ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-вторых, залог влиятельности состоит в определенной подконтрольности данному органу самих правоохранительных и судебных органов в смысле возможных коррупционных проявлений в них. В этих целях антикоррупционный орган должен быть наделен правом истребовать уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях, материалы оперативно-розыскных мероприятий, проводить по ним экспертизу и требовать возбуждения уголовного дела в отношении должностных лиц, подозреваемых в коррупции в ходе дознания, предварительного следствия или судебного рассмотрения.
В-третьих, должна быть законодательно предусмотрена императивность для государственных органов учитывать результаты антикоррупционной экспертизыпроектов правовых актов или актов, вступивших в законную силу.
В-четвертых, антикоррупционный орган должен обладать правом наблюдать за проведением торгов, конкурсов, аукционов по государственным заказам, государственным закупкам и продаже государственного имущества.
В-пятых, антикоррупционный орган должен стать центром, куда поступают и где анализируются специальные декларации государственных служащих и высших должностных лиц, свидетельствующие о динамике их имущественного положения,а также о соответствии реальных расходов и доходов.
Таким образом, антикоррупционный орган смог бы взять под свой контроль наиболее важные точки в деятельности государственного аппарата, где возможны коррупционные проявления, и при этом постоянно информировать общество о результатах своей деятельности. Такая парадигма сможет сделать этот орган гораздо более опасным для коррупционеров, чем даже правоохранительные органы, спецслужбы и суды.
Но на чем основан расчет, что новый государственный орган не примет "существующие правила игры", т.е. сам не станет еще одной бюрократической и коррупционной структурой, как и многие другие "торгующей" своими властными полномочиями? Гарантии от его коррумпированности следующие:
– принцип формирования данного органа разными ветвями власти, причем без права отзыва члена, назначенного соответствующими государственными органами;
– относительно небольшой срок полномочий (3 года) плюс частая ротация, причем многоступенчатая, т.е. обновление органа частями;
– невозможность вновь занять должность члена антикоррупционного органа без трехлетнего перерыва;
– существенные материальные и социальные гарантии для членов антикоррупционного органа и сотрудников его аппарата.
Наконец, (и это, пожалуй, одно из главных отличительных свойств антикоррупционного органа) – не формальное, а реальное взаимодействие с институтами гражданского общества, специализирующимися на противодействии коррупции. Речь идет не о "дежурных" декларациях о сотрудничестве, а о функциональной невозможности антикоррупционному органу осуществлять свою деятельность без антикоррупционных общественных сил. Тем самым, с одной стороны, появляется гораздо больше возможностей для повышения эффективности антикоррупционной деятельности будущего органа. С другой стороны, создаются дополнительные гарантии подконтрольности самого антикоррупционного органа.
Разумеется, все это не может полностью исключить возможность появления в данном органе недобросовестных людей. Но такие гарантии все-таки минимизируют возможность его коррумпированности.
4. Виды, уровни и направления антикоррупционной политики, критерии оценки
Антикоррупционная политика может быть понята и сформирована только как часть правовой политики государства.
Она синтезирует ряд положений уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, финансовой, экономической, таможенной и других частных видов правовой политики.
Принятие ФЗ "О противодействии коррупции" следует рассматривать в качестве нового исторического этапа российской антикоррупционной политики, поскольку он формирует ряд институтов, создающих новые элементы механизма противодействия коррупции. Указанным Федеральным законом конкретизирован объект механизма борьбы с коррупцией, внесены изменения в экономическую, социальную и уголовную политику государства, систему правового регулирования этого механизма, перечень его субъектов, в направления, формы, способы, методы, средства противодействия коррупции. Общественное сознание, социальная психология и идеология, правовая культура и правовая идеология включены в структуру данного механизма.
Основными формами и средствами реализации антикоррупционной политики являются: правозащитная, правотворческая, правоприменительная формы, правовое обеспечение функционирования субъектов антикоррупционной деятельности, организация деятельности правоохранительных органов, развитие специального направления в криминологии, выработка антикоррупционной доктрины.
Три направления развития:
- правотворчество;
- правоприменение,
- правосознание.
