ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Методические основы организации труда
1.1. Труд как процесс и как экономический ресурс
Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях:
- как процесс труда
- и как вид экономических ресурсов.
1) Труд как процесс - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.
Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
Основные формы проявления труда как процесса - это
- затраты человеческой энергии,
- взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда)
- и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (соотношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителями и подчиненными).
Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда
-
создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, -
но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывая свои способности, пополняют и обогащают знания. Более того, многочисленные исследования показывают, что при отсутствии физического и умственного труда происходит деградация умственных способностей.
Творческий характер труда находит свое выражение
-
в появлении новых идей, -
прогрессивных технологиях, -
более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, -
новых видах продукции, материалах и т.д.,
которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Таким образом, в процессе трудовой деятельности
-
не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., -
но и появляются новые потребности с требованиями их удовлетворения.
2) Труд как ресурс
Ресурсы - то, из чего или благодаря чему производятся блага.
Экономические ресурсы, задействованные в производстве, по материально-вещественному составу состоят из труда овеществленного - орудий и предметов труда (в совокупности они называются средства производства), труда живого, природных ресурсов (земля, воздух, вода, полезные ископаемые, растительный и животный мир). Особыми экономическими ресурсами являются информационные ресурсы (научно-техническая информация, конструкторская, технологическая, статистическая, управленческая и др.), денежные средства и время. Время является универсальным ресурсом, присутствует во всех экономических процессах.
Все виды ресурсов, несмотря на явное их физическое различие и функциональное назначение, обладают рядом общих свойств:
1. Воспроизводство означает, что ранее истраченные ресурсы, можно заменить аналогичными новыми. Воссоздаются они за сроки, сравнимые с продолжительностью одной человеческой жизни. Так на создание полезных ископаемых природа потратила сотни миллионов лет, и эти ресурсы относят к невоспроизводимым ресурсам. Невозможно и время повернуть вспять.
2. Качество ресурсов характеризуется экономическим или иным эффектом, который получают при их использовании. По качеству все ресурсы разделяют на три группы - лучшие, средние, худшие.
3. Ограниченность ресурсов (иногда говорят дефицитность) бывает двух видов
1 вид - объективная ограниченность рассматривается как невозможность максимального удовлетворения всех потребностей в данном ресурсе в каждый конкретный момент времени.
2 вид - субъективная ограниченность возникает в результате просчетов при экономическом планировании и управлении, и рассматривается как явный недостаток тех или иных видов ресурсов для достижения поставленной цели.
Однако объективная ограниченность ресурсов может относиться только к лучшим ресурсам, реже к средним, а вот субъективная ограниченность может охватить все виды ресурсов.
4. Взаимозаменяемость ресурсов бывает двух видов:
1 вид - прямая взаимозаменяемость означает, что при выполнении технологических или управленческих операций один вид ресурса можно тут же заменить другим видом, или лучший по качеству ресурс, но дефицитный, восполняется ресурсом среднего или худшего качества. Экономический или иной эффект в этом случае может измениться или остаться неизменным.
2 вид - косвенная взаимозаменяемость – это опосредованная связь между различными видами ресурсов. Например, произведенные из нефти синтетические волокна в ряде производств заменяют хлопковое волокно. Следовательно, можно уменьшить посевы самого хлопка, тем самым часть земельных угодий высвобождается под другие нужды. Здесь нефть и земля обладают косвенной взаимозаменяемостью.
Противоположным свойству взаимозаменяемости является свойство взаимодополняемости. Оно существует между орудиями труда, предметами труда и живым трудом.
Живой труд, как экономический ресурс, есть совокупность физических, умственных и предпринимательских способностей человека, которые он реализует в процессе создания готовой продукции, работ или услуг.
Носителем труда являются трудовые ресурсы, т.е. трудоспособная часть населения страны. Принятый в России состав трудовых ресурсов представлен на Рис. 1.
Рис. 1.1 Состав трудовых ресурсов
В рамках отдельного предприятия понятие «трудовые ресурсы» не используется. На предприятии применяется понятие «персонал».
1.2 Понятие, состав и структура персонала предприятия
Персонал предприятия - это совокупность всех работников предприятия, обеспечивающих реализацию его функций. Это основной ресурс предприятия, от использования которого зависит эффективность функционирования предприятия.
