Файл: Монополии и их роль в рыночной экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

Казанский Государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра муниципального менеджмента

Реферат на тему:

«Монополии и их роль в рыночной экономике»

Выполнил: студент гр. 7СТ01

Зарипов Р.Р.

Проверил: Сафина Р.С.

Казань 2018

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

1 Возникновение и сущность монополий

4

2 Спрос на продукт монополии

7

3 Причины существования монополий

10

4 Особенности современной монополизации народного хозяйства, её позитивные и негативные стороны


11

5 Естественные монополии и их регулирование

15

Заключение

19

Список использованных источников

20

ВВЕДЕНИЕ
Монополия– это особый тип рыночной структуры, в которой один продавец является поставщиком на рынок определённого продукта, не имеющего близких субститутов.

Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда - важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.

Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. Они тормозят развитие рыночных отношений в нашей стране. В России большинство монополий относятся к нефтегазовой, транспортной отраслях. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса.

Кроме того, практическую значимость исследований в данном направлении для российской экономической науки определяет отсутствие единых подходов к формированию комплексной модели регулирования монополий, которая бы адекватно соответствовала формирующимся экономическим отношениям.


Цель данной работы - наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, проанализировать их роль в экономике, а также изучить основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики в современных рыночных отношениях.


1. Возникновение и сущность монополий
Монополия – (от моно. и греч. Poleo – продаю), исключительное право в

определенной области государства, организации, фирмы.

Хозяйственное объединение, которое находится в собственности частных лиц и контролирует определенную отрасль рынка, где устанавливаются монопольные цены, называется монополией. Она возникает, как соглашение, то есть происходит добровольное соединение нескольких крупных фирм с целью остановить конкуренцию и самостоятельно сформировать цены на продукцию. По степени охвата рынка максимума достигает абсолютная монополия. Для хозяйственного объединения характерны такие черты:

  1. Конкретная отрасль представлена только одним производителем. Покупатель должен или приобрести товар у монополиста или вообще отказаться от него.

  2. Для распространения продукции монополист может обходиться без рекламы.

  3. В руках производителя право самостоятельно менять количество товара, что будет непосредственно влиять на стоимость.

  4. Другие производители, стараясь продать аналогичные товары, сталкиваются с разными барьерами.

Факторы, которые приводят к организации представленного хозяйственного объединения, связаны с изменениями в технологическом процессе производства. К основным причинам создания монополий относят:

  1. Централизацию производства и капитала. Конкуренция и монополия связаны между собой, поскольку часто несколько предприятий объединяются, чтобы перестать соперничать.

  2. Специальные или умышленные действия государства, например, лицензирование и сертификация.

  3. Наступление экономического кризиса.

  4. Внешняя политика, направленная на защиту рынка от иностранных конкурентов, чтобы поддержать национального производителя. Сюда можно отнести обложение пошлинами иностранных товаров, ограничение ввоза или запрет конкретной продукции.

Действия определенных субъектов хозяйственности, направленные на уничтожение конкуренции на рынке, называются «монополистическими».

  1. Изъятие продукции, чтобы искусственно создать дефицит на рынке, что приводит к повышению цены на нее.

  2. Монополист навязывает дискриминационные условия договора.

  3. Силы направляются на создание барьеров в трудовой деятельности, чтобы предотвратить появление конкурентов.

  4. Нарушения при образовании цены, которая была установлена монопольным законодательством.


Существует несколько видов монополий, которые могут функционировать на ранке:

1. Картель. Происходит соединение ряда предприятий, связанных одной сферой производства. При этом сохраняется собственность на средства производства и продукцию. Владельцы договариваются, какая доля будет у каждого партнера.

2. Синдикат. При таком объединении участники теряют свою коммерческую самостоятельность, а вот производственную нет. Созданная продукция будет реализовываться через синдикатские конторы.

3. Трест. Описывая типы монополий, перейдем к распространенному экономичному объединению – акционерному обществу. В таком случае участники лишаются коммерческой и производственной самостоятельности. Трест образуется в результате слияния нескольких капиталов благодаря выпуску ценных бумаг. Акции не только распределяются между учредителями, но и могут продаваться на рынке ценных бумаг.

4. Концерт. В монополию объединяются разные отрасли промышленности, транспорта и торговли. Основная фирма осуществляет над другими участниками финансовый контроль.

