ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра Сестринского дела

направление подготовки (специальность) Сестринское дело 34.03.01

дисциплина «Педагогика с методикой преподавания в сестринском деле»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

МОДУЛЬ 1.

«ДИДАКТИКА»

ТЕМА: «ДИДАКТИКА»

Выполнил: студент (ка) 1 курса

группы 109-1 сдип

очной формы обучения с применением ДТ

Ф.И.О. Каретин Александр Александрович

Проверил: Сергеев Иван Николаевич

Оренбург,2022г.

ДИДАКТИКА
ЗАДАНИЕ 1

ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Обучение- целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Это значит, что в процессе обучения получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.

Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании "абстрактного" знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому
образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа).

Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития — один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше.



Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Итак, наукой выделены три функции процесса обучения, которые характеризуют его специфические свойства. В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной одно другого. Функции обучения реализуются во всех дидактических компонентах процесса обучения: в комплексе задач урока или какого-либо отрезка обучения, содержании обучения, в системе методов, форм, средств обучения, а также в психологической сфере процесса обучения. Этим определяется ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.

КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Целевой компонент заключается в осознании педагогом и восприятии учащимися целей и задач темы, раздела учебного предмета Цели и задачи определяют на основе требований учебной программы с учетом особенностей учеников.

Мотивационный компонент охватывает систему приемов для стимулирования у детей интереса, потребности в решении поставленных перед ними учебных задач Результатом стимулирования должен быть внутренний процесс - возникновение положительных мотивов учения.

Содержательный компонент определяется учебной программой и учебниками Учитель конкретизирует содержание с учетом поставленных задач, специфики производственного и социального окружения, учебных возможностей учащихся.

Контрольно-регулировочный компонент предусматривает одновременный контроль преподавателя за решением поставленных задач и самоконтроль учащихся за правильностью выполнения учебных операций, точностью ответов Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ, зачетов и экзаменов, опросов.


Оценочной-результативный компонент предусматривает оценивание педагогами и самооценки учащимися достигнутых в процессе обучения результатов, выяснения соответствия их учебно-воспитательным задачам, выявление причин определенных пробелов в знаниях .
ЗАДАНИЕ 2

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ДОКЛИНИЧЕСКОМ И КЛИНИЧЕСКОМ ЭТАПАХ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вид обучения - это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе. Выделяют следующие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно ориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное, межпредметное и др.

На доклиническом этапе важно овладеть теоретическим материалом, поэтому педагог может выбрать тот вид обучения, в рамках которого может построить учебную деятельность для достижения максимального результата. Педагоги наряду с традиционной лекционно-семинарской зачетной системой, широко используют развивающее обучение, исследовательские методы, проблемное обучение, методы проектов, информационно-коммуникативные технологии, метод дебатов, кейсметод, технология модульного обучения.

Многие педагоги предпочитают интеграцию видов, форм и методов , подбирая структуру и содержание под каждую тему и каждое занятие.

В медицине невозможно опираться на стандарты и шаблоны. Каждый человек индивидуален и каждый пациент с тем же диагнозом приходит со своей уникальной историей, анамнезом жизни, сопутствующими заболеваниями. На мой взгляд , проблемное, развивающее и эвристическое обучение позволяет более прочно усвоить теорию и развивать клиническое мышление еще на доклиническом этапе. Педагогу следует не просто прочитать лекцию, а направить студентов на самостоятельный поиск нужной информации, отслеживать на каком этапе процесс усвоения материала. Сам процесс поиска и решения поставленных задач развивает интеллект, способствует становлению личностей будущих специалистов.


К примеру, в некоторых ВУЗах страны широко применяют современные компьютерные технологии. Использование информационных образовательных технологий помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и студентом в условиях дистанционного образования. Особенности общения в асинхронной среде, характерной для электронных форумов, чатов, почти буквально повторяют условия, требуемые для проявления дивергентного мышления – избавление обучаемого от ненужных критических суждений, по мере необходимости общение или, наоборот, самая широкая дискуссия в виртуальном семинаре, форуме, чате.

Дистанционное обучение широко внедрилось в структуру учебного процесса медицинских ВУЗов в связи с эпидемиологической ситуацией с конца 2019г. Я считаю, что дистанционное обучение в медицинском ВУЗе допустимо, к примеру, по дисциплине «Иностранный язык» Преимуществом ДО является то, что оно обеспечивает передачу информации в любое время, на любые расстояния и в любое место, предоставляет доступ к различным источникам информации, обеспечивает индивидуальный подход, позволяет работать в привычной обстановке, избегая стрессовых ситуаций. Но при этом следует отметить и его слабые стороны. Для его эффективного использования необходима серьѐзная мотивация обучающегося. Оно не в полной мере способствует развитию коммуникативности. Кроме того существует проблема идентификации получателя информации.

На клиническом этапе более эффективно проблемное и личностно-ориентированное обучение.

Это вполне оправданно, так как сущность проблемного обучения сводится к созданию цепи проблемных ситуаций и управлению деятельностью обучающегося по самостоятельному решению учебных проблем. Создается проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение для студента, побуждающая его искать решение. Также стоит отмечать индивидуальные особенности обучающихся, мотивировать каждого по-своему, находить пробелы в знаниях и помогать восполнить.

На клиническом этапе будущие врачи и обучаются, и уже активно участвуют в клинических обходах, мастер-классах, которые регулярно проводятся в рамках практических занятий. Также студентам желательно закреплять навыки обследования и лечения больных в симуляционных центрах . Также стоит упомянуть о важности использования современных возможностях компьютера и Интернета. Большую помощь в углублении профессиональных теоретических знаний слушателей оказывают Интернет – технологии, особенно в поиске профессиональной информации.