Критерии и оценки эффективности антикоррупционной политики
Три системы критериев, позволяющих осуществлять оценку эффективности антикоррупционной политики:
одна – государственная; другая – более независимая (СМИ, мониторинги, политическая активность избирателей); третья – международная.
5. Правовые основы антикоррупционной политики
Правовые основы антикоррупционной политики:
-
международно-правовые акты; -
национальное законодательство.
К основополагающим международно-правовым документам относятся, например:
-
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.); -
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) ETS N 173.
К основам национального законодательства в сфере антикоррупционной политики необходимо отнести следующие федеральные правовые акты:
-
федеральный закон Российской Федерации "О противодействии коррупции" (25 декабря 2008 года N 273-ФЗ) [1]; -
Национальный План противодействия коррупции (утвержден 31 июля 2008 г., в последующем обновлен и утвержден Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы"). [3]
Привожу пример республиканских правовых актов:
-
Закон Республики Татарстан О противодействии коррупции в Республике Татарстан (4 мая 2006 года N 34-ЗРТ) [10];
-
Указ Президента Республики Татарстан о стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан (8 апреля 2005 года N УП-127) [11]; -
Указ Президента Республики Татарстан от 18 августа 2006 г. N УП-315 "О Республиканском совете по реализации антикоррупционной политики" (с изменениями от 21 марта 2007 г., 27 марта 2008 г., 17 апреля 2009 г.) [12]; -
Решение Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики от 29 января 2009г. "О фактах коррупции в вузах Республики Татарстан и о состоянии работы по предупреждению коррупционных проявлений в Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева (КАИ)".
Учитывая масштабы современной коррупции, глубину проникновения данного явления в различные сферы общественной жизни, степень ее общественной опасности, признавая международное значение борьбы с этим злом, необходимо подчеркнуть важность формирования эффективного международного правового порядка в данной сфере, интеграция в него правовых систем национальных государств [7].
Международный правовой порядок в сфере противодействия коррупции представляет собой систему урегулированных международным законодательством отношений по пресечению, минимизации и искоренению коррупционных проявлений, возникающих на глобальном, региональном и национальном уровнях.
Нормативно-правовая система международного антикоррупционного правового порядка включает [7]:
-
группу неинституциональных регулятивных компонентов (антикоррупционную идеологию как совокупность ценностей, идей и принципов антикоррупционной политики); -
группу институциональных и неинституциональных регулятивных компонентов (понятие коррупции, правовые начала противодействия коррупции); -
группу институциональных регулятивных компонентов (правовые нормы и институты антикоррупционного законодательства, правовые механизмы противодействия коррупции и пр.).
В процессе формирования международного антикоррупционного правового порядка особую роль играет совокупность неинституциональных компонентов. Так, эволюция международного антикоррупционного порядка связана с формированием этических антикоррупционных доктрин, лежащих в основе нормативно-правового поля противодействия коррупции, которые выступают либо в виде части международного нормативно-правового акта, либо в виде отдельного акта, не имеющего юридической силы (кодексы поведения должностных лиц).
В контексте международного антикоррупционного правового порядка обращает на себя внимание:
во-первых, отсутствие в неинституциональном регулятивном контексте российского антикоррупционного правопорядка доктринальных источников;
во-вторых, отсутствие доктринальных оценок коррупции и коррупционного поведения в преамбулах нормативно-правовых актов.
6. Проблемы и перспективы реализации национальной антикоррупционной политики
Антикоррупционная проблематика включает вопросы правосознания различных социальных групп, при этом видится его системный дефект – наличие двойных стандартов в восприятии, осознании и отражении правовых норм, что является следствием исторических, политико-правовых, экономических, социально-культурных условий развития российского общества и российской государственности, дистанцированных друг от друга вследствие значительного несовпадения целей.
Совершенствование государственной службы – важное антикоррупционное направление – возможно лишь при условии создания единой централизованной системы с ограничением в данной части прав субъектов Федерации. Модернизация данного государственного института как фактора обеспечения государственной целостности при всех издержках способна снизить коррупционное влияние в регионах, характеризующихся сложной криминогенной ситуацией.