всегда ориентируясь на образец, и только после обучения стали соотносить форму игрушек с образцом. 40% детей контрольной группы и
20% из экспериментальной группы четко классифицировали игрушки с соотнесением по образцу и были заинтересованы в конечном результате.
Выполнение пятого задания «Сложи картинку» выявило хороший уровень целостного восприятия у большинства детей обеих групп предметного изображения на картинке. 70% детей экспериментальной группы и 60% детей контрольной группы поняли задание и почти всегда соединяли части в целое после обучения, с интересом ожидали результата своих действий. 30 % детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы самостоятельно справились с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб или практическим примериванием.
Большинство детей групп знакомы с играми в пазлы или кубиками на сложение целого из частей, с этим связано удовлетворительное выполнение задания.
Шестое задание «Количественные представления и счёт» направлено на выявление у детей сформированности количественных представлений, умение ребенка выполнять несложные счетные операции в умственном плане. Можно утверждать, что большинство детей контрольной и экспериментальной групп испытывают сложности в деятельности наглядно- образного и элементов логического мышления. Ни один ребенок этих групп не справился полностью с заданием. Так, 2 детей экспериментально и 1 ребенок из контрольной групп манипулировали с палочками, не ориентируясь на количественный признак.
Остальные 80% детей экспериментальной группы и 90% детей контрольной группы понимали инструкцию к заданию, но демонстрировали количественные представления на элементарном уровне, выделяли количество только в пределах трех из множества, счетные операции по

43 представлению выполняют только в пределах трех. Уровень решения устных задач ими не освоен.
Седьмое диагностическое задание «Сравни». Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления и восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках, умения сравнивать и понимать динамическое изменение события, изображенного на картинках.
Не все дети справились с заданием, не могли сравнить и объяснить различия в сюжетных изображениях, они затруднялись в речевой деятельности и с трудом подбирали слова, часто с помощью подсказки взрослого.
Большинство детей принимали и понимали задание, верно понимали изображенное время года и ситуацию. Основные трудности были связаны с изложением связного рассказа, неспособностью объяснить динамику сюжета, представленного на двух картинках. По 70% детей экспериментальной и контрольной групп выполнили задание частично, им недоступно сравнение и они отрывочно описывали происходящее на картинках. Еще по 30 % детей как контрольной, так и экспериментальной группы справились с заданием частично, с помощью уточняющих вопросов и подсказок психолога описывали ситуации на картинках, не выделяя причинно-следственные связи.
Задание восьмое было направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года и уровня развития наглядно-образного мышления. Не все дети называли и четко выделяли четыре времени года. Ещё меньшее количество могли дать ответ на вопрос:
«Как ты догадался, что это зима (или другое время года)?» Даже после обучающего задания дети испытывали затруднение с выделением причинно- следственных связей и вербализацией мыслей.
Таким образом, понимание задания продемонстрировали все дети в группах. Понимание о временных изменениях сезонов выявлен у 40% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы, при этом полностью самостоятельно объяснить свой выбор смогли по 2 детей экспериментальной и контрольной групп, и 40% и 40% после обучения


44 взрослым соответственно обозначенным группам. Всё это свидетельствует об отставании развития высших психических функций у детей с ЗПР – мышления и речи.
Девятое задание «Нарисуй целое» для выявления уровня развития наглядно-образного мышления и сформированности предметного рисунка у детей дошкольного возраста на основе разрезанной картинки. Не все дети догадались сложить разрезанную картинку перед тем, как рисовать рисунок.
Все дети поняли задание, однако нарисовать предмет по разрезной картинке не смоли 40% детей экспериментальной и 30% детей контрольной групп. Эти же дети после складывания картинки пробовали изобразить предмет, но у них получились только отдельные элементы неваляшки. По 40% детей обеих групп смогли нарисовать по разрезной картинке неваляшку только после складывания картинки. И 20% детей экспериментальной и 30% детей контрольной группы полностью справились с заданием самостоятельно, с интересом восприняли задание и нарисовали предмет по разрезанной картинке.
Последнее десятое задание, направленное на составление рассказа по серии картинок, было направлено на выявление умений определять последовательность событий, обобщать свой опыт и сформированность наглядно-образного мышления.
Не все дети смогли разложить и проследить последовательность ситуаций на картинках и рассказать сюжет, нарисованный на картинках вследствие снижения речевой активности и сформированности логических операций.
Большинство детей экспериментальной группы 50% и 40% детей контрольной группы не воспринимали серию картинок как единое событие, хотя называли каждую ситуацию в отдельности, не смогли объединить их в единый сюжет в последовательности. По 40% детей из обеих групп правильно понимали задание, но раскладывали картинки непоследовательно, но продемонстрировали хорошую обучаемость и начинает понимать единый

