Файл: Реферат история русского речевого этикета. Студент гр. 121461 Шубин Д. А.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рукопожатие и поцелуй руки
Обычай рукопожатия имеет еще более древнюю историю и первоначально представлял протянутую невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. Затем множество средневековых ритуалов (например, принесение оммажа), включавших в себя вкладывание своих рук или руки в руки другого человека, что обозначало покорность и повиновение, оказало влияние и на трансформацию жеста приветствия. Вышестоящему лицу или даме целовали руку (что также является очень древней традицией), равному ее пожимали. Поэтому до наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять. Раньше было принято целовать руку любой женщине равного или высшего по отношению к мужчине ранга, затем, в 19 веке, поцелуй руки сохранился только по отношению к замужним дамам, при приветствии девушек ограничивались поклоном.
Допетровская Русь
Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формировался как часть ее этнических традиций, в целом мало подверженных иноземным влияниям. Тем не менее во времена Киевской Руси (первая треть 12 века) в города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснявшие языческие и скандинавские. В деревне во многом сохранялась исконная языческая культура (до 19 века). В период феодальной раздробленности (12 — конец 15 века), после татаро-монгольского нашествия 1237—1241 годов, проникают восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа в семье и т. д. Они сохранились и в период централизованного Московского государства (16 — 17 века). Крестьянский и городской быт мало отличался, но именно в городе возникло понятие «светской жизни», связанное с обществом и государственной службой. В 16—17 веках с развитием феодальных отношений обособились нормы поведения высших (бояр, дворян) и низших (крестьян, посадских людей и т. п. ) сословий.
Распорядок дня в допетровской Руси
Распорядок дня был согласован с церковными службами, в основу его был положен византийский счет часов: 7 «дневных» и 17 «ночных» зимой, 17 «дневных» и 7 «ночных» летом, первый «дневной» и «ночной» совпадали с восходом и заходом солнца; в десятом (шестом часу обычных суток) служили обедню, в двенадцать был обед, затем сон, вечерние дела до шести, после шести досуг и сон. Утренняя и вечерняя молитвы обязательны для всех русских верующих, обедню и вечерню стояли обычно знатные люди, на заутреню ходили все верующие по праздникам. У крестьян и простых городских жителей весь день зависел от характера и количества работы.
Гостевой этикет в допетровской Руси
Гостевой этикет на Руси учитывал возраст и происхождение. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу; к более высокому лицу шли через двор пешком; не было принято старшим ездить к младшим. Важного человека приглашал сам хозяин или его родня, менее важных — родня или слуги; знатного гостя встречали у крыльца или устраивали три встречи (слуги у ворот, родня во дворе и хозяин у крыльца), равного — в сенях, младшего — в комнате.
Палка (или трость) оставалась в сенях, в комнату входили без шапки, несли ее с платком внутри перед собой в руке, троекратно крестились на образа, клали три поясных поклона до земли, затем кланялись хозяину (кивком, в пояс, касаясь земли рукой, на коленях, касаясь лбом пола), равные протягивали друг другу руки; друзья и родные раскрывали объятия, целовали гостя в голову, прижимали к груди. В гостях нельзя было кашлять и сморкаться; хозяин «корил» себя в специальных словесных формулах, гостю говорил особые комплименты, называя его «кормильцем» и «благодетелем»; у светских людей спрашивали про здоровье, у духовных особ — о спасении. При прощании троекратно крестились на образа, кланялись им, целовались с хозяином, один раз крестились, и хозяин провожал гостя до сеней или крыльца, по его знатности. Знаком высшего доверия к гостю был выход жены с чаркой; жена меняла наряды перед угощением каждого гостя, избранного мужем, потом они ее целовали. В случае приглашения гостя на обед жена обедала на своей половине.
Петровское время (1696-1725 годы)
Внешний вид горожан
После петровских указов внешний вид разных сословий стал различаться больше, чем раньше. Русское платье сохранилось у купцов и крестьян. Высшие сословия оделись на европейский манер — с короткими полами кафтаны у мужчин и сложного фасона робы у женщин. Огромное значение придавал Петр I бритью бород, взимая штрафы, собственноручно брея бороды у бояр. Указ о брадобритии вышел в 1705. Но староверы даже под угрозой наказаний не соглашались ходить с «босыми» лицами (борода издавна у славян была символом мужского достоинства), коротко стриженными головами в иноземных париках. У женщин, следовавших приказаниям царя, парики привились лучше: сложная технология европейских причесок того времени делала причесывание долгим и мучительным, доступным лишь профессионально обученному парикмахеру. Декольте на западный манер оголяли верхнюю часть груди, фасоны тогдашних платьев были таковы, что надеть их можно было только с помощью прислуги. Разница внешнего вида, введение в обиход дворянства иностранных языков и иноземных правил этикета, со временем привели к тому, что крестьяне стали воспринимать дворянство как чуждый, иноземный народ.
Развлечения в петровское время
Под развлечениями в петровское время подразумевалось выражение «делать плезир», сами они были вписаны в новый распорядок дня. В 1700 году был введен новый, европейский календарь и счет часов, с утра пили кофе, наносили визиты, вечер был отдан под светские забавы, ночной сон сильно сокращался, дневной почти исчез у служилых москвичей и жителей Санкт-Петербурга. Новые обычаи было легко вводить в молодой российской столице, где знать была оторвана от народной и православной культуры Москвы. Развлечения делились на зимние, которые часто проходили во дворцах и в здании Сената, и летние — в Летнем саду, в парках Петергофа и т. д.
