Файл: Программа основного общего образования 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2614

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. Целевой раздел ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ программы основного общего образования

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: общая характеристика

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

2.2. Примерная Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

2.3. Примерная программа воспитания

2.4. Программа коррекционной работы

3. Организационный раздел программы основного общего образования

3.1. Примерный учебный план программы основного общего образования

3.2. Примерный План внеурочной деятельности

3.3. ПРИМЕРНЫЙ календарный План воспитательной работы

3.4. Характеристика условий реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО


6 класс

  • Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;

  • приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;

  • сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;

  • различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;

  • применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;

  • различать питание и режим рек;

  • сравнивать реки по заданным признакам;

  • различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;

  • приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;

  • называть причины образования цунами, приливов и отливов;

  • описывать состав, строение атмосферы;

  • определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;

  • объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;

  • различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;

  • устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;

  • сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;

  • различать виды атмосферных осадков;

  • различать понятия «бризы» и «муссоны»;

  • различать понятия «погода» и «климат»;

  • различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;

  • применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;

  • называть границы биосферы;

  • приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;

  • различать растительный и животный мир разных территорий Земли;

  • объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;

  • сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;

  • применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;

  • приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.


7 класс

  • Описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки;

  • распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой отражение таких свойств географической оболочки, как зональность, ритмичность и целостность;

  • определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы;

  • различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;

  • приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;

  • описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира;

  • выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных источников географической информации;

  • называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры;

  • устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;

  • классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;

  • объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров;

  • применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • описывать климат территории по климатограмме;

  • объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности территории;

  • формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности человека с использованием разных источников географической информации;

  • различать океанические течения;

  • сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на разных широтах с использованием различных источников географической информации;

  • объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных источников географической информации;

  • характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на основе анализа различных источников географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;

  • сравнивать плотность населения различных территорий;

  • применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • различать городские и сельские поселения;

  • приводить примеры крупнейших городов мира;

  • приводить примеры мировых и национальных религий;

  • проводить языковую классификацию народов;

  • различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях;

  • определять страны по их существенным признакам;

  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к разным природным условиям регионов и отдельных стран;

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;

  • использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на локальном и региональном уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их преодолению.


8 класс

  • Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;

  • находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение страны;

  • характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;

  • различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;

  • приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;

  • оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;

  • оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;

  • проводить классификацию природных ресурсов;

  • распознавать типы природопользования;

  • находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;

  • находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории страны;

  • сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности;

  • объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма;

  • применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;

  • использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;

  • проводить классификацию типов климата и почв России;

  • распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;

  • показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;

  • приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

  • приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России;

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;

  • приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;

  • сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её отдельных регионов и своего края;

  • проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

  • представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.


9 класс

  • Выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практикоориентированных задач;

  • выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи;

  • применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства», «природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;

  • различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и зону Севера России;

  • классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников;

  • находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства);

  • различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и её регионов;

  • различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал;

  • различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот;

  • показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей сельского хозяйства;

  • использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств;

  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безопасности;

  • критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики;

  • оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;

  • сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России;

  • формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;

  • приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте;

  • характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.