45 сюжет, могли рассказать об изображенных ситуациях. И только 1 ребёнок экспериментальной и 2 детей контрольной группы самостоятельно верно разложили картинки, четко ориентируясь на временную последовательность, подробнее других рассказывали об утре изображённого мальчика.
Таблица 6 – сводные результаты показателей комплексного исследования с помощью методики Е.И. Стребелевой детей контрольной группы исследования
Код
Субтесты
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 1
2 2
3 2
3 2
3 3
3 2
2 2
2 3
2 3
2 3
2 2
2 3
3 3
4 4
3 2
3 3
3 3
4 2
3 3
3 4
2 3
3 3
3 5
4 4
4 4
4 2
3 4
4 3
6 4
4 4
4 4
2 3
4 4
4 7
1 2
3 2
3 1
2 2
2 2
8 2
3 3
3 3
2 2
3 3
3 9
3 3
4 4
4 2
3 3
4 4
10 2
2 3
3 3
2 2
2 2
2
Среднее значение
2,5 2,8 3.4 3,1 3,4 1,9 2,7 2,8 3
2,8
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей обеих групп выявлен недостаточно сформированный уровень развития психических процессов и высших психических функций. Таких особенностей как целостное восприятие, произвольная память, наглядно-образное и логическая формы мышления, логические операции и речевая деятельность. В следующей части работы на основе полученных результатов будет составлена и апробирована программа коррекции и развития познавательной сферы детей экспериментальной группы.
1   2   3   4   5

2.3 Реализация комплексного подхода к коррекции и развитии
познавательной сферы у детей с задержкой психического развития

46
Составление и реализация программы проводилась с опорой на принципы коррекционной деятельности психолога в работе с детьми дошкольного возраста. Среди них – принцип единства диагностики и коррекции, деятельностный принцип, принцип единства задач коррекционной, развивающей и профилактической направленности, принцип учёта зоны ближайшего развития, принцип привлечения к проведению программы ближайшего социального окружения, принцип постепенного усложнения материала, принцип эмоциональной сложности, принцип методического разнообразия и другие. Реализация программы проходила в период с октября 2021 года по декабрь 2021 год.
В своей работе мы ориентировались на гуманистический принцип безусловного позитивного отношения к каждому ребёнку, особенно важного для становления личности детей с особенностями в развитии. Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) определял наш выбор и построение методического материала, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, ориентируясь на его зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). Содержание занятий прочно базируется на идеях поэтапного формирования умственных действий
(П.Я. Гальперин). В программу были включены задания и игровые упражнения авторов Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой,
М. Чистяковойи других авторов.
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи:
– формирование познавательного интереса и позитивной мотивации к познанию и процессу обучения;
– развитие интеллектуальной сферы;
– развитие мыслительных операций, форм наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– развитие познавательных психических процессов – целостного

47 восприятия, произвольной памяти, внимания;
– формирование произвольности поведения и психических процессов;
– развитие личностной сферы: формирование самостоятельности, адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
Каждое занятие содержало следующие этапы:
Организационный этап включал создание положительного эмоционального настроя в группе; упражнения и игры для активизации познавательного интереса и внимания детей.
Практический этап содержит задания на развитие и коррекцию познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения).
Рефлексивный этап включает обобщение полученных знаний и умений и подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает в себя индивидуальные упражнения и домашние задания, данные родителям и педагогам для каждого ребенка на занятиях, консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями детей ориентировала их на создание условий для развития и выполнения заданий в семье, способствующих наиболее полному развитию познавательных психических процессов и высших психических функций, а также усвоению знаний и умений, полученных детьми на занятиях и реализации их в обычной жизни. Кроме того, просветительская работа с родителями в форме семинаров практически представляла материал и приёмы обучения детей в домашних условиях.
Средства обучения детей на занятиях:
– медиа-оборудование;
– настольно-печатные игры;
– предметные игрушки;
– доска;
– цветные мелки;
– пластилин;


