Файл: Автоматизация продажи авиабилетов (Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В данной курсовой работе планируется создать информационную систему, которая будет автоматизировать процесс продажи авиабилетов. Для реализации данной системы необходимо будет проанализировать возможные СУБД и возможные варианты реализации информационной системы.

Для начала необходимо изучить структуру организации – составить организационную структуру, изучить текущее положение компании и соотнести всю полученную информацию.

После анализа структуры организации и выбора типа информационной системы можно составить будущую техническую архитектуру и прототип базы данных. Необходимо подобрать подходящую конфигурацию для сервера.

При разработке информационной системы необходимо сделать её удобной и понятной для пользователей и для будущей поддержки, а также правильно спроектировать её структуру, в целях экономии времени если будет необходимо дополнить или как-то изменить систему без необходимости в полном переписываний.

Следует изучить опыт уже разработанных информационных систем других предприятий, определить какие решения пользуются популярностью, какие методы разработки можно использовать для сокращения расходов при разработке и поддержке выпущенной системы.

Пользователями данной информационной системы будут в большей части клиенты предприятия и в меньшей – работники этого предприятия, так как цель информационной системы – автоматизировать процесс и уменьшить, а в идеале – убрать, людей, для функционирования бизнес-процесса.

Следовательно, информационная система должна быть дружелюбна и интуитивно понятна в первую очередь клиентам. Самый популярный способ взаимодействия между клиентом и каким-либо предприятием – это с помощью сети Интернет. Благодаря сети Интернет можно мгновенно общаться с клиентами и реагировать на поступающие заявки. Самой распространённой реализации информационной системы, которая использует все преимущества сети Интернет, является Веб-приложения. Кроме того, отсутствует необходимость в установке и настройке данной системы каждому пользователю, вся настройка происходит единожды на стороне компании с помощью квалифицированных сотрудников. Это обеспечивает единый интерфейс и единый принцип работы для всех клиентов и сотрудников компании, а интуитивно понятный принцип работы с Веб-приложением знаком каждому пользователю компьютера или переносных устройств, благодаря чему нет нужды в обучении.


Ещё одним большим преимуществом Веб-приложения является одинаковая работа на всех популярных платформах: персональные компьютеры, ноутбуки и смартфоны. Также Веб-приложения одинаково работает на всех операционных системах: Windows, MacOS, системы на базе ядра Linux и другие, на которых возможна установка браузера. Из этого следует, что для работы с информационной системой требуется только подключение к сети Интернет и современный браузер, что в наше время является повсеместным. С другой стороны – стороны разработки информационной системы, также существует большое преимущество. В отличии от традиционных приложении, которые должны быть разработаны с учётом конечной платформы (персональный компьютер или смартфон), необходимо учитывать еще и конечную операционную систему, на которой будут использовать информационную систему. Из-за необходимости в разработке и тестировании под несколько платформ растут расходы на её создание. Веб-приложение не имеет таких минусов и для работы требует только браузер и соединение с сетью Интернет. Существуют современные инструменты, которые даже помогают учитывать разные версии браузеров и создавать почти идентичный интерфейс на разных браузерах.

Из всего сказанного выше, для автоматизации продажи авиабилетов было решено разработать Веб-приложение.

  1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия.

    1. Характеристика предприятия и его деятельности

Компания «РосАвиа» начала свою деятельность в 2011 году, она осуществляет продажу авиабилетов. Клиентами компании являются физические лица. Главный офис компании расположен в городе Москва.

Самолёты компании перевозят пассажиров через аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска и другие аэропорта РФ, а также в страны Европы: “Польша”, “Германия” и т.д.

Также компания участвует в подготовке и тренировке молодых пилотов с помощью своего квалифицированного персонала и современного оборудования.

В ближайшее время компания планирует расширить свой бизнес на регионы Азии: Китай, Южную Корею, Японию и охватить Дальний Восток Российской Федерации.


На данный момент основной доход идёт с перелётов на территории СНГ, на втором месте идёт доход с перелётов между стран Европы, но компания планирует получать доход с Азиатского региона сравнимый с основным доходом.

Компания старается модернизировать все текущие самолёты до самых современных моделей и принимает активное участие в разработке международных стандартов.

Кроме перевозки пассажиров, компания планирует освоить грузоперевозки между Китаем и Российской Федерацией.

Технико-экономические показатели объекта управления Таблица 1

№ п\п

Наименование характеристики (показателя)

Значение показателя на определённую дату либо за период

1

Количество катастроф

0 катастроф за 2018 год

2

Количество проданных билетов

120 тысяч за 2018 год

3

Средняя оплата труда

90 тысяч рублей в месяц

4

Количество самолётов

40 на 2018 год

5

Прибыль

420 000 000 рублей за последний год

    1. Организационная структура управления предприятием

Рисунок 1 организационная структура предприятия

Руководство, менеджер, IT-отдел, отдел кадров и маркетинговый отдел находятся в главном офисе компании “РосАвиа” в городе Москва. Обслуживающий персонал и наземное обслуживание расположены в аэропортах. Лётные персонал в основном находится в полёте или на перерыве между полётами.

    1. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов

На диаграмме прецедентов, рисунок 2, отражено отношение между клиентом и работниками предприятия.

Рисунок 2 Диаграмма прецедентов

В качестве задачи для автоматизации бизнес-процесса была выбрана продажа авиабилетов, как самая важная и трудоёмкая для ручной работы задача.