5. Конгломераты. Хозяйственные объединения, образуются в результате поглощения прибылей предприятий, которые не имеют технического и производственного единства.

В зависимости от причин возникновения, выделяют два вида монополий: естественную и искусственную. Первый вариант возникает, когда одна крупная фирма будет выгодней, чем несколько мелких предприятий. Снижается стоимость производства, что поднимает и цену на продукцию. Учитывая признаки естественных монополий, можно представить реальные примеры, например, метрополитен. Приставка «естественная» связана с тем, что формирование такого объединения никак не зависит от людей.

Продолжая узнавать, что такое термин «монополия», стоит выделить еще один тип – искусственное хозяйственное объединение. В таком случае предприятие состоит из нескольких фирм в одной отрасли, но руководство осуществляется одним предпринимателем. Искусственные монополии распространены и возникают они при объединении капитала путем соединения фирм или же при наличии уникальной технологии или ресурса. Относят к этому виду и государственную монополию.
2 Спрос на продукт монополии
М онопольно конкурентоспособная фирма воспринимает спрос на свои товары, что является промежуточным случаем между монополией и конкуренцией. Рисунок 1 напоминает о том, что кривая спроса, с которыми сталкиваются совершенно конкурентной фирмы является совершенно эластичным, потому что совершенно конкурентная фирма может продать любое количество его пожелания по преобладающей рыночной цене. В отличие от этого, кривая спроса, с
которой сталкивается монополист, является кривой рыночного спроса, поскольку монополист является единственной фирмой на рынке и, следовательно, имеет нисходящий наклон.
Рисунок 1 – график конкуренции.

Три графика показывают (a) горизонтальную прямую линию, представляющую собой совершенно конкурентоспособную фирму; (b) нисходящую наклонную кривую, представляющую монополию; и (c) постепенно нисходящую наклонную, высокоэластичную кривую, представляющую монопольно конкурентоспособную фирму.

Кривая спроса, с которой сталкивается совершенно конкурентоспособная фирма, идеально эластична, что означает, что она может продать всю продукцию, которую она желает, по преобладающей рыночной цене. Кривая спроса, с которой сталкивается монополия, - это рыночный спрос. Он может продать больше продукции только путем уменьшать цену он поручает. Кривая спроса, с которой сталкивается монопольно конкурентоспособная фирма, находится между ними.

Кривая спроса, с которой сталкивается монополистический конкурент, не плоская, а наклонная вниз, что означает, что монополистический конкурент может поднять свою цену, не теряя всех своих клиентов или снизить цену и получить больше клиентов. Поскольку существуют заменители, кривая спроса, стоящая перед монопольно конкурентоспособной фирмой, более эластична, чем у монополии, где нет близких заменителей. Если монополист поднимет свою цену, то некоторые потребители решат не покупать свой продукт, но тогда им нужно будет купить совершенно другой продукт. Однако, когда монополистический конкурент поднимает свою цену, некоторые потребители вообще решат не покупать продукт, а другие решат купить аналогичный продукт у другой фирмы. Если монополистический конкурент поднимет свою цену, он не потеряет столько клиентов, сколько будет совершенно конкурентоспособной фирмой, но он потеряет больше клиентов, чем монополия, которая подняла свои цены.

На первый взгляд кривые спроса, с которыми сталкивается монополия и монополистический конкурент, выглядят похожими - то есть они оба склонились вниз. Но основной экономический смысл этих предполагаемых кривых спроса отличается, потому что монополист сталкивается с кривой рыночного спроса, а монополистический конкурент - нет.

Как известно, совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль посредством выбора такого выбора, при котором цена равняется величине предельных издержек. Поскольку цена в условиях совершенной конкуренции совпадает с величиной предельного дохода, то можно сказать, что конкурентная фирма так же выбирает объём выпуска так, чтобы предельные издержки равнялись предельному доходу.


Если монополист решает производить что-либо, то он установит цену так, чтобы объём спроса равнялся его оптимальному положительному объёму выпуска. Поскольку предельные издержки равны предельному доходу при оптимальном положительном объёме выпуска, а предельный доход ниже цены, то из этого следует, что данная цена будет выше предельных издержек. Таким образом, если монополист решает производить что-либо, то он максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек.

3 Причины существования монополий
Есть несколько причин существования монополий.

Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случае защищенных патентами.

Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

4 Особенности современной монополизации народного хозяйства, её позитивные и негативные стороны
Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится прежде всего научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях.