Файл: Педагогические науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

309
Вестник экономической безопасности
№ 4 / 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
NIION: 2015-0066-4/21-060
ББК 74
MOSURED: 77/27-011-2021-04-259
DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-309-313
© Бибиев А.Ш., 2021
Научная специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования
НЕКОТОРЫЕ ЭТАПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ
Ахмед Шайхиевич Бибиев,
доцент кафедры огневой, физической и тактико-специальной подготовки, кандидат юридических наук
Брянский филиал ВИПК МВД России (241000, Брянск, 2-ой Советский переулок, д. 2-а)
E-mail: bibiev68@mail.ru
Аннотация. Современное российское общество предъявляет новые повышенные требования к деятельности органов внутрен- них дел, связанной с защитой законных прав и интересов граждан, выявления и пресечения преступных проявлений, задержанию правонарушителей и привлечению их к установленной законом ответственности.
Ключевые слова: правовая подготовка, психологическая подготовка, огневая подготовка, физическая подготовка, тактико- специальная подготовка, этапы совершенствования боевой подготовки, подразделения ОВД, оперативно-служебная деятельность, служебно-боевые задачи
SOME STAGES OF IMPROVING THE COMBAT TRAINING OF THE INTERNAL
AFFAIRS BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Akhmed Sh. Bibiev,
Associate Professor of the Department of Fire, Physical and Tactical-Special Training,
Candidate of Legal Sciences
Bryansk Branch of the VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia (241000, Bryansk, 2-oy Sovetskiy pereulok, d. 2-a)
Abstract. Modern Russian society imposes new and increased requirements on the activities of internal Affairs bodies related to the protection of the legal rights and interests of citizens, detection and suppression of criminal manifestations, detention of offenders and bringing them to legal responsibility.
Keywords: legal training, psychological training, fire training, physical training, tactical and special training, stages of improving combat training, internal affairs units, operational and service activities, service and combat tasks
Для цитирования: Бибиев А.Ш. Некоторые этапы совершенствование боевой подготовки органов внутренних дел МВД России. Вест- ник экономической безопасности. 2021;(4):309-13.
В настоящее время развитие российского обще- ства обусловлено сложностью задач, решаемых орга- нами внутренних дел в условиях серьезных вызовов и угроз национальной безопасности, в непосред- ственной близости границ Российской Федерации.
В условиях сложившейся негативной криминоген- ной обстановки, назрела необходимость практических решений, направленных на обеспечение надежной за- щиты служебной деятельности и личной безопасно- сти сотрудников ОВД, а также их родных и близких.
Одним из основных факторов, определяющих отношение граждан к полиции, является уверен- ность в том, что их права и законные интересы бу- дут защищены. В 2021 году органами внутренних дел выявлено и раскрыто множество преступлений, из них каждое пятое – тяжкое и особо тяжкое, а также выявлено лиц, совершивших уголовно нака- зуемое деяние. Увеличилась также раскрываемость убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, разбоев. Сократился общий остаток не- раскрытых преступлений и доказана причастность организованных групп или преступных сообществ к совершению преступлений. Сотрудниками ОВД пресечена деятельность лидеров и активных участ- ников криминальных структур [9].
Организация эффективного силового или воо- руженного пресечения, противоправных и преступ- ных действий правонарушителей зависит от право- вой, психологической, огневой, физической и так- тико-специальной подготовленности сотрудников
ОВД. Однако существующая методика подготовки, недостаточно ориентирована на обучение личного состава подразделений ОВД для действий в слож- ных и опасных ситуациях. Данное обстоятельство требует переосмысления методических подходов к организации боевой подготовки, с учетом опыта