Сам бизнес-процесс продажи билетов делится на: просмотр всех доступных рейсов клиентом и выбор необходимого, получение дополнительной информации о рейсе, заполнение необходимой информации и совершение платежа. Все эти процессы можно довольно легко и просто автоматизировать с помощью веб-приложения, благодаря чему можно совершать покупку билетов с любой точки Земли. Потоки информации также автоматизированы, история покупок, список всех клиентов, самолётов и рейсов хранится в базе данных, и необходимая информация может быть быстро отсортирована и получена.

Благодаря автоматизации данного бизнес-процесса можно избавиться от ручной работы и, следовательно, человеческой ошибки со стороны компании: при оформлении покупки, сортировке и получении информации.

Бизнес-процесс, который требуется автоматизировать показан с помощью IDEF на рисунке 3, декомпозиция данного бизнес-процесса отображена на рисунке 4.

Рисунок 3 IDEF0

Рисунок 4 декомпозиция бизнес-процессов

На рисунке 5 показана диаграмма деятельности, где отображена процедура покупки билета.

Рисунок 5 диаграмма деятельности

  1. Техническое и программное обеспечение

    1. Структура и состав комплекса технических средств и конфигурации сети

Каждый отдел в компании имеет компьютеры, факс, VOIP и МФУ, все отделы и сервер соединены в одну сеть. Веб-сервер и сервер базы данных работают на одном физическом сервере.

Рисунок 6 Техническая архитектура организации

Характеристика устройств Таблица 2

Названия устройства

Характеристика

Сервер “Dell PowerEdge R540 R540-7038_K2”

Процессор: Intel Xeon 5120

Оперативная память: 32Gb 2x

Компьютеры IT-отдела

Процессор: Intel Core I5 6500

Видеокарта: NVIDIA GeForce GT1030 2Gb

Оперативная память: Crucial 8Gb 1866MHz CL11

Материнская плата: Asus B150M

Жёсткий диск: Western Digital 500Gb 7200 RPM 64Mb Cash

Операционная система: Windows 10 Pro

Компьютера отдела маркетинга

Процессор: Ryzen 5 1600

Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX1060 3GB

Оперативная память: Crucial 8Gb 1866MHz CL11

Материнская плата: ASRock 970 Pro3 R2.0

Жёсткий диск: Western Digital 500Gb 7200 RPM 64Mb Cash

Операционная система: Windows 10 Pro

Компьютеры отдела кадров

Процессор: Intel Core I3 6100

Видеокарта: NVIDIA GeForce GT710 2GB

Оперативная память: 4GB

Материнская плата: Gigabyte H110

Жёсткий диск: Western Digital 500Gb 7200 RPM 64Mb Cash

Операционная система: Windows 10 Pro

Компьютеры руководства

Процессор: Intel Core I5 6500

Видеокарта: NVIDIA GeForce GT1030 2Gb

Оперативная память: Crucial 8Gb 1866MHz CL11

Материнская плата: Asus B150M

Жёсткий диск: Western Digital 500Gb 7200 RPM 64Mb Cash

Операционная система: Windows 10 Pro

VOIP

IP-Telephone GrandStream GXP-1610

Факс

Panasonic KX-FT 984RU-B

МФУ

HP-LaserJet Pro M28A

Маршрутизатор

Router Asus RT-AC66U


    1. Характеристика базы данных

Для разработки ИС необходимо было выбрать СУБД и разработать базу данных в ней. В качестве СУБД была выбрана MySQL которая:

  • Бесплатная.
  • Открытый исходный код.
  • Отлично подходит для малых и средних приложений.

В качестве подсистемы был сделан выбор в пользу InnoDB, данная подсистема имеет механизм транзакции и внешних ключей.

Был спроектирован минимальный набор сущностей для функционирования ИС:

  • Пассажир – для хранения информации о клиентах.
  • Билет – для хранения информации о купленных билетах.
  • Рейс – для хранения информации о рейсах.
  • Аэропорт – для хранения информации о аэропортах.
  • Город – для хранения информации о городах.
  • Страна – для хранения информации о странах.
  • Самолёт – для хранения информации о самолёте.

Вся база данных была нормализована до 3 уровня.

В сущности “Пассажир” хранится минимальный набор информации о клиенте который хотя бы раз купил билет.

В сущности “Билет” хранится информация в виде внешнего ключа о клиенте (пассажире) и о рейсе, также есть поле указывающее на дату покупки билета и пустое поле указывающее на дату использования билета.

В сущности “Рейс” хранится информация о самолёте (внешний ключ), о датах прибытия/отбытия и о аэропортах прибытия/отбытия, также здесь указана стоимость.

В сущности “Аэропорт” хранится название аэропорта и внешний ключ на город в котором аэропорт находится.

В сущности “Город” хранится название города, координаты в виде полей “широта” и “долгота”, а также внешний ключ на страну. Координаты города были добавлены для возможности реализации показа в Веб-Приложении карты.

В сущности “Страна” хранится просто название страны.

В сущности “Самолёт” хранится название самолёта и вместимость.

Таким образом, в БД отсутствует дублирование данных, вся информация разделена на достаточное количество полей (Имя, фамилия клиента) и можно очень просто найти, например, список всех купленных билетов по первичному ключу сущности “Пассажир” и т.д.

Рисунок 7 ERD

Сущность “Пассажир” Таблица 3.1

Наименование поля

Идентификатор поля

Тип поля

Длина поля

Прочее

Идентификатор

_id

Счетчик

10

Первичный ключ

Имя

first_name

Короткий текст

20

Фамилия

last_name

Короткий текст

20

Пол

sex

Короткий текст

3

Дата рождения

birthdate

Дата