Это были военные парады, различные процессии, конные кавалькады, маскарады (в том числе и на святки), гулянья в парках, морские и речные прогулки, катанья со снежных и декоративных горок, шутовские «свадьбы», инсценирование «морских» и «сухопутных» сражений, соревнования гардемаринов в ловкости и т. п. Развлечения, устраивавшиеся двором, и сопровождавшиеся обильным употреблением спиртного и «чертова зелья» — табака, возмущали даже тех, кто признавал необходимость образования.
19, начало 20 века
В эпоху Петра I западное влияние шло преимущественно из германских стран, отражая необходимость подготовки прежде всего технических специалистов. Но господство немцев, особенно тягостное в эпоху Анны Иоанновны, вызвало сильное недовольство русского общества.
При Елизавете Петровне немецкое влияние ослабевает, сменяясь французским. Французский язык входит в употребление среди светского общества и становится необходимой принадлежностью дворянского воспитания. После Великой французской революции 1789 в Россию хлынул огромный поток эмигрантов, принесших сюда язык, моды, правила поведения и манеры. Павел I, боясь революционной заразы, объявляет войну французским революционным модам — круглым шляпам, длинным панталонам. С воцарением Александра I эти гонения прекращаются. В начале 19 века подражают не только внешним европейским идеалам — поведение светского человека должно соответствовать моде на сентиментализм (позднее романтизм): желательна «интересная бледность», разговоры на чувствительные темы. Обязателен становится интерес к музыке, литературе и живописи. В первой трети 19 века стиль части светской молодежи отмечен английским влиянием, подражанием идеалу денди, манерам героев Байрона, Б. Констана и А. де Мюссе. После Отечественной войны 1812 патриотический подъем кратковременно усиливает роль в обществе русского языка, но по-настоящему на родном языке заговорили уже после реформ Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина, причем лишь мужчины, с дамами же разговор по-русски был еще долго неприличен. Одежда дам шьется по журналам мод, где французские наряды в стиле ампир эпохи Наполеона I постепенно сменяются стилем бидермейер, пришедшему из Вены. Этот стиль делает больший акцент на домашний уют. Одежда и прически мужчин, не только военных, но и штатских служащих, регламентируются прямыми предписаниями правительства. Николай I стремится к усилению национальных мотивов в обиходе, вводит, например, для придворных фрейлин наряды русского образца. Двор до середины 19 века оказывал решающее влияние на этикет всех слоев общества, но быт недворянских сословий был по-прежнему затронут мало. Аристократия, особенно московская, сохраняла и особую сердечность обращения, традиционное русское гостеприимство.
Вторая половина 19 начало 20 века
Отмена крепостного права, реформы Александра II, рост промышленности, развитие науки и литературы, привели к усилению влияния в обществе людей незнатного, а то и вовсе недворянского происхождения. Если высшее купечество стремилось подражать аристократии хотя бы внешне, то среди служащих и разночинной интеллигенции влияние придворных образцов поведения постепенно ослабевает. В столицах, губернских городах складывается новый слой общества с гораздо более демократичными манерами. Исчезает тип аристократа, занятого лишь собой и своими успехами у дам — он кажется устаревшим, отчасти смешным. Все стремятся заниматься каким-либо делом. Появляются многочисленные «кружки», где общение нередко было довольно бесцеремонным. Возможным и даже желательным считается обсуждение в обществе «больных» вопросов, серьезных тем, чего ранее избегали в общении с дамами. В этот период всеобщего увлечения различными социальными теориями понятия «интеллигент», «интеллигентка» вовсе не означают человека со светскими манерами — наоборот. Среди дам из таких кружков принято называть мужчин по фамилии. Принимая у себя поклонников, хозяйки таких салонов ведут себя с недопустимой ранее фамильярностью, одно время даже распространяется манера кормить кавалеров с ложечки по образцу французского полусвета. Нарочитое пренебрежение приличиями характеризует человека как творческую, свободную личность. В аристократическом кругу усиливается английское влияние с его деловитостью и приверженностью к спорту. Появилось стремление к экстравагантности — приемам в ночные часы. Для дам из высшего круга этого времени считается необходимым одеваться по чуть устарелой моде: в темные платья из дорогих тканей для повседневных визитов, в светлые — для балов и утренних приемов. Пышные дорогие наряды, одежды «из Парижа», роскошное белье допустимы только в кругу богатых банкиров, промышленников, модных адвокатов. Косметика для девушек и дам дворянского круга не принята. Естественность и непринужденность, умение тактично поддерживать разговор ценятся все больше. Внешний вид мужчин, не занятых на службе, все более зависит от их собственных вкусов, но служащие по-прежнему руководствуются указаниями сверху. При Александре III вновь появляется борода — теперь военные и штатские обязаны ее носить.
Литература и источники:
Лада Исупова «Пара слов об этикете...»
http://cabinet.chat.ru/read/isupova_eticet.html
Где зарождался этикет//Основные понятия об этикете
http://www.clib.yar.ru/projects/etika/base.htm
«Энциклопедии этикета Кирилла и Мефодия 2001» эл. вариант
http://www.megabox.ru/eticet/content.asp