Персонал предприятия по характеру участия в производственном процессе подразделяется на промышленно–производственный и непромышленный. Состав и классификация персонала предприятия представлена на рисунке 1.2
Промышленно-производственный персонал (ППП) занят непосредственно выполнением производственного процесса и обслуживанием производства. Это работники основных и вспомогательных подразделений, заводоуправления, научно–исследовательских и опытно–конструкторских отделов и бюро, бухгалтерии, планово–финансового отдела и др.
Непромышленный персонал включает работников, занятых на предприятиях общественного питания, в медицинских учреждениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, в детских дошкольных учреждениях, домах отдыха и пансионатах, подсобных хозяйствах, числящихся на балансе предприятия.
Специалисты обеспечивают сбор и обработку всей управленческой информации, заняты выполнением экономических, бухгалтерских, технических и научно–исследовательских функций. Это инженеры, экономисты, нормировщики, бухгалтера, технологи, конструкторы.
Другие служащие (технические исполнители) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся: работники канцелярии, секретари–референты, декларанты, диспетчера, кассиры, табельщики, учетчики, старший кладовщик и др.
Младший обслуживающий персонал (МОП) составляют работники, осуществляющие функции по уходу за служебными помещениями, обслуживанию рабочих, руководящих работников и специалистов. Это уборщики, кладовщики, гардеробщики, операторы копировальных, множительных и вычислительных машин, курьер и т.д.
Ученики – это работники предприятия, проходящие производственное обучение с целью овладения определенной профессией.
Охрана - данная категория работников обеспечивает безопасность предприятия, сохраняя его материальные ценности от хищений и стихийных бедствий, обеспечивая неприкосновенность информации, составляющей коммерческую тайну предприятия.
Персонал предприятия можно охарактеризовать с помощью количественных и качественных показателей. Количественные показатели связаны с оценкой численности работников, в том числе по категориям ППП. К качественным показателям относятся профессия, специальность и квалификация.
Под профессией понимается вид трудовой деятельности, требующий теоретических знаний и практических навыков. Понятие “специальность” определяет вид трудовой деятельности в рамках данной профессии, имеющий специфические особенности и требующий дополнительных навыков и знаний. Наличие у человека специальности подтверждается соответствующим документом об образовании, где указано название специальности.
Например, профессия слесарь, специальность – слесарь механосборочных работ, слесарь контрольно-измерительных приборов; профессия токарь, а специальность – токарь–карусельщик, токарь–расточник и др.
Квалификация – это способность специалиста выполнять работу определенной сложности. Квалификация определяется теоретической подготовкой, зависящей от уровня образования, и опыта приобретаемого в практической деятельности. Каждая профессия требует своего сочетания теоретической подготовки и опыта. По уровню квалификации рабочие делятся на низкоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных.
Для специалистов также можно выделить два вида квалификации в зависимости от:
- уровня образования: специалисты со средним специальным образованием; специалисты с высшим образованием; специалисты высшей квалификации, имеющие ученые степени (кандидата и доктора наук) или ученое звание (доцент, старший научный сотрудник, профессор);
- от полученной специальности: экономист, экономист–менеджер, инженер–механик, инженер–технолог, инженер–экономист и т.д.
Уровень квалификации руководителей, специалистов и служащих определяется в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих», действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.
Для характеристики уровня квалификации рабочих применяются тарифные разряды. Основными факторами, оказывающими влияние на квалификационный разряд, являются уровень образования конкретного работника и сложность работы, требующей соответствующей квалификации. Эти требования заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих» (ЕТКС). Также для ряда профессий рабочих права и обязанности предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.
Специфика предприятия, его размер, организационно–правовая форма и отраслевая принадлежность обуславливают требования к профессионально–квалификационному составу работников.
Структуру персонала предприятия характеризует соотношение численности отдельных категорий работников в их общей численности. Наибольший удельный вес в структуре кадров промышленных предприятий занимают рабочие.
Часто используемый в экономике термин «человеческий капитал» характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода. На практике понятие «человеческий потенциал» используется для оценки доходности инвестиций в образование и повышение квалификации персонала.
Вместе с тем в современном производстве все большее значение приобретают этические аспекты деятельности человека, обусловленные нравственностью, добросовестностью, отношением к окружающим, умением работать в коллективе. По отношению к этим качествам термин «человеческий капитал» не подходит.
Трудовой потенциал в общем случае характеризует возможность участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. Его составляющие должны характеризовать:
-
психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности; -
возможности нормальных социальных контактов; -
способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений; рациональность поведения; -
наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ; -
предложение на рынке труда.