Вестник экономической безопасности
310
№ 4 / 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
практической работы сотрудников ОВД и специфи- ки выполнения ими служебных задач, в том числе и привлекаемых к проведению контртеррористиче- ских операций на территории Северо-Кавказского региона РФ [5; 6; 7].
Следует особо подчеркнуть, что уровень про- фподготовленности, подразделений ОВД, является недостаточным и существует проблема адаптации со- трудников полиции, к новым условиям предстоящей профессиональной деятельности. Необходимо науч- ного подхода к проблеме подготовки кадров, в аспек- тах повышения и совершенствования боевой подго- товки подразделений ОВД. Одним из путей решения этой проблемы является повышение уровня профпод- готовки сотрудников ОВД. Учитывая потребность со- вершенствования системы боевой подготовки, необ- ходимо провести специальное исследование и объек- тивный анализ состояния рассматриваемой, методики содержания учебных дисциплин огневой, физической и тактико-специальной подготовки, преподаваемых в образовательных учреждениях МВД России.
В этой связи, интерес представляет изучение мнения самих слушателей профобучения в отно- шении, предъявляемых к ним требований, а также самого процесса формирования и развития их огне- вой, физической и тактико-специальной подготов- ленности как необходимой профессионально значи- мой компетенции.
Одной из особенностей современного этапа раз- вития МВД РФ, является значительное пополнение ее рядов за счет лиц, не имеющих специального ве- домственного образования, посредствам использо- вания системы профессионального обучения. Огра- ниченный срок подготовки таких кандидатов, по со- ответствующим основным программам, определяет и свои особенности, а также проблемные вопросы формирования у них необходимых профкомпетен- ций сотрудника полиции.
В рамках концепции модернизации профессио- нального образования и формирования профкачеств в процессе преподавания учебных дисциплин огне- вой, физической и тактико-специальной подготов- ки, была подготовлена анкета и проведено анкети- рование 98 сотрудников, обучающихся в Брянском филиале ВИПК МВД России. Все тестируемые были мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, средний возраст составил 30 лет. Среди факторов, влияющих на эффективное выполнение служебно-боевых за- дач, 81% респондентов на первое место поставили, повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников ОВД, необходимые для успешного и эффективного выполнения поставленных задач в различных ситуациях оперативно-служебной и слу- жебно-боевой деятельности.
Одним из путей решения данной задачи, явля- ется применение методики преподавания дисци- плин огневой, физической и тактико-специальной подготовки, подразделениях ОВД, что обеспечит профнаправленность и эффективность всего учеб- ного процесса, повысит боеготовность сотрудников полиции, в различных ситуациях служебно-боевой деятельности [1; 2; 3; 4].
Для обучения боевой подготовки учебные дис- циплины огневой, физической и тактико-специ- альной подготовки, необходимо объединить, в одно целое, что позволит создать условия для более успешного обучения сотрудников ОВД и совершен- ствования их профнаправленности [8].
Методика подготовки слушателей, состоит из трех взаимосвязанных, этапов подготовки сотруд- ников ОВД.
Этап первый предусматривает изучение теоре- тического материала сотрудниками полиции:
необходимых знаний по основам личной без- опасности сотрудников ОВД;
правовым основам при хранении, ношении и применении огнестрельного оружия; организационно-правовым основам огневой, физической и тактико-специальной подготовки.
Этап второй включал в себя: сотрудники ОВД, совершенствуют умение и навыки обучаемых, необ- ходимых для выполнения служебных обязанностей, связанных с принятием решения в ситуации при- менения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Третий этап включает в себя отработку профес- сионально-прикладных навыков сотрудников ОВД, при выполнении оперативных, служебных и слу- жебно-боевых задач. Все эти занятия имели практи- ческую направленность.
В процессе формирования необходимого ком- плекса профкачеств, знаний, умений и навыков со- трудников подразделений ОВД, особое внимание уделялось методике применения огнестрельного


311
Вестник экономической безопасности
№ 4 / 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
оружия и методов обучения, связанных с отработ- кой различных модельных ситуаций, имитирующих специфику служебно-боевой деятельности сотруд- ников полиции. Сотрудникам полиции в профессио- нальной деятельности приходится ежедневно стал- киваться с ситуациями, в которых решающее зна- чение имеет необходимость быстрого извлечения, заряжания оружия и производства первого выстрела, который может быть упреждающим, отвлекающим, имеющим психологическое воздействие, и в некото- рых случаях на поражение. Необходимо не забывать и об особенностях извлечения оружия и изготовки для стрельбы в различной форме и экипировке (фор- менная зимняя куртка, бронежилет и т.п.).
Проведение всех действий с оружием, не отводя взгляд от наблюдения за окружающей обстановкой, т.е. не переводя взгляд на оружие, является одним из успешных элементов в подготовке высококвалифи- цированных сотрудников ОВД.
Правильное и быстрое извлечение и приведе- ния оружия в боевую готовность, отработанное до автоматизма, без перевода взгляда на оружие, спо- собствует действиям сотрудника полиции на опе- режение и пресечение противоправных намерений преступника к открытию огня из оружия.
На фото 1–11 представлены способы извлечения оружия:
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 3–5. Из кармана форменной зимней куртки
Фото 1
Фото 2
Фото 1, 2. Из кобуры с помощью вытяжного ремешка
Фото 6
Фото 7
Фото 6, 7. В положении стоя на колене
Фото 8
Фото 9
Фото 8, 9. В положении сидя

Вестник экономической безопасности
312
№ 4 / 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Разработанная методика подготовки сотруд- ников ОВД, позволить максимально использовать потенциал содержания учебного материала по дис- циплинам огневой, физической и тактико-специаль- ной подготовки, направленного на формирование необходимых умений и навыков, касающихся, в том числе проблем обеспечения личной безопасности обучающихся.
Эффективность методики подготовки обучае- мых, подтверждается повышением уровня огневой, физической и тактико-специальной подготовлен- ности у сотрудников ОВД. Показатели по огневой, физической и тактико-специальной подготовки, со- трудников ОВД, подтверждается улучшением успе- ваемости по окончанию обучения.
Применение методики преподавания дисци- плин боевой подготовки позволило улучшить эф- фективность формирования необходимых знаний, умений и навыков у сотрудников ОВД, что под- тверждается:
– сравнительным анализом огневой и тактико- специальной подготовленности слушателей;
– результатами физической подготовленности слушателей опытной группы над результатами слу- шателей контрольной группы;
Фото 10
Фото 11
Фото 10, 11. В положении лежа
Фото 14. За бронежилет
Фото 15. За выступающую
деталь мебели
Фото 16. При помощи фиксации
затвора коленями
Фото 12–16. Досылание патрона в патронник зацепом целика
за детали обмундирования и различные предметы
Фото 12. За ремень
Фото 13. За каблук обуви


313
Вестник экономической безопасности
№ 4 / 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
– улучшением функционального состояния со- трудников полиции, экспериментальных групп.
Таким образом, основу предлагаемой методики должны составлять комплексные квалификационные задания по тактическому силовому задержанию и ог- невому поражению опасного противника, в процес- се преподавания дисциплин огневой, физической и тактико-специальной подготовки. Структура задания включает в себя ряд задач, последовательное реше- ние которых, позволяет проявиться как врожденным, так и приобретенным качествам слушателей обучаю- щихся в учебном заведении МВД России.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод: что для укрепления правопорядка и эффек- тивного выполнения возложенных задач на органов внутренних дел, в совершенствование системе бо- евой подготовки подразделений ОВД, необходимо принимать меры по повышению защищенности граждан и общества, обеспечить контроль над опе- ративной обстановкой, организовывать проведение дополнительных оперативно-разыскных и профи- лактических мероприятий. А также основываясь на личном опыте обучении и подготовки сотрудников
ОВД, хочется отметить, что только высокая служеб- ная дисциплина, твердые знания и неукоснительное соблюдение требований безопасности при проведе- нии занятий приводят к высоким результатам огне- вой, физической и тактико-специальной подготов- ленности.
Литература
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г.
№ 3-ФЗ «О полиции» (с изм. и доп.) // Электронный ресурс – КонсультантПлюс.
2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г.
№ 450 «Об утверждении Наставления по организа- ции физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Электронный ре- сурс – КонсультантПлюс.
3. Приказ МВД России от 23 ноября 2017 г.
№ 880 «Об утверждении Наставления по организа- ции огневой подготовки в органах внутренних дел
Российской Федерации» // Электронный ресурс –
КонсультантПлюс.
4. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275
«Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах вну- тренних дел Российской Федерации» // Электрон- ный ресурс – КонсультантПлюс.
5. Воронков Л.Ю. Тактико-специальная под- готовка: учебное пособие. 2-е изд. стер. М.: ЮСТИ-
ЦИЯ, 2016.
6. Огневая подготовка: учебник / под общ. ред. канд. пед. наук В.Л.Кубышко. М.: ДГСК МВД Рос- сии, 2016.
7. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подго- товка полицейских): учебник в 2 ч. / под общ. ред.
В.Л. Кубышко. Часть 2. М.: ДГСК МВД России,
2015. 320 с.
8. Теоретические и методические основы ор- ганизации физической подготовки сотрудников ор- ганов внутренних дел Российской Федерации: учеб- ник / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, А.И. Воронков; под ред. С.В. Кузнецова. М.: ДГСК МВД России,
2016.
9. Расширенное заседание коллегии МВД Рос- сии //www.kremlin.ru/.