Файл: Контрольная работа по дисциплине Психология и педагогика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровни педагогического творчества.
Выделяют следующие уровни педагогического творчества:
1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.
2. Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.
3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.
4. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.
Часто творчество связывают только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества.
Третий и четвертый уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке. Следствием могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.
Признаки творческой личности.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть
знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.
Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т.е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Условия педагогического творчества.
Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следующие условия:
- временная «спрессованность» творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени (ситуация недостатка времени, «цейтнота»);
- сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;
- отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
- атмосфера публичного выступления;
- необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Задача 1.
Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю... Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.
Я считаю, что руководитель имел полное право не согласовывать с замом свое решение о принятии на работу специалиста, так как он глава компании. Но в тоже время он мог не разглядеть в новом сотруднике какие-то изъяны в плане профессиональной подготовки. Заместитель в свою очередь принял правильное решение доложив о некомпетентном сотруднике.
Я бы на месте руководителя не принимал бы поспешных решений таких как увольнение. Провел бы беседу с новым сотрудником, объяснил где у него погрешности и что нужно подтянуть и какие новые навыки ему нужно приобрести, обозначил конкретные сроки подготовки и провел бы проверку специалиста в конце. На основании проверки сделал бы вывод вместе с замом оставлять сотрудника или заменить.
Задача 2.
У вас в подразделении есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «разборки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?
Для начала нужно выяснить почему они это делают, что их объединяет какие мотивы. Обычно в такой компании есть лидер, которому все остальные стараются подражать, иногда даже не осознавая на подсознательном уровне. Вызвать по одному к себе и провести беседу что им не нравится и почему они себя так ведут. Затем методом наблюдения выявить лидера и провести с ним беседу, понять, что он за человек и что с ним делать. Попробовать перевести данного сотрудника в другой отдел и понаблюдать как поведут себя остальные, если проблема разрешится, то нужно в мягкой форме поговорить с данным сотрудником и поставить перед выбором или он меняется, или уходит. Но скорее всего он выберет уход, потому что такие люди не по своему желанию вряд ли изменятся и поэтому лучше сразу уволить или перевести.
Задача 3.
Составьте свою психологическую характеристику по результатам изучения эмоциональной, мотивационной сфер, темперамента. Пройдите тесты, их результаты укажите в контрольной работе.
На основе изученного я считаю, что я Сангвиник.
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом.
Ответы на тесты.
1. Шкала реактивной и личностной тревожности Д.Ч. Спилбергера - Ю.Л. Ханина
Шкала ситуативной тревожности 36
Шкала личностной тревожности 30
2. Методика определения направленности личности Б. Басса
Результат: 27+29+34=90
3. Тест «Мотивация достижения» Ю. Орлова
Результат: 12
4. Личностный опросник Г.Ю. Айзенка (определение типа темперамента)
Экстроверсия-интроверсия: 13 среднее значение;
Нейротизм: 8 среднее значение;
Ложь: 1меньше 4- норма.
Заключение.
В выборе видов, приемов и методов для использования в программах обучения для взрослых важно использовать средства педагогического воздействия, которые подходят к данной ситуации. Нет универсальных средств педагогического воздействия, которые были бы “ лучшими ” в любой ситуации. Часто использование нескольких различных учебных способов является наиболее эффективным в ситуации обучения взрослых. Главное чтобы, современные доктрины и приемы педагогического стимулирования объединили в себе особую установку ориентации процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума.
Что касается управления системой образования в педагогической науке и практике идет тенденция к усилению осмыслить целостный педагогический процесс с точки зрения науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.
Под управлением понимается деятельность, которая направлена на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с целью, анализ и подведение итогов на основании достоверной информации.
Объектами управления могут стать технические, биологические, социальные систем. Одна из разновидностей социальных систем – это система образования, которая функционирует в масштабе страны, области, города или района. Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования, управления образования области и города, районные отделы образования.
Список используемой источников
.
-
Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е. Н. Степанова- М., 2001. -
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. -
Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е. А. Степанова. -М., 2000 -
Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв., т. 1, 1983. -
Макаренко А. С. Соч. т. 5, 1960. -
Сидоркин А. М. К вопросу о развитии понятия воспитательная система школы. - М., 2001. -
Бушканец М.Г., Леухин БД, «Хрестоматия по педагогике» под редакцией З.И. Равкина, Москва, «Просвещение», 1976г. -
Инфоурокhttps://infourok.ru/doklad-upravlenie-sistemoj-obrazovaniya-4668076.html -
Образовательный портал https://obrazovanie-gid.ru/referaty/upravlenie-obrazovatelnymi-sistemami-referat.html -
Фобрэйнhttps://4brain.ru/pedagogika/vozdeistvie.php