48
– краски, карандаши, фломастеры;
– писчая и цветная бумага;
– строительный материал;
– ковер.
Численность детей, посещающих занятия, в нашем случае составляет
10 человек, дети занимались в группах по 5 человек. При затруднении с детьми проводились индивидуальные занятия.
Подгрупповые занятия проводились как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность занятий с детьми среднего дошкольного возраста 20 минут 2 раза в неделю.
Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие высших психических функций: развитие произвольного внимания, контроля за поведением и управление двигательной активностью, психогимнастические упражнения. Тематический план коррекционно- развивающей работы представлен в Таблице 7.
Таблица 7 – Тематическое планирование программы
Название темы
Содержание деятельности
Методы и приёмы ра- боты
Время проведения
Вводное
Объединение участников в группу
Сплочение, создание положительного эмоционального настроя, создание атмо- сферы активности, развитие познавательного интереса, активизация произвольного внимания
«Поздороваемся частями тела»
«Путаница»,
«Запомни и назови»,
«Повтори за мной»
20 минут
Развитие целостного восприятия
Формирование способов целенаправленного целостного восприятия
«Составь картинку»
«Одень куклу летом
(зимой)»
«Что не так?»
20 минут
Развитие целостного восприятия и причинно- следственных
Формирование способов целенаправленного целостного восприятия, понимания связи явлений и их причин
«Разложи картинки по порядку»
«Что сначала, что потом»
«Почему?»
20 минут

49 связей
«Путаница»
Развитие зрительной сосредоточеннос ти и внимания
Развитие зрительного сосредоточения
«Лабиринт»
«Проследи взглядом»
«Назови предметы»
20 минут
Продолжение таблицы 7
Название темы
Содержание деятельности
Методы и приёмы работы
Время проведения
Развитие слуховой сосредоточенност и и внимания
Развитие слухового сосредоточения
«Повтори ритм»
«Кто пасётся на лугу?»
«Назови того, чей шум ты слышишь»
20 минут
Развитие моторной сосредоточенност и и внимания
Развитие двигательного сосредоточения
«Движение по кругу»
«Повтори за другими»
«Сделай как я»
20 минут
Развитие зрительной памяти
Развитие произвольной зрительной памяти
«Запомни и назови»
«Что изменилось?»
«Кто ушёл в лес?»
20 минут
Развитие слуховой памяти
Развитие произвольной слуховой памяти
«Послушай и повтори»
«Кого не было утром?»
«Что лишнее?»
20 минут
Развитие двигательной памяти
Развитие произвольной двигательной памяти
«Запомни и сделай как я»
«Повтори действия за другом»
«Что изменилось?»
20 минут
Развитие анализа и синтеза
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза
«Что лишнее?»
«Назови одним словом»
«Собери рюкзак»
«Сложи картинку»
20 минут
Развитие обобщения

«Назови одним словом»
«Дерево»
«Всё это…»
20 минут
Развитие функции сравнения

«Чего не хватает на картинке?»
«Чем отличается?»
«Выше-ниже, больше- меньше, светлее-темнее»
20 минут
Развитие наглядно- образного мышления
Формирование мыслительных операций в упражнениях с изображением предметов и явлений
«Посмотри и убери лишнее»,
«Продолжи рисовать узор»,
«Летят по правилам снежинки»
20 минут
Развитие наглядно- образного мышления
Формирование мыслительных операций в упражнениях с изображением
«Нарисуй лабиринт»,
«Помоги кукле подобрать одежду для прогулки»,
«Найди соответствия